Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа
Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.
Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89
Инспираторная судорога – это судорога дыхательного аппарата. Суть ее проявления в том, что на разных этапах речевого высказывания говорящий внезапно делает резкий вдох, что создает необоснованную паузу. Судороги могут следовать друг за другом, и больной не сможет совершить выдох. Поэтому инспираторные судороги нарушают как процесс говорения, так и процесс дыхания. Сила их различна и может быть малозаметна, но иногда судороги могут быть длительными, сильными и сопровождаются чувством напряжения в груди.
В отличие от инспираторной, экспираторная судорога характеризуется неожиданным резким выдохом в процессе говорения. В результате этого, больной может наклоняться вперед, с шумом выпуская воздух из голосовой щели. Сопровождается это тягостным ощущением сжатия в груди, нехваткой воздуха. Если этот вид судорог у больного выражен значительно, то к ним добавляется раскрытие голосовой щели, опускание нижней челюсти, поднятие небной занавески и раздувание крыльев носа.
Судороги голосового аппарата возникают в момент фонации гласных звуков, и бывают трех основных видов.
Смыкательная голосовая судорога прерывает речь либо в ее начале, либо в середине высказывания. Это отражается на голосоподаче – она прекращается в результате резкого смыкания голосовых складок, что препятствует прохождению воздуха. Звуки отсутствуют, и пауза может иметь разную продолжительность. Так как голосовая щель перекрыта, то брюшная мускулатура находится в напряженном состоянии. Лицо также напряжено, больные чувствуют напряжение в области гортани, груди, брюшных мышцах, препятствие в области гортани.
Вокальная судорога характеризуется повышением тонуса голосовых, шейных мышц во время произнесения, как правило, гласных звуков, и сопровождается их длительной вокализацией. Артикуляторные движения могут прекратиться до тех пор, пока не пройдет вокальная судорога. По мнению А.И. Сикорского, такое состояние является признаком начинающегося заикания и возможных судорог дыхательного и артикуляционного аппаратов. Обычно при вокальных судорогах не нарушается тембр и высота голоса, но иногда голос больного приобретает фальцетное, неприятное звучание.
Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм возникает тогда, когда больной произносит или пытается произносить гласные звуки. Это прерывает речь появлением дрожащего прерывистого звука. Артикуляция при этом отсутствует, либо звуки слышны в виде отдельных медленных ударов. Голосовые складки во время спазма то смыкаются, то размыкаются, что приводит к появлению нефонологических звуков. Ротовая полость открыта, голова может ритмически отбрасываться назад или наклоняться вперед.Также наблюдаются и судороги артикуляционного аппарата. Они могут быть лицевыми, язычными и судорогами мягкого неба.
К лицевым судорогам относится смыкательная судорога губ – одна из наиболее часто встречающихся судорог при заикании. Она характерна для ранних этапов заикания. Смыкательная судорога характеризуется спазмами круговой мышцы рта. Возникает при произнесении губных звуков (п, б, м, в, ф). Губы при этом сильно сжимаются. Может нарушаться вследствие судорог произнесение и язычных звуков – таких как т, д, к. Другие лицевые мышцы могут быть в судороге не задействованы. Щеки во время произнесения звука могут надуваться под напором воздуха, который заполняет ротовую полость.
Верхнегубная судорога является редко встречающейся. Характеризуется и искажением лица, спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, реже – крылья носа. Во время этой, чаще всего, клонической судороги на одной стороне лица ротовая щель приобретает косое направление и становится невозможным произнесение губных звуков.
Нижнегубная судорога схожа с верхнегубной. Поражение одной мышцы, опускающей угол рта, наблюдается реже, чем поражение обеих мышц, характеризующееся резким отворотом нижней губы.
Угловая судорога рта. При
ней нарушается работа круговой мышцы
рта. Угол его резко оттягивается
с обеих сторон или с одной,
и приподнимается, перекашивая ротовую
щель в сторону поражения. Судорога
может перейти и на нос, лоб, веки.
Во время этой судороги, которая
может быть как клонической, так
и тонической, невозможно произнесение
губных звуков. Судорожное раскрытие
ротовой полости может
Сложная судорога лица. Несмотря
на то, что выделена И.А. Сикорским, она
не имеет точной локализации и
может проявляться у взрослых
в тяжелой степени в различных
комбинациях вышеприведенных
Язычные судороги возникают при попытке произнесения звуков, в артикуляции которых активное участие принимает язык. Судороги языка могут быть различными.
Судорога кончика языка
часто встречается среди
При судороге корня языка корень языка насильственно поднимается вверх и оттягивается назад, смыкаясь с небом. В результате этого становится невозможным движение воздушной струи через рот и больной не может произносить такие заднеязычные звуки, как г, к, х.
Изгоняющая судорога языка выражается в том, что язык выталкивается наружу в пространство между зубами. При тонической судороге язык может быть высунутым изо рта (при не резкой – упираться в зубы), а при клонической – время от времени выдаваться вперед, а затем с силой втягиваться внутрь. Характеризуется такая судорога неспособностью к звукопроизношению, нарушением дыхания и иногда болевыми ощущениями.
Подъязычная судорога характеризуется тем, что нижняя челюсть опускается и открывается ротовая полость. Это связано с судорогами мышц, объединенных с подъязычной костью. Судорога часто может сопровождаться повторением слогов, придыханиями и нередко сочетается с другими видами судорог.
Судорога мягкого неба. Редко встречается как самостоятельная и возникает обычно как сложная судорога артикуляционного аппарата. Мягкое небо то поднимается, то опускается, открывая и закрывая вход в носовую полость, делая звуки нозализованными. Речевая деятельность неожиданно останавливается и в зависимости от положения органов ротовой полости больной повторяет звуки, близкие к «пм-пм» или «кн-кн». Заикающийся испытывает чувство напряжения, сухость в носу и саднение.
Степень проявления судорог может быть легкой, средней и тяжелой, но сегодня еще не существует ни единых показателей, ни общей методики для ее оценки. По мнению одних специалистов, степень тяжести зависит от возможности плавно осуществлять речевую деятельность в тех или иных видах речевой нагрузки. Легкая степень сопровождается запинками лишь в спонтанной речи; средняя – как при монологе, так и при диалоге; тяжелая – в любой форме речевого высказывания. Другие практики считают, что степень тяжести зависит от степени фиксации на своем дефекте или от количества и длительности пауз, повторов, лишних звуков и т.д. У одного заикающегося тяжесть заболевания переменна. Она зависит от таких показателей, как эмоциональное состояние в момент речи, эмоциональной значимости общения для больного, уровня затруднений в формулировании высказывания. Важно также наличие звуков, трудных для произношения заикающимся.
Выделяются следующие
типы течения заикания: постоянный
— заикание, возникнув, проявляется относительно
постоянно в различных формах речи, ситуациях
и т.д.; волнообразный — заикание то усиливается,
то ослабевает, но до конца не исчезает;
рецидивирующий — исчезнув, заикание
появляется вновь, т. е наступает рецидив,
возврат заикания после довольно длительных
периодов свободной, без запинки речи. Таким образом,
на течение заикания оказывают влияние
различные факторы (как физиологические,
так и психологические), тип судорог, тип
течения заикания, а также степень фиксированности
больного на своем дефекте [2]. У заикающихся
дошкольников фиксированность на дефекте
может порождать стеснительность, речебоязнь,
а иногда наоборот, расторможенность,
показную разболтанность и резкость. Поэтому
необходимо проводить коррекционную работу
с позиции психотерапии, дифференцируя
работу с заикающимися по психологическим
особенностям.
Патогенез заикания интересен тем, что
различают 3 основные формы этого нарушения
речи: невротическое; неврозоподобное;
смешанное. Причины и механизмы их развития
различны. Невротическое заикание усиливается
в обстановке эмоционального напряжения,
появляются дополнительные движения в
мышцах лица, шеи и конечностей. Обычно
оно сочетается с другими невротическими
расстройствами (страхами, нарушениями
сна, ночным недержанием мочи). Развитие
невротического заикания может быть представлено
в четырех основных периодах.
К первому периоду
относятся те формы заикания,
при которых имеется только
начальная судорожность
Ко второму периоду
болезни относятся те затянувшиеся
случаи заикания, когда ребенок уже
начинает замечать затруднения в
своей речи и невольно начинает применять
для преодоления этих затруднений
напряжение при произношении звуков.
Возникают сопутствующие
В третьем периоде болезни,
относящемся к подростковым и
более поздним годам, на первый план
выступают представления о
В четвертом периоде заикание
в громадном большинстве
Неврозоподобное заикание
может носить наследственный
характер. В этих случаях у
одних детей заикание
Различают три критерия психогенных расстройств:
-расстройство, вызванное психической травмой;
-содержание психической травмы отражается на картине заболевания;
-ликвидация психогенного
расстройства по мере
На фоне невротических расстройств (пониженное настроение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то неприятного, медленное засыпание, частое просыпание, сниженный аппетит) развиваются признаки нарушения речи, среди которых встречаются, в частности, логофобия.
Логофобия – навязчивый
страх речи. Она заключается в
том, что после психической травмы
возникает напряженное ожидание
невозможности произнесения звука,
слова, фразы, предложения. Ожидание своей
несостоятельности приводит к выраженному
страху речи, при котором у больного
как бы парализуется механизм звукопроизнесения.
Логофобия всегда непостоянна. Выраженность
логофобии бывает столь заметной,
что пациент вообще не способен что-либо
сказать. Подобный симптом очень
непостоянен. Логофобия как один
из самых главных и наиболее распространенных
механизмов развития приводит к невротическому
заиканию [19]. Невротическое заикание
обнаруживается в психотравмирующей
ситуации. При фиксации внимания пациента
на своем речевом дефекте оно
усиливается, а при отвлечении внимания
нарушение плавности речи резко
уменьшается или вообще проходит.
Заикание, обусловленное логофобией,
обычно сочетается с невротическими
тиками и невротическими сопутствующими
движениями, которые имеют то же
течение, что и все расстройства,
вытекающие из логофобии. Помимо логофобического
варианта невроза, можно выделить истерический
механизм, при котором вследствие
психической травмы шокового характера
парализуются центральные механизмы
речи. Больной не испытывает страха
речи, он просто не может говорить, потому
что у него полностью отключилась
речь. Возникает истерический мутизм,
как правило, полный, больной молчит
в любой обстановке. После исчезновения
истерического мутизма нередко
наступает истерическое заикание, при
котором страх речи не выражен. Данные
параклинических обследований при
различных видах заикания выявляют
ряд отличий. При неврозоподобном
заикании на рентгенограмме выявляется
субкомпенсированная
Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста