Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 363.80 Кб (Скачать)

 

Величина расхождений  между уровнем притязаний и самооценкой (в баллах):

Критерии

Имя испытуемого

Здоровье

ум

характер

авторитет

умелые руки

внешность

уверенность в себе

1

13

20

19

7

23

11

21

2

36

15

14

2

4

16

9

3

11

9

9

8

24

30

34

4

1

28

8

18

16

1

13

5

41

1

23

41

8

34

22

6

30

33

41

22

49

8

17

7

26

11

41

29

22

15

24

8

23

30

53

38

12

21

15

9

5

0

33

2

26

27

10

10

24

17

13

41

37

20

5


 

Контрольная группа

Уровень самооценки в настоящий  момент (в баллах):

Критерии

Номер испытуемого

Здоровье

ум

характер

авторитет

умелые руки

внешность

уверенность в себе

11

75

58

49

70

50

56

59

12

64

73

60

62

48

48

46

13

53

85

47

55

86

81

54

14

96

71

77

74

70

52

83

15

57

53

72

63

53

63

95

16

67

60

85

74

47

66

55

17

70

64

58

84

94

63

54

18

69

44

56

50

16

79

77

19

81

63

57

48

53

84

51

20

68

59

48

80

79

66

52


 

Уровень притязаний (в баллах):

Критерии

Имя испытуемого

Здоровье

ум

характер

авторитет

умелые руки

внешность

уверенность в себе

11

96

100

99

100

79

87

100

12

64

100

100

100

100

99

100

13

100

90

100

96

100

100

100

14

100

89

100

100

100

100

100

15

100

75

97

100

100

100

100

16

100

79

89

92

86

100

100

17

100

97

96

100

98

100

95

18

79

100

100

100

96

82

100

19

100

100

100

100

100

99

100

20

100

100

98

100

96

100

100


 

Величина расхождений  между самооценкой и уровнем  притязаний:

Критерии

Имя испытуемого

Здоровье

ум

характер

авторитет

умелые руки

внешность

уверенность в себе

11

21

42

50

30

29

31

41

12

0

27

40

38

52

51

54

13

47

5

53

41

14

19

46

14

4

29

23

26

30

48

17

15

43

22

28

37

47

37

5

16

33

19

4

18

39

34

45

17

30

33

38

16

4

37

46

18

10

56

44

50

80

3

5

19

19

37

43

52

47

15

48

20

32

41

50

20

17

34

48


 

 

Результаты проведенной  работы по формированию самооценки у  дошкольников с заиканием свидетельствуют, прежде всего, о том, что система  проведенных занятий с заикающимися дошкольниками дала положительную  динамику. В ходе проведенной повторно диагностики можно увидеть, что самооценка стала более адекватной во всех случаях. Комплекс мероприятий в виде игровых занятий оказывает положительное влияние на формирование самооценки дошкольников. Это стало возможным в виду того, что при проведении первой половины комплекса дети знакомились с положительными и отрицательными чертами характера, обыгрывая их в различных этюдах и ситуациях, учились их дифференцировать. Каждый «примерил на себя» то или иное качество характера или манеры поведения. И только «пропустив через себя», ощутив на личном, пусть игровом, опыте, понял те моральные нормы, которые общество воспринимает адекватно. Во второй половине игровых занятий использовались коммуникативные игры, на которых проводилась коррекция взаимоотношений детей в группе. Это все сказалось и на самооценке ребят. Они более обдуманно выполняли задания методик при проведении контрольного эксперимента, стараясь оценить себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Особенности заикающихся  дошкольников в том, что в большинстве  случаев у них заниженная самооценка, мышечное напряжение, а также беспокойство за свою речь. Предложенный комплекс занятий, в комплексе с логопедическим и медикаментозным воздействием,  позволяет уменьшить мышечное напряжение, понизить беспокойство за свою речь, повысить самооценку.Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека

Наиболее ранние работы ученых указывают на зависимость самооценки дошкольника от отношения взрослых в регламентированных правилами  видах деятельности. Более поздние  работы раскрывают связь самооценки с общением между детьми.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны  с развитием межличностных отношений  с другими. По мере усвоения нормы  и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок  в оценке других людей. Но приложить  эти мерки к самому себе оказывается  гораздо труднее. Переживания, захватывающие  ребенка, толкающие его на те или  иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной  только на основании сравнения своих  поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.

Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста