Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа
Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.
Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89
- представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;
- организует совместную
со сверстниками деятельность, которая
помогает ребенку видеть в
ровеснике личность, учитывать его
желания, считаться с его
2.3. Статистическая обработка данных эксперимента
Для статистической обработки данных использован критерий U Манна-Уитни. Этот статистический метод был предложен Фрэнком Вилкоксоном в 1945 году. Однако в 1947 году метод был улучшен и расширен Х. Б. Манном и Д. Р. Уитни, посему U-критерий чаще называют их именами.
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума. Существует несколько способов использования критерия Манна-Уитни и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам (Гублер Е. В., 1978; Рунион Р., 1982; Захаров В. П., 1985; McCall R., 1970; Krauth J., 1988). Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Мы помним, что 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом - тот, где они предположительно ниже. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок (Welkowitz J. et al., 1982). Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.
Гипотезы U - критерия Манна-Уитни.
Гипотеза №1.
H0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.
H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.
Тест «Лесенка»
H0: самооценка детей в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной группе.
H1: самооценка детей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе.
Экспериментальная группа (n1=10) |
Контрольная группа (n2=10) | ||||
Номер испытуемого |
Показатель самооценки по методике «Лесенка» |
Ранг |
Показатель самооценки по методике «Лесенка» |
Ранг | |
1 |
2 |
2 |
|||
2 |
2 |
2 |
|||
3 |
2 |
2 | |||
4 |
4 |
6 |
|||
5 |
4 |
6 |
|||
6 |
4 |
6 |
|||
7 |
4 |
6 |
|||
8 |
4 |
6 |
|||
9 |
5 |
11.5 | |||
10 |
5 |
11.5 | |||
11 |
5 |
11.5 | |||
12 |
5 |
11.5 | |||
13 |
5 |
11.5 | |||
14 |
5 |
11.5 | |||
15 |
5 |
11.5 | |||
16 |
6 |
16.5 |
|||
17 |
6 |
16.5 |
|||
18 |
6 |
16.5 |
|||
19 |
6 |
16.5 | |||
20 |
7 |
19 |
Суммы: n1=83.5, n2=106.5
Результат: UЭмп = 28.5
Критические значения UКр:
p≤0.01 |
p≤0.05 |
16 |
24 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(28.5) находится в зоне незначимости. Таким образом, в контрольной группе самооценка детей действительно выше, чем в экспериментальной группе.
Гипотеза №2.
H0: в экспериментальной группе дети оценивают себя ниже с позиции сверстников, в отличие от контрольной группы.
H1: в экспериментальной группе дети оценивают себя выше с позиции сверстников, в отличие от контрольной группы.
Экспериментальная группа (n1=10) |
Контрольная группа (n2=10) | ||||
Номер испытуемого |
Показатель самооценки по методике «Лесенка» |
Ранг |
Показатель самооценки по методике «Лесенка» |
Ранг | |
1 |
4 |
4 |
|||
2 |
4 |
4 |
|||
3 |
4 |
4 |
|||
4 |
4 |
4 | |||
5 |
4 |
4 | |||
6 |
4 |
4 | |||
7 |
4 |
4 | |||
8 |
5 |
9.5 |
|||
9 |
5 |
9.5 | |||
10 |
5 |
9.5 | |||
11 |
5 |
9.5 | |||
12 |
7 |
16 |
|||
13 |
7 |
16 |
|||
14 |
7 |
16 |
|||
15 |
7 |
16 |
|||
16 |
7 |
16 |
|||
17 |
7 |
16 |
|||
18 |
7 |
16 | |||
19 |
7 |
16 | |||
20 |
7 |
16 |
Суммы: n1= 117.5 , n2= 92.5
Результат: UЭмп = 37.5
Критические значения UКр:
p≤0.01 |
p≤0.05 |
19 |
27 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп. (37.5) находится в зоне незначимости. Таким образом, в контрольной группе самооценка детей действительно выше, чем в экспериментальной группе.
Гипотеза № 3.
H0: в экспериментальной группе дети оценивают себя ниже с позиции взрослого, в отличие от контрольной группы.
H1: в экспериментальной группе дети оценивают себя выше с позиции взрослого, в отличие от контрольной группы.
Экспериментальная группа (n1=10) |
Контрольная группа (n2=10) | ||||
Номер испытуемого |
Показатель самооценки по методике «Лесенка» |
Ранг |
Показатель самооценки по методике «Лесенка» |
Ранг | |
1 |
2 |
2 |
|||
2 |
2 |
2 |
|||
3 |
2 |
2 | |||
4 |
4 |
5.5 |
|||
5 |
4 |
5.5 | |||
6 |
4 |
5.5 | |||
7 |
4 |
5.5 | |||
8 |
5 |
10 |
|||
9 |
5 |
10 | |||
10 |
5 |
10 | |||
11 |
5 |
10 | |||
12 |
5 |
10 | |||
13 |
7 |
16.5 |
|||
14 |
7 |
16.5 |
|||
15 |
7 |
16.5 |
|||
16 |
7 |
16.5 |
|||
17 |
7 |
16.5 |
|||
18 |
7 |
16.5 |
|||
19 |
7 |
16.5 | |||
20 |
7 |
16.5 |
Суммы: n1=118.5 , n2=91.5
Результат: UЭмп = 36.5
Критические значения UКр:
p≤0.01 |
p≤0.05 |
19 |
27 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(36.5) находится в зоне незначимости. Таким образом, в контрольной группе самооценка детей с позиции взрослых действительно выше, чем в экспериментальной группе.
Обобщая результаты, полученные в ходе эксперимента, нужно отметить, что полученные данные показывают достоверность выдвинутой гипотезы - уровень самооценки дошкольников действительно связан с ее проявлением. Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать. Для этого был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и применен в исследовании, которое было направлено на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В ходе их проведения выяснилось, что самооценка каждого испытуемого не однородна – она различается в зависимости от критериев. Поэтому в одних случаях она может быть заниженной, в других – адекватной или завышенной. Учитывая результаты проведенного эксперимента, следует провести работу по коррекции самооценки, приближая ее к адекватной.
Самооценка является очень важным звеном в саморегуляции организма, определяя отношение человека к миру, к себе, к окружающим его людям. Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок еще не учитывает своих реальных возможностей. Он приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто не зная, в чем они заключаются.
Развитие подлинной
самооценки начинается с
Глава 3. Формирование самооценки
у заикающихся детей старшего дошкольного
возраста
3.1. Теоретические
основы, цель, задачи и ведущие направления
логопедической работы по формированию
самооценки у заикающихся детей старшего
дошкольного возраста
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, В.С, Мухину, Е. Е.А. Серебрякову, А.Г. Спиркина, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокову, П.М. Якобсона; А. Адлера, Р. Бернса, К. Левина, К. Роджерса, 3. Фрейда. А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. [5] Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как "Я". Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание - это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, самосознание не надстраивается по виду над личностью, а включается в нее.[18] Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание - это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания.[18] Исторически самосознание - более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и совместно с ним возникшей речи. Различные акты самосознания - это как бы общение человека с самим собой, для которого нужно развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем "Я", отличном от "Я" другого [22].
В центре проблемы самосознания
лежит различение двух его сторон:
выделение "Я" как субъекта («действующее
Я") и как объекта самопознания
и самоотношения («рефлексивное
Я"). В психологической науке
это основополагающее для всех теорий
"Я" различение было введено У.
Джеймсом, который полагал, что в
едином и целостном "Я" содержатся
два неразрывных составляющих: эмпирическое
"Я" («Я" как объект познания)
и "чистое Я" («Я" как субъект
познания). Под эмпирическим "Я"
(или "Мое") У. Джеймс понимал совокупность,
итог всего того, что человек может
назвать своим: свое тело, одежду, жилье,
семью, друзей, репутацию, творческие достижения,
психические силы и качества. Это
эмпирическое "Я" он подразделяет
на три подсистемы: а) материальное
"Я" -- тело, одежда, собственность;
б) социальное "Я" - то, чем признают
данного человека окружающие; при этом
каждый человек имеет столько социальных
"Я", сколько существует отдельных
групп, с мнением которых он считается;
в) духовное "Я" -- совокупность психических
особенностей, склонностей и способностей.
Под "чистым", или познающим, "Я"
У. Джеймс имел в виду то обстоятельство,
что человек чувствует себя субъектом
своих действий, восприятия, эмоций и осознает
свое тождество и неразрывность с тем,
чем он был накануне. Это степень центрации
субъективной системы, которая может быть
более либо менее отчетливо выраженной
или диффузной.
Оценить важность внутренних процессов
самосознания трудно, так как они неразрывно
связаны с практической деятельностью
субъекта, его взаимодействием с внешним
миром. Но стоит только прервать связь
индивида с внешним миром, поместив его
в условия изоляции, и эти внутренние процессы
активизируются (И.С. Кон).
Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста