Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 363.80 Кб (Скачать)

Российский Государственный  Педагогический

Университет им. А.И. Герцена

Факультет коррекционной  педагогики

Кафедра логопедии

 

Дипломная работа

Формирование самооценки у заикающихся детей

старшего дошкольного  возраста

 

студентки 5 курса, группы лого-2

М.А.Зайцевой

Руководитель:

д-р пед. наук, профессор

Людмила Борисовна Баряева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………5

Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6

1.1.  Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6

1.2.   Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20

Глава 2. Самооценка заикающихся  детей дошкольного возраста как  предмет психолого-педагогического  исследования…………………………………………30

2.1.   Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика  испытуемых……………………..………………………………………………..…..30

2.2.   Содержание методики  исследования. Количественный и  качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37

Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57

3.1.   Теоретические  основы, цель, задачи и ведущие  направления логопедической работы  по формированию самооценки у  заикающихся детей старшего дошкольного  возраста…………………………………………………....57

3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67

3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79

Заключение……………………………………………………………………….…..87

Список литературы…………………………………………………………………..89

 

 

 

 

 

Введение

Основным назначением  речи являются мышление и коммуникация. На сегодняшний день заикание –  это самое распространенное нарушение  речи, которое появляется в раннем возрасте в период активного ее формирования. В разные времена в литературе встречались разные толкования того, что представляет собой заикание, каковы его механизмы и пути коррекции. Это объяснялось и уровнем развития науки, и позициями, с которых специалисты смотрели на этот дефект. И.А. Сикорский определял заикание как «...внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого». Г.Д. Неткачев считал, что «заикание есть страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи, расстройством координации почти всех составных частей этого аппарата, сопровождаемое и вызываемое навязчивыми мыслями, навязчивым страхом и эмоциями стыда, гнева и огорчения». В. А. Гиляровский давал следующее определение: «Заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака». М.Е. Хватцев определял заикание как «...своеобразное, по преимуществу реактивное (функциональное дискоординационное) расстройство речи. Внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в  сфере эмоциональной и волевой» [19].  Таким образом, заикание – это проблема, которая до сих пор остается открытой, а необходимость ее разрешения нарастает с каждым днем. Это нарушение речи, возможно, возникло со времени ее появления. Было предпринято немало попыток устранения заикания, и  методы восстановления речевой функции бывали самыми неожиданными. Причиной тому могли быть недостаточные знания этиологии заикания, его патогенеза, поэтому методы коррекции использовали в большинстве случаев наудачу и часто безрезультатно.

Заикание – это нарушение, которое не только оказывает влияние  на речь, но и психологически воздействует на человека. Оно трудно устранимо, и, исчезнув в детском возрасте, оно может возобновиться в подростковом. Это внесет дополнительные переживания в жизнь ребенка. Поэтому необходимо не только тщательно исследовать  историю возникновения, причины, механизмы этого нарушения, но и искать эффективные пути разрешения этой проблемы, которая должна рассматриваться с позиций разных наук: логопедии, психологии, психиатрии, психотерапии.

Большое значение в логопедической работе по устранению заикания имеет  формирование самооценки, так как  еще в дошкольном возрасте оно  может травмировать психику ребёнка, мешать речевому общению, затруднять взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. В своей работе я постараюсь дать определение самооценки, определить ее связь с заиканием, и дать рекомендации по работе над самооценкой заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

Объект  исследования: самооценка заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию самооценки дошкольников с заиканием.

Гипотеза  исследования: предположение о том, что формирование самооценки  у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.

Задачи  исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.

Методы  исследования:

-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и самооценки детей с заиканием.

-эксперимент, связанный с получением статистических данных до и после апробирования серии методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе

    1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания

Этиология заикания представляет собой разнообразие точек зрения относительно возникновения этого  дефекта. Заикание (balbuties) представляет собой повторяющиеся судорожные сокращения речевых органов. Первое описание заикания принадлежит Гиппократу, который видел причину его в повышенной влажности мозга. Аристотель связывал заикание с патологией периферических речевых органов. Таким образом, ученые (в том числе и Гален, Эций Амидский, Павел Агинский) связывали появление заикания с поражением центрального или периферического отдела речевого аппарата [19]. Х. Лагузен наблюдал, что родители связывали его возникновение с аффектами (испуг, страх, чувство стыда, гнева, а также с сильными ушибами, особенно травмами головы), но главное – это чувство страха, с которым они были связаны. Другая причина возникновения заикания – подражание речи заикающихся родителей, однако по наследству оно не передается: дети, воспитанные вдали от родителей, никогда бы ему не подверглись. Также ученый говорит о том, что это расстройство речи может быть последствием длительных заболеваний, воздействующих на головной мозг, сбивающих естественный ход мыслей,  и, как следствие, ухудшающих качество речи. Р.Кён видел причины заикания в дыхательных органах: дыхание заикающихся поверхностное, неправильное; грудные органы развиты слабо. Как и Х. Лагузен, Кён считал заикание последствием душевных травм, сопровождавшихся сильным волнением с нарушением кровообращения. Внешне это сопровождалось бледностью, дрожью и потерей дара речи, но как только восстанавливалось кровообращение, она возвращалась к нему.

И.А. Сикорский разделял причины  возникновения заикания на предрасполагающие  и производящие. К предрасполагающим  причинам он относил возраст (заболевают дети в возрасте от двух до пяти лет), пол (по его мнению, женщины менее  подвержены заиканию, чем мужчины), наследственность (семейное заикание, семейные болезни, физические знаки  вырождения, специальные особенности  характера (что встречается чаще всего)), географические и этнографические  причины (наименее прогрессивный язык племен). Производящие причины включают в себя (по частоте случаев) испуг, ушиб, инфекционные заболевания и  подражание.

По этиологическому признаку различают два вида заикания: эволюционное заикание, развивающееся в период становления развернутой фразовой речи в возрасте от 2 до 5 лет, когда  не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной  системы (психиатр И. А. Сикорский назвал его "детской болезнью"). Также  выделяют симптоматическое заикание (как  правило, у взрослых), которое возникает  на фоне органического поражения  центральной нервной системы (при  черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях, поражениях сосудов и т. п.).

Большинство исследователей считают, что появление заикания обусловлено рядом факторов: биологических, психологических, социальных.

К биологическим факторам относятся:

- общая предрасположенность  к заиканию, обусловленная развитием  ребенка;

- особенности индивидуального  развития центральной нервной  системы, которые обусловливают  особую ранимость речевой функции  у детей 2-5 лет;

- раннее речевое развитие  с интенсивным накоплением словаря;

- недоразвитие речи (при  нехватке элементарного запаса  слов и                       грамматических средств для выражения  своих мыслей);

- перевоспитание леворукости  (у 33 % детей с перевоспитанной  леворукостью развивается заикание);

- половой деморфизм (у  мальчиков заикание встречается  в среднем в 4 раза чаще, чем  у девочек);

- органические заболевания  центральной нервной системы  (поражение головного мозга может  происходить в разные периоды  развития);

- патологическое течение  беременности (механические, химические, эндокринные, инфекционно-воспалительные  процессы, несовместимость крови  матери и плода и другие  факторы);

- родовые травмы, асфиксия  плода;

- соматическое предрасположение (результат перенесенных инфекций, интоксикаций и травм при различных  детских заболеваниях).

Психологические факторы.

До появления заикания родители часто замечают, что ребенок  нерешителен, неуверен в себе, пуглив, чего-то боится (например, за близких  людей). Отмечаются и, наоборот, такие  черты характера, как легкая возбудимость, демонстративность со склонностью  к бурным агрессивным вспышкам, негативизм. Социальные условия развития ребенка могут играть положительную, выравнивающую роль, но могут оказывать и отрицательное, неблагоприятное воздействие. Возникновению заикания способствуют условия воспитания, ведущие к избалованности ребенка, неровное воспитание, «воспитание примерного ребенка». Избалованный ребенок, как правило, недостаточно активно вступает во взаимодействие с окружающими. Низкие требования, предъявляемые к нему со стороны окружающих, приводят к тому, что ребенок не может всесторонне проявить свои возможности и ему часто приходится подчиняться другим детям. В таких случаях ребенок боязлив, не уверен в себе и скован. Почти у всех больных наблюдаются явления неустойчивости вегетативной нервной системы: краснеют, у них появляются капли пота на лице, руки дрожат, ноги подгибаются, и мысли все куда-то проваливаются, усиливается сердцебиение; у других резко выражается побледнение лица, появляется какая-то маскообразность в лице, движения делаются более связанными, язык плохо повинуется, дыхание прерывается, появляются спазмы в горле и увеличивается резко движение головой и руками; все эти движения беспорядочны и бесцельны и часто имеют как бы некоторую стеретипию в виде судорог рта и лицевых мышц, отчасти какие-то тикозные подергивания мышц, и вообще весь психомоторный аппарат находится в общем замешательстве [22]. При этом нарушается формирование соответствующего возрасту поведения. Избалованные дети нередко подвергаются насмешкам со стороны товарищей по играм, что заставляет их сторониться сверстников. Нарушается социальный контакт с коллективом. Избалованные дети склонны удовлетворять свои желания, проявляя упрямство и агрессивность. Если ребенок лишен родительской любви и понимания в противоположность избалованному, то он реагирует на принуждение, если оно очень резкое, сопротивлением и агрессией. Довольно часто в семье складывается ситуация, когда у родителей отсутствует единство действий и требований по отношению к ребенку. То непомерно высокие, то заниженные требования к ребенку, излишняя строгость одного из родителей и полное попустительство со стороны другого вызывает у него двойственное состояние, возбуждение и торможение нервных процессов одновременно. Такое неровное воспитание часто приводит к фобиям, что является благотворной почвой для возникновения заикания. Воспитание "примерного ребенка" характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к нему, и развитием тщеславия. Такие дети не считаются ни с чем, и поэтому их поведение может приобрести асоциальный характер. Реакция ребенка на любую неудачу может оказаться депрессивной или боязливой. Чрезмерные требования, предъявляемые к речи детей: понуждение к повторению непонятных и трудных слов, декламация стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию, - одна из самых распространенных причин возникновения заикания. Отношение окружающих к дефекту имеет решающее значение для течения заикания. Родители могут помочь ребенку в момент появления заикания и оказать положительное влияние на его речь. Однако многие из них, пытаясь исправить речь ребенка самостоятельно, обращают внимание на каждую его ошибку и запинку, принуждают его к подражанию или правильному повторению слова. В результате чего ребенок еще более сосредоточивается на дефекте речи, а чем больше заикающийся фиксирует внимание на своих речевых неудачах, тем хуже становится его речь. Иногда, заметив, что ребенок заикается, родители начинают обращаться с ним как с больным. Они выражают ему свое сочувствие, волнуются, идут на разнообразные уступки, чрезмерно заласкивают его. Ребенок быстро замечает, что симптомы заикания дают ему определенные преимущества, и не стремится избавиться от этого недостатка. Некоторые родители пытаются подавить заикание ребенка постоянными порицаниями, но это только усугубляет степень тяжести заикания. Ребенок в этом случае занимает или защитную, или агрессивную позицию. Заикание заразительно и передается по наследству как подражание, в особенности в школах и семействах, где несколько членов уже страдают им. Из 100 случаев заикания 10 приобретается вследствие подражания. Дети говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном – их родители и близкие заикаются или страдали этим недугом в прошлом [8]. Большую роль в возникновении заикания играют психические травмы, которые могут быть острыми и хроническими. Острая психическая травма - сильный, внезапный, в основном однократный шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Обычно эта травма вызывается эмоциями страха или испуга, но также и чрезмерно радостными состояниями. Хроническая психическая травма - длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье. Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые, подвержены бурным эмоциональным реакциям. Необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что если все перечисленные факторы действуют на ребенка в период формирования речи, характера и личности (4-5 лет), то функция речи, как самая хрупкая в этом возрасте, может пострадать в первую очередь [3]. В зависимости от обстоятельств заикающимся удается более или менее свободно говорить в привычных (зафиксированных) ситуациях и при кратком ответе. При этом не имеют особого значения условия речевого общения (в школе, на улице, с товарищами, родными или незнакомыми) – речь везде приблизительно равноценна, но дома обычно лучше. Свободной речи в данных случаях способствует возможность подражания: заикающийся, отвечая на вопрос или продолжая чужую мысль, дублирует отдельные слова, ритм и тон высказывания. Понятно, что имеется возможность подбора слов, зафиксированных в памяти как не вызывающие запинки. При сильном заикании такие случаи ограниченны и даже отсутствуют . У детей появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию, переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности. И заикание начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что большинство детей 4—7 лет легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, тем не менее выделяются дошкольники с неустойчивыми формами общения, а также имеющие негативное или аутистическое поведение. Дети с неустойчивой общительностью вначале охотно вступают в контакт, проявляют интерес к заданию, но затем обнаруживают пассивность, безразличие, невнимание к просьбам взрослого выполнить то или иное задание. Они с трудом входят в проблемную ситуацию, требуют стимуляции своей деятельности и после многократных побуждений отказываются выполнить нужное задание. Дети с негативным отношением к собеседнику замкнуты, стеснительны, иногда с агрессивными чертами в поведении. Необходимость выполнить просьбу, задание, особенно в новой обстановке, вызывает у них реакции невротического характера, иногда почти аутистическое поведение. Дети как будто не нуждаются в коллективе сверстников или взрослого. Общение носит строго избирательный характер. Вовлечение детей в коллективную деятельность встречает пассивное или активное сопротивление с их стороны [4].

Виды заикания различны: каждый заикающийся отличается чем-либо, свойственным исключительно ему; лица, страдающие одинаковым образом от этого недостатка, встречаются очень редко. У некоторых заикание едва заметно, другие заикаются при произношении некоторых только слов; третие не могут произнести ни одного слова не заикаясь; далее есть такие, которые в течение целых недель говорят свободно, и после от времени до времени сильно заикаются, у некоторых наконец заикание превращается в минутную немоту [9].

Таким образом, возникновению  заикания способствует целый ряд  причин: экологическая обстановка, нервно-психическое напряжение, увеличение числа пациентов с церебральной дефицитарностью. Однако следует помнить, что роль органического и функционального  не уточнена до сих пор, и имеет  очень большое значение при изучении этиологии и патогенеза этого  речевого расстройства.

Симптоматика заикания была представлена наиболее полно впервые в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим - речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, фиксированность на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности. Основным внешним физиологическим симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд.

Заикание характеризуется  наличием судорог в лицевой мускулатуре. Выделяют два основных типа речевых  судорог: тонические и клонические. Тонические судороги характеризуются  резким насильственным повышением тонуса мышц, обычно захватывающего несколько  групп мышц. Лицо в момент речи сильно напряжено, заикающийся прилагает  усилия, чтобы начать или продолжить речь. В речи тоническая судорога проявляется  в виде длительной паузы, а также  в виде напряженной и протяжной  вокализации. Клонические же судороги выглядят как насильственное многократное, ритмичное сокращение мышц речевого аппарата и повтор отдельных звуков или слогов заикающимся.

Обычно у заикающегося можно наблюдать оба типа судорог. Судороги могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом, дыхательном. Поэтому о  судорогах говорят соответственно. В клинической картине заикания чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые  и т.д.

Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста