Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа
Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.
Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89
Таким образом, самосознание
и отношение к другим неразрывно
связаны и взаимообусловливают
друг друга; на всех этапах возрастного
развития отношение к другим отражает
особенности становления
Проведя контрольный эксперимент, мы увидели неадекватную, а именно, завышенную оценку дошкольника. В принципе, такая оценка является нормальной для детей данного возраста, но дело в том, что дошкольник не может оценить себя и свои поступки адекватно в силу того, что еще не очень хорошо дифференцирует моральные нормы социума. С этой целью нами были подобран ряд игровых занятий, на которых дети рассмотрели и научились оценивать принципы поведения и взаимодействия в обществе.
Список литературы
ЧАСТЬ 1
1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика
устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян
(Андронова). - М.: Эребус, 1993.
2. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
3. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1977.
4. Волкова Г.А. Игровая
деятельность в устранении
5. Гончарова Н. Театрализованные
игры в коррекции заикания: из
опыта работы.//Дошкольное
6. Дьякова Е.А. Особенности
чтения вслух у взрослых
7Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998
8. Кён Р. Заикание (Кён Р. Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков. - М., 1878.)//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.
9. Лагузен X. Способ излечения
заикания (- СПб., 1838)// Хрестоматия по
логопедии (извлечения и
10. Либманн А. Патология
и терапия заикания и
11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
12. Миронова С. Планирование
занятий с заикающимися детьми.
13. Неткачев Г. Д. Заикание
(Неткачев Г. Д. Заикание. Его
сущность, причины, происхождение,
предупреждение и лечение в
детском возрасте и у взрослых.
Новый психологический способ
лечения. - М., 1909. //Хрестоматия по
логопедии (извлечения и
14. Неткачев Г. Д. Клиника
и психотерапия заикания. (- М., 1913.)
// Хрестоматия по логопедии (
15. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1995.
16. Правдина О. В. Логопедия.
Учеб. пособие для студентов
17. Сикорский И. А. О
заикании. (- СПб., 1889. //Хрестоматия по
логопедии (извлечения и
18. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
19. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
20. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 1966.
21. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1974.
22. Шуберт М. Е. К психопатологии,
клинике и лечению заикания (Прихогигиенические
и неврологические
23. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. - Минск, 2004.
24. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31- 38.
25. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста