Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 363.80 Кб (Скачать)

После возникновения соподчинения мотивов, ребенок не всегда во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека, обнаруживается множество  разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные  мотивы теряют равноправие, выстраиваются  в систему.

В старшем дошкольном возрасте усложняются отношения детей  с окружающими, им самим приходится определять свое отношение к чему-то, оценивать свои поступки и обязательных правил становиться больше, столкновение различных мотивов становятся чаще и острее. Особенно трудно детям  выбирать между лично значимыми  и общественно значимыми мотивами. Если старший дошкольник потерпел неудачу  в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, от чего-то другого. Так  как одной из сторон развития мотивов  поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает отдавать себе все  более ясный отчет в побудительных  силах и последствиях своих поступках. Это становиться возможным в  связи с тем, что у дошкольника  развивается самосознание - понимание  того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся  к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке. Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. Формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний.

У детей старшего дошкольного  возраста происходит дальнейшее развитие компонента самосознания - самооценки. Она возникает на основе знаний и  мыслей о себе.

 

3.2.   Задачи  и содержание работы по формированию  самооценки

Для успешного проведения работы с заикающимися дошкольниками, следует выделить цели формирования у них адекватной самооценки.

1. Снизить уровень эмоционального  напряжения.

2. Повысить уверенность  детей в себе.

3. Развивать способность  видеть в себе «хорошее».

4. Формировать коммуникативные  навыки.

5. Развивать способность к позитивному отношению к людям.

Для формирования самооценки заикающихся детей необходимо использовать методику, которая бы позволила влиять на дошкольников в пределах дошкольного учреждения. Так как преобладающая деятельность детей в детском саду – игровая, я решила формировать самооценку в процессе игры. Методика логопедической работы включает в себя различные игровые этюды, в которых детям необходимо пережить различные эмоции и сформировать свое отношение к ситуациям, к людям и к себе.

Таким образом, мной была подобрана  методика, состоящая из 10 занятий.

Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных  позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие же самооценки характеризуют наличие  внутриличностных и межличностных  конфликтов у ребенка, но в группе обследуемых детей таковых не выявлено.

Одна из задач – формирование адекватной самооценки дошкольника. На основе полученных результатов был подобран комплекс для достижения поставленной цели.

 

Занятие 1.

Цель. Развитие способности  понимать эмоциональное состояние  окружающих людей, возможности самовыражения, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция  поведения. Снятие психомоторного напряжения.

Тренинг узнавания эмоций по внешним сигналам.

Каждый ребенок по очереди  задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

Дети вспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как делают это другие.

Дети вспоминают что-нибудь печальное.

Дети вспоминают что-нибудь вызывающее злость.

Этюды на отображение положительных  черт характера.

«Смелый заяц»

Заяц любит стоять на пеньке, громко петь песни, читать стихи. Он не боится, что его может услышать волк.

Выразительная поза: положение  стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

«Внимательный мальчик».

По улице шла женщина  с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина  поблагодарила мальчика.

Настольная игра «Оцени поступок». Игра состоит из 10 больших карт, на которых изображены различные жизненные  ситуации. К каждой большой карте  прилагается по 4 маленькие карточки, на 2 из которых представлены модели желательного поведения в данной ситуации, а на 2 – нежелательного. Детям предлагается рассказать, в  каких случаях ребята, изображенные на картинках поступили хорошо, а  в каких – плохо, и объяснить  – почему.

Игра способствует формированию у детей моральных представлений, используется в тренинге социальной компетентности, при коррекции поведения  и нежелательных черт характера. Дети учатся понимать, какое поведение, какой черте характера соответствует  и как оно оценивается.

Релаксация. «Сон на берегу моря». Дети слушают аудиозапись  шума моря. Ведующий говорит детям, что им снится один и тот же сон: дети видят во сне то, что они  делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. Ведущий  сообщает по какому сигналу дети проснутся. Звучит сигнал. Дети спокойно встают.

Занятие 2.

Цель: Формирование представлений, регулирование поведения и характера. Снижение психоэмоционального напряжения.

Этюды на отображение положительных  черт характера.

«Посещение больного». Мальчик  заболел. К нему пришел друг. Он с  сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливо  поправляет одеяло.

«Любящий сын». Мальчик  потихоньку входит в комнату с  подарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и  сейчас сделает ей подарок.

Настольная игра «Оцени поступок»

Релаксация. «Сон на берегу моря».

Занятие 3.

Цели: Формирование моральных  представлений, коррекция поведения  и характера. Снижение психоэмоционального  напряжения.

Этюды на отображение положительных  черт характера.

«Так будет справедливо». Мама уходит в магазин. Как только за нею закрывается дверь, братья начинают баловаться: бегают вокруг стола, борются, кидают друг в друга диванную подушку. Вдруг щелкает замок  – это вернулась мама. Старший  брат, услышав, что дверь открывается, быстро садится на диван, а младший  не заметил маминого прихода и  продолжает играть с подушкой. Вот  он подбрасывает подушку вверх и  попадает ею в люстру, которая начинает раскачиваться. Мама, рассердившись, ставит провинившегося в угол. Старший брат поднимается с дивана и встает рядом с братом.

- Почему ты встал в  угол? Ведь я тебя не наказывала, - спрашивает мама.

- Так будет справедливо, - ответил серьезно старший сын.  – Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растрогано улыбается  и прощает обоих.

«Вежливый ребенок». На стульях  сидят дети. Входит ребенок и вежливо  здоровается с каждым сидящим (дети по очереди играют роль вежливого  ребенка).

Релаксация. Комплекс «На  берегу моря».

Игры с песком. Набрать  в руки воображаемый песок. Сильно, сжав пальцы в кулак, удержать песок  в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок  с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить руки бессильно вдоль  тела (лень двигать тяжелым руками!). Повторить 2 – 3 раза.

«Солнышко и тучка». Солнце зашло за тучку, стало свежо –  сжаться в комок. Солнце вышло  из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторить 2 – 3 раза.

«В уши попала вода». Дети купались, им в уши попала вода. В  положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

«Лицо загорает». Подбородок загорает - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают.

Занятие 4.

Цель: формирование моральных  представлений, коррекция поведения  и характера, снижение психоэмоционального напряжения.

Этюды на отображение отрицательных  черт характера.

«Робкий ребенок». Ребенок  первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница, им недовольна, а дети вот-вот его  обидят.

Выразительные движения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки  сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голова опущена.

«Жадный пес». Ведущий читает стихотворение В. Квитка.

Жадный пес дров принес,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напек, спрятал в  уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!

Затем один ребенок имитирует  действия, о которых говорится  в стихотворении.

«Эгоист». Мама приносит к  чаю 3 пироженых. Мальчик берет себе одно пироженое и показывает на 2 других: « А эти я съем вечером». Мама огорчена: «Мой сын – эгоист».

Игра «Оцени поступок».

Релаксация. «На берегу моря».

Занятие 5

Цель: формирование моральных  представлений, коррекция поведения  и характера. Снижение эмоционального напряжения.

Этюды на отображение отрицательных  черт характера.

«Кривляка».

Когда кто-нибудь чужой входит в комнату, мальчик начинает гримасничать и кривлятся. Ему хочется, чтобы  новый человек смотрел только на него одного.

«Упрямый мальчик»

Уже вечер. Пора идти ужинать  и ложиться спать. Мама берет мальчика за руку, чтобы отвести его домой, а он упирается, вырывает руку и топает ногами: «Не хочу! Не пойду!»

Этюд «Злюка».

Ребенок изображает злюку. Он сидит на стуле, смотрит на каждого  присутствующего со злостью и  недовольством.

Мимика: брови сдвинуты, верхняя  губа закушена.

Игра «Оцени поступок»

Релаксация. «Сон на берегу моря».

Занятие 6.

Цель: Коррекция эмоционально – личностной сферы психики. творчества. Закрепление приемов саморасслабления.

Коммуникативные игры.

Упражнение на сплоченность группы.

Руки всех детей вытянуты вперед. На счет 3 все должны одновременно хлопнуть в ладоши.

«Сороконожки».

Все дети встают в затылок  друг другу, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются  по кругу. Задача: не упасть.

«Чего не хватает в изображении».

Вниманию детей предлагаются карточки с изображением предметов, на которых надо найти недостающие  детали. Карточки: девочка без рта, гребень без зубчика, лиса без  уха, ботинок без шнурка, кошка  без усов стол без ножки, ножницы  без винта, пиджак без петель, рыба без спинного плавника.

Аутотренинг.

Дети лежа с закрытыми  глазами слушают тихую спокойную  музыку. У них возникает приятная дремотность и психофизический  покой.

Занятие 7

Цель: развитие выразительной  моторики, способности адекватно  выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей. Совершенствование  внимания, развитие быстроты реакции. Снятие психического напряжения.

Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточия.

«Любопытный»

Представьте, что по улице  идет мужчина и несет в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирает. Мальчику очень хочется  узнать, что лежит в сумке? Мужчина  идет большими шагами и не замечает мальчика. Мальчик прямо таки вьется около прохожего: то с одной стороны  подбежит, то с другой и, вытягивая  шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам  пошел в телефонную будку. Мальчик  присаживается на корточки около  сумки, слегка приоткрывает молнию и  заглядывает внутрь сумки. Там лежат  всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно  машет рукой, встает и не спеша  идет к своему дому.

«Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в  какую сторону идти? – выразительная  поза: ребенок стоит руки сложены  на груди или одна рука на груди  поддерживает другую руку, на которую  опирается подбородок.

Игра с флажками.

Когда ведущий поднимает  красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста