Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 363.80 Кб (Скачать)

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают  друг друга; на всех этапах возрастного  развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом. Ярко этот процесс выражается в игре, где дети проигрывая различные жизненные  ситуации, учатся гордится собой, преодолевая  трудности, воспитывая в себе целеустремленность чувство уважения к себе и другим как к личности.

Проведя контрольный эксперимент, мы увидели неадекватную, а именно, завышенную оценку дошкольника. В принципе, такая оценка является нормальной для  детей данного возраста, но дело в том, что дошкольник не может  оценить себя и свои поступки адекватно  в силу того, что еще не очень  хорошо дифференцирует моральные нормы  социума. С этой целью нами были подобран ряд игровых занятий, на которых  дети рассмотрели и научились  оценивать принципы поведения и взаимодействия в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 
ЧАСТЬ 1 
1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 1993.

2. Белякова Л.И. , Дьякова  Е.А. Заикание. Учебное пособие  для студентов педагогических  институтов по специальности  “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.

3. Богомолова А. И. Устранение  заикания у детей и подростков. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1977.

4. Волкова Г.А. Игровая  деятельность в устранении заикания  у дошкольников: Книга для логопедов.  – 2-е изд., доп. и перераб.  – СПб: Детство–Пресс, 2003.

5. Гончарова Н. Театрализованные  игры в коррекции заикания: из  опыта работы.//Дошкольное воспитание, 1998 № 3.

6. Дьякова Е.А. Особенности  чтения вслух у взрослых заикающихся  // Журнал «Дефектология», 2000 - № 6.

7Калягин В. Если ребенок  заикается. – СПб., 1998

8. Кён Р. Заикание (Кён Р. Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков. - М., 1878.)//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.

9. Лагузен X. Способ излечения  заикания (- СПб., 1838)// Хрестоматия по  логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов  высших и средних учебных заведений:  В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой  и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОC, 1997.

10. Либманн А. Патология  и терапия заикания и косноязычия. (- СПб. – 1901)// Хрестоматия по  логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов  высших и средних учебных заведений:  В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой  и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОC, 1997.

11. Логопедия: Учебник  для студентов дефектол. фак. пед.  вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 1998.

12. Миронова С. Планирование  занятий с заикающимися детьми.// Дошкольное воспитание, 1978 - №8.

13. Неткачев Г. Д. Заикание (Неткачев Г. Д. Заикание. Его  сущность, причины, происхождение,  предупреждение и лечение в  детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ  лечения. - М., 1909. //Хрестоматия по  логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов  высших и средних учебных заведений:  В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой  и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОC, 1997.

14. Неткачев Г. Д. Клиника  и психотерапия заикания. (- М., 1913.) // Хрестоматия по логопедии (извлечения  и тексты). Учебное пособие для  студентов высших и средних  учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.

15. Пеллингер Е.Л., Успенская  Л.П. Как помочь заикающимся  школьникам: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1995.

16. Правдина О. В. Логопедия.  Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е,  доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973.

17. Сикорский И. А. О  заикании. (- СПб., 1889. //Хрестоматия по  логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов  высших и средних учебных заведений:  В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой  и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОC, 1997.

18. Филичева Т. Б. и  др. Основы логопедии: Учеб. пособие  для студентов пед. ин-тов по  спец. «Педагогика и психология (дошк.)»  / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.

19. Хрестоматия по логопедии  (извлечения и тексты). Учебное  пособие для студентов высших  и средних учебных заведений:  В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой  и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 1997.

20. Чевелева Н. А. Исправление  речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 1966.

21. Шкловский В. М. Психотерапия  в комплексной системе лечения  логоневрозов (Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1974.

22. Шуберт М. Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания (Прихогигиенические  и неврологические исследования. - М., 1928. - С. 208-217. 406.)//Хрестоматия по  логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов  высших и средних учебных заведений:  В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой  и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОC, 1997

23. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. - Минск, 2004.

24. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31- 38.

25. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

 

 

 


Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста