Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа
Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.
Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89
Величина расхождений между уровнем притязаний и самооценкой (в баллах):
Критерии | ||||||||
Имя испытуемого |
Здоровье |
ум |
характер |
авторитет |
умелые руки |
внешность |
уверенность в себе | |
1 |
13 |
20 |
19 |
7 |
23 |
11 |
21 | |
2 |
36 |
15 |
14 |
2 |
4 |
16 |
9 | |
3 |
11 |
9 |
9 |
8 |
24 |
30 |
34 | |
4 |
1 |
28 |
8 |
18 |
16 |
1 |
13 | |
5 |
41 |
1 |
23 |
41 |
8 |
34 |
22 | |
6 |
30 |
33 |
41 |
22 |
49 |
8 |
17 | |
7 |
26 |
11 |
41 |
29 |
22 |
15 |
24 | |
8 |
23 |
30 |
53 |
38 |
12 |
21 |
15 | |
9 |
5 |
0 |
33 |
2 |
26 |
27 |
10 | |
10 |
24 |
17 |
13 |
41 |
37 |
20 |
5 |
Контрольная группа
Уровень самооценки в настоящий момент (в баллах):
Критерии | ||||||||
Номер испытуемого |
Здоровье |
ум |
характер |
авторитет |
умелые руки |
внешность |
уверенность в себе | |
11 |
75 |
58 |
49 |
70 |
50 |
56 |
59 | |
12 |
64 |
73 |
60 |
62 |
48 |
48 |
46 | |
13 |
53 |
85 |
47 |
55 |
86 |
81 |
54 | |
14 |
96 |
71 |
77 |
74 |
70 |
52 |
83 | |
15 |
57 |
53 |
72 |
63 |
53 |
63 |
95 | |
16 |
67 |
60 |
85 |
74 |
47 |
66 |
55 | |
17 |
70 |
64 |
58 |
84 |
94 |
63 |
54 | |
18 |
69 |
44 |
56 |
50 |
16 |
79 |
77 | |
19 |
81 |
63 |
57 |
48 |
53 |
84 |
51 | |
20 |
68 |
59 |
48 |
80 |
79 |
66 |
52 |
Уровень притязаний (в баллах):
Критерии | ||||||||
Имя испытуемого |
Здоровье |
ум |
характер |
авторитет |
умелые руки |
внешность |
уверенность в себе | |
11 |
96 |
100 |
99 |
100 |
79 |
87 |
100 | |
12 |
64 |
100 |
100 |
100 |
100 |
99 |
100 | |
13 |
100 |
90 |
100 |
96 |
100 |
100 |
100 | |
14 |
100 |
89 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
15 |
100 |
75 |
97 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
16 |
100 |
79 |
89 |
92 |
86 |
100 |
100 | |
17 |
100 |
97 |
96 |
100 |
98 |
100 |
95 | |
18 |
79 |
100 |
100 |
100 |
96 |
82 |
100 | |
19 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
99 |
100 | |
20 |
100 |
100 |
98 |
100 |
96 |
100 |
100 |
Величина расхождений между самооценкой и уровнем притязаний:
Критерии | ||||||||
Имя испытуемого |
Здоровье |
ум |
характер |
авторитет |
умелые руки |
внешность |
уверенность в себе | |
11 |
21 |
42 |
50 |
30 |
29 |
31 |
41 | |
12 |
0 |
27 |
40 |
38 |
52 |
51 |
54 | |
13 |
47 |
5 |
53 |
41 |
14 |
19 |
46 | |
14 |
4 |
29 |
23 |
26 |
30 |
48 |
17 | |
15 |
43 |
22 |
28 |
37 |
47 |
37 |
5 | |
16 |
33 |
19 |
4 |
18 |
39 |
34 |
45 | |
17 |
30 |
33 |
38 |
16 |
4 |
37 |
46 | |
18 |
10 |
56 |
44 |
50 |
80 |
3 |
5 | |
19 |
19 |
37 |
43 |
52 |
47 |
15 |
48 | |
20 |
32 |
41 |
50 |
20 |
17 |
34 |
48 |
Результаты проведенной
работы по формированию самооценки у
дошкольников с заиканием свидетельствуют,
прежде всего, о том, что система
проведенных занятий с
Заключение
Особенности заикающихся дошкольников в том, что в большинстве случаев у них заниженная самооценка, мышечное напряжение, а также беспокойство за свою речь. Предложенный комплекс занятий, в комплексе с логопедическим и медикаментозным воздействием, позволяет уменьшить мышечное напряжение, понизить беспокойство за свою речь, повысить самооценку.Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека
Наиболее ранние работы ученых указывают на зависимость самооценки дошкольника от отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности. Более поздние работы раскрывают связь самооценки с общением между детьми.
Возникновение и развитие
самосознания ребенка на протяжении
первых 7 лет жизни неразрывно связаны
с развитием межличностных
Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста