Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

цель исследования: Изучить роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников .
Эта цель включает ряд задач:
* способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;
* познакомить детей с экологическими факторами среды обитания растений;
* изучить методическую литературу по теме исследования;
* сформировать растениеводческие умения и навыки старших дошкольников с помощью комплекса мероприятий по ознакомлению с комнатными растениями.

Оглавление

Глава 1 Изучение комнатных растений со старшими дошкольниками
1. Роль комнатных растений в работе с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………………..
2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями……………………...
3. Принципы подбора комнатных растений в разных возрастных группах…...
4. Особенности методики формирования представлений и
положительного отношения к комнатным растениям …………………………….
Глава 2 Биологический подход к содержанию комнатных растений…………….
2.1 Уход за комнатными растениями ………………………………………………
2.2 Размножение комнатных растений …………………………………………….
Глава 3 Повышение эффективности работы по экологическому
воспитанию старших дошкольников с помощью комнатных растений…………
3.1 Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы ДОУ№30
о комнатных растениях……………………………………………………………….
3.2 Формирующий эксперимент по развитию знаний о комнатных
растениях детей подготовительной группы ДОУ №30 г. Бузулука………………
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня
знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы…………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 363.00 Кб (Скачать)
 

                                                  

       Формирующий эксперимент включал в себя 4 занятия, и 4 игр которые были проведены на протяжении 4 месяцев.

       Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности.

       По  ходу проведения формирующего эксперимента мы внимательно наблюдали за работой детей, отмечали для себя тех, кто активно работает на занятиях, грамотно выполняет практические задания, с удовольствием участвует в играх.

       На  протяжении всего эксперимента использовались приемы стимулирования детей к активной деятельности, создание игровых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в деятельность.

       Проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности. Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании игровой и познавательной деятельности позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.

       По  окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез умений и навыков детей который выявил результаты формирующего эксперимента развития изобразительного творчества детей средствами живописи.

 

       

      3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы   

       После проведения формирующего эксперимента нами было проведено контрольное  исследование с целью определения  эффективности проделанной работы.  Диагностика уровня развития знаний о комнатных растениях проводилась по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента.

    Завершение  диагностических процедур контрольного этапа и анализ полученных результатов позволил представить их в виде таблицы  4.

       Таблица 4

       Результаты  уровня знаний детей  подготовительной (экспериментальной)  группы на этапе контрольного эксперимента 

    Вопросы Средний уровень
Ф.И. ребенка  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Азамов Азамат В В С В В С С В В С В
2 Богданов Данил В С В С В С В В В В В
3 Баскаков Никита С С В С С С В С С С С
4 Веселов Илья С С С С В С С С В С С
5 Душакова Таня В С В В С В С В В С В
6 Жидова Полина С С С С В С С С В С С
7 Кленина Настя  В С В В В С С В В С В
8 Смирнова Маша С С В С С В С С С С С
9 Спиридонов  Данил С В В В С С В С В С В
10 Мишина Марина С В В В В В В В В В В
Высокий 60%
Средний 40%
Низкий 0%
 
 

       Таблица 2  

       Результаты  уровня знаний детей  подготовительной (контрольной)  группы на этапе контрольного эксперимента 

    Вопросы Средний уровень
Ф.И. ребенка  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Безрукова Вика С С С Н С С С Н С Н С
2 Брайцева Маша В С В В С С С С В С С
3 Васильченко Лиза С Н С Н Н С С С Н С Н
4 Галлиев Амир С В В В В С В С В С В
5 Литвинова Даша С В С В В С В В В В В
6 Обухова Диана  С С С Н В С С С С Н С
7 Скворцова Алина  Н С Н С С С С С С Н С
8 Штоббе Яна  С С С С С С С С С С С
9 Штудент Вова С С Н С С Н С С С Н С
10 Чаплыгин Кирилл С С С В С В С С В С С
Высокий 20%
Средний 70%
Низкий 10%
 

       Результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента  показывают, что дети экспериментальной группы показали значительное улучшение уровня знаний: высокий результат показали 60% детей, средний 40% детей, низкий результат обнаружен не был.

       В контрольной группе, результаты были значительно ниже высокий результат показали 20% детей, средний 70%, а низкий 10%

       Для сравнения полученных результатов мы построили сравнительную диаграмму уровня знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы (контрольной и экспериментальной) на этапе контрольного  эксперимента (диаграмма 2).

       Диаграмма 2 

       Сравнительная диаграмма уровня знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы (контрольной и экспериментальной) на этапе контрольного  эксперимента 

  

       Результаты  контрольного эксперимента показали необходимость  проведения различных занятий по изучению комнатных растений. И хотя было проведено всего несколько занятий, на которых проводились различные опыты и игры по закреплению знаний о комнатных растениях, они принесли положительные результаты. У детей экспериментальной группы повысился уровень знаний о домашних растениях: сформировалось представление о многообразии комнатных растений, они познакомились со способами и видами их размножения, подробнее узнали о правилах ухода за комнатными растениями.

       Изучение  материала о комнатном цветоводстве положительно повлияло на познавательную активность ребят. После таких занятий ребята делились своими впечатлениями друг с другом, рассказывали своим друзьям и родителям, искали книги о комнатном цветоводстве и приносили их на занятия. Некоторые ребята стали самостоятельно ухаживать за комнатными растениями.

       Из  всего вышесказанного следует сделать выводы, что различные виды работы со старшими дошкольниками по изучению комнатных растений должна систематически проводится. Это могут быть игры, занятия, наблюдения, а может существовать в форме кружка по цветоводству.

 

       

       Заключение 

       Изучение  педагогической и методической литературы и проведение опытно-экспериментальной  работы доказывает практическую значимость выбранной мною темы дипломной работы и подтверждают сформулированную в начале работы гипотезу о том, что если различные формы работы по изучению комнатных растений проводятся систематически и грамотно, то у детей   повышается уровень экологического образования и формируются прочные растеневодческие умения и навыки.

       Подводя итоги всей работы можно сделать следующие выводы:

       1. Занятия и игры по изучению комнатных растений проводится должны.

       2. Такие занятия дают знания  о многообразии комнатных растений, развивают любознательность, повышают познавательную активность детей, способствуют развитию памяти, воображения, внимания, наблюдательности.

       3. Развивают нравственные и эстетические чувства, воспитывают бережное отношение не только к растениям, но и к природе в целом, а так же воспитывают чувство ответственности.

       Таким образом, цель и задачи исследования были достигнуты.

       Методы, которые были мною, использованы, формируют  растениеводческие умения и навыки, а так же дети осознают их немаловажную роль в сохранении природы, развивают у них чувство ответственности за будущее состояние окружающей среды.

 

       

Список литературы 

       
  1. Алексахина  Е.М. Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию дошкольников и младших школьников. – М.: Прометей, 1996.
  2. Боровсакая Л.А. Город и растения. ж-л Начальная школа, 1993 N11, с. 57.
  3. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – Л.: Детская литература, 1970.
  4. Гилберт Р. Комнатные растения. Практическое руководство. – М.: Дорлинг Киндерсли, 1997.
  5. Гортинский Г.Б. Яковлев Т.П. Целебные растения в комнате. – М.: Высшая школа, 1993.
  6. Двораковский М.С. Экология растений. – М: Высшая школа, 1983.
  7. Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста //Начальная школа, 1998 N6, с. 24.
  8. Журкова Е.Н. Ильина Е.Я. Комнатные растения /Справочная книга для учителя/ - М., 1968.
  9. Изучение комнатных растений в начальной школе /рекомендации в помощь учителю начальных классов./ - Саратов, 1973.
  10. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.
  11. Рубинчикова Т.И. Размножение комнатных растений. //Начальная школа, 1982 N3, с. 36.
  12. Сторожицкая Н.С. Комнатные растения в живом уголке и опытная работа с ними. – Саратов, 1956.
  13. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе – Ленинград, Агропромиздат, 1985.

Информация о работе Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников