Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа
цель исследования: Изучить роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников .
Эта цель включает ряд задач:
* способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;
* познакомить детей с экологическими факторами среды обитания растений;
* изучить методическую литературу по теме исследования;
* сформировать растениеводческие умения и навыки старших дошкольников с помощью комплекса мероприятий по ознакомлению с комнатными растениями.
Глава 1 Изучение комнатных растений со старшими дошкольниками
1. Роль комнатных растений в работе с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………………..
2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями……………………...
3. Принципы подбора комнатных растений в разных возрастных группах…...
4. Особенности методики формирования представлений и
положительного отношения к комнатным растениям …………………………….
Глава 2 Биологический подход к содержанию комнатных растений…………….
2.1 Уход за комнатными растениями ………………………………………………
2.2 Размножение комнатных растений …………………………………………….
Глава 3 Повышение эффективности работы по экологическому
воспитанию старших дошкольников с помощью комнатных растений…………
3.1 Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы ДОУ№30
о комнатных растениях……………………………………………………………….
3.2 Формирующий эксперимент по развитию знаний о комнатных
растениях детей подготовительной группы ДОУ №30 г. Бузулука………………
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня
знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы…………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………………..
Формирующий эксперимент включал в себя 4 занятия, и 4 игр которые были проведены на протяжении 4 месяцев.
Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности.
По ходу проведения формирующего эксперимента мы внимательно наблюдали за работой детей, отмечали для себя тех, кто активно работает на занятиях, грамотно выполняет практические задания, с удовольствием участвует в играх.
На протяжении всего эксперимента использовались приемы стимулирования детей к активной деятельности, создание игровых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в деятельность.
Проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности. Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании игровой и познавательной деятельности позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез умений и навыков детей который выявил результаты формирующего эксперимента развития изобразительного творчества детей средствами живописи.
3.3
Результаты опытно-экспериментальной
работы по выявлению
уровня знаний о комнатных
растениях детей подготовительной
группы
После проведения формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование с целью определения эффективности проделанной работы. Диагностика уровня развития знаний о комнатных растениях проводилась по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Завершение диагностических процедур контрольного этапа и анализ полученных результатов позволил представить их в виде таблицы 4.
Таблица 4
Результаты
уровня знаний детей
подготовительной (экспериментальной)
группы на этапе контрольного
эксперимента
Вопросы | Средний уровень | |||||||||||
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Азамов Азамат | В | В | С | В | В | С | С | В | В | С | В |
2 | Богданов Данил | В | С | В | С | В | С | В | В | В | В | В |
3 | Баскаков Никита | С | С | В | С | С | С | В | С | С | С | С |
4 | Веселов Илья | С | С | С | С | В | С | С | С | В | С | С |
5 | Душакова Таня | В | С | В | В | С | В | С | В | В | С | В |
6 | Жидова Полина | С | С | С | С | В | С | С | С | В | С | С |
7 | Кленина Настя | В | С | В | В | В | С | С | В | В | С | В |
8 | Смирнова Маша | С | С | В | С | С | В | С | С | С | С | С |
9 | Спиридонов Данил | С | В | В | В | С | С | В | С | В | С | В |
10 | Мишина Марина | С | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
Высокий | 60% | |||||||||||
Средний | 40% | |||||||||||
Низкий | 0% |
Таблица
2
Результаты
уровня знаний детей
подготовительной (контрольной)
группы на этапе контрольного
эксперимента
Вопросы | Средний уровень | |||||||||||
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Безрукова Вика | С | С | С | Н | С | С | С | Н | С | Н | С |
2 | Брайцева Маша | В | С | В | В | С | С | С | С | В | С | С |
3 | Васильченко Лиза | С | Н | С | Н | Н | С | С | С | Н | С | Н |
4 | Галлиев Амир | С | В | В | В | В | С | В | С | В | С | В |
5 | Литвинова Даша | С | В | С | В | В | С | В | В | В | В | В |
6 | Обухова Диана | С | С | С | Н | В | С | С | С | С | Н | С |
7 | Скворцова Алина | Н | С | Н | С | С | С | С | С | С | Н | С |
8 | Штоббе Яна | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С |
9 | Штудент Вова | С | С | Н | С | С | Н | С | С | С | Н | С |
10 | Чаплыгин Кирилл | С | С | С | В | С | В | С | С | В | С | С |
Высокий | 20% | |||||||||||
Средний | 70% | |||||||||||
Низкий | 10% |
Результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента показывают, что дети экспериментальной группы показали значительное улучшение уровня знаний: высокий результат показали 60% детей, средний 40% детей, низкий результат обнаружен не был.
В контрольной группе, результаты были значительно ниже высокий результат показали 20% детей, средний 70%, а низкий 10%
Для сравнения полученных результатов мы построили сравнительную диаграмму уровня знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы (контрольной и экспериментальной) на этапе контрольного эксперимента (диаграмма 2).
Диаграмма
2
Сравнительная
диаграмма уровня знаний
о комнатных растениях
детей подготовительной
группы (контрольной
и экспериментальной)
на этапе контрольного
эксперимента
Результаты контрольного эксперимента показали необходимость проведения различных занятий по изучению комнатных растений. И хотя было проведено всего несколько занятий, на которых проводились различные опыты и игры по закреплению знаний о комнатных растениях, они принесли положительные результаты. У детей экспериментальной группы повысился уровень знаний о домашних растениях: сформировалось представление о многообразии комнатных растений, они познакомились со способами и видами их размножения, подробнее узнали о правилах ухода за комнатными растениями.
Изучение
материала о комнатном
Из всего вышесказанного следует сделать выводы, что различные виды работы со старшими дошкольниками по изучению комнатных растений должна систематически проводится. Это могут быть игры, занятия, наблюдения, а может существовать в форме кружка по цветоводству.
Заключение
Изучение педагогической и методической литературы и проведение опытно-экспериментальной работы доказывает практическую значимость выбранной мною темы дипломной работы и подтверждают сформулированную в начале работы гипотезу о том, что если различные формы работы по изучению комнатных растений проводятся систематически и грамотно, то у детей повышается уровень экологического образования и формируются прочные растеневодческие умения и навыки.
Подводя итоги всей работы можно сделать следующие выводы:
1. Занятия и игры по изучению комнатных растений проводится должны.
2.
Такие занятия дают знания
о многообразии комнатных
3. Развивают нравственные и эстетические чувства, воспитывают бережное отношение не только к растениям, но и к природе в целом, а так же воспитывают чувство ответственности.
Таким образом, цель и задачи исследования были достигнуты.
Методы, которые были мною, использованы, формируют растениеводческие умения и навыки, а так же дети осознают их немаловажную роль в сохранении природы, развивают у них чувство ответственности за будущее состояние окружающей среды.
Список
литературы
Информация о работе Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников