Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа
цель исследования: Изучить роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников .
Эта цель включает ряд задач:
* способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;
* познакомить детей с экологическими факторами среды обитания растений;
* изучить методическую литературу по теме исследования;
* сформировать растениеводческие умения и навыки старших дошкольников с помощью комплекса мероприятий по ознакомлению с комнатными растениями.
Глава 1 Изучение комнатных растений со старшими дошкольниками
1. Роль комнатных растений в работе с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………………..
2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями……………………...
3. Принципы подбора комнатных растений в разных возрастных группах…...
4. Особенности методики формирования представлений и
положительного отношения к комнатным растениям …………………………….
Глава 2 Биологический подход к содержанию комнатных растений…………….
2.1 Уход за комнатными растениями ………………………………………………
2.2 Размножение комнатных растений …………………………………………….
Глава 3 Повышение эффективности работы по экологическому
воспитанию старших дошкольников с помощью комнатных растений…………
3.1 Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы ДОУ№30
о комнатных растениях……………………………………………………………….
3.2 Формирующий эксперимент по развитию знаний о комнатных
растениях детей подготовительной группы ДОУ №30 г. Бузулука………………
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня
знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы…………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………………..
Если на поверхности земли появляется зеленый налет и белые точки — это признаки слишком обильной поливки. В таком случае верхний слой земли снимают и замеляют свежей смесью – (земля, смешанная с песком). Некоторые, болезни вызываются грибками иди вирусом (мучнистая роса, ржавчина, плесень), они усиливаются при плохом содержании растений.
Если в группе появилось новое растение, надо осмотреть его: здорово ли оно, нет ли на нем вредителей, которые могут заразить другие растения.
На растениях с плотными кожистыми листьями и на стеблях часто поселяется щитовка. По размеру, цвету и форме она похожа на спичечную головку. Взрослое насекомое но из-под его щитка расползаются личинки, сосущие питательные вещества. На листьях растений, пораженных щитовкой, появляется липкий налет. Щитовку можно снять мыльной губкой, затем обмыть растение чистой водой. Обработку повторяют 3-4 раза с интервалом 7-8 дней. Применение ядохимикатов для борьбы с вредителями в детском саду не разрешается, следует использовать другие средства. Например, пораженные щитовкой места можно протереть соком репчатого лука: фитонциды лука и чеснока помогают бороться с вредителями всех растений, в частности комнатных.
На нежных сочных листьях растений может поселяться тля. Ее окуривают табачным дымом: ставят растение под перевернутое ведро или колпак из плотной бумаги и туда пускают табачный дым. Можно также раз в неделю обмывать растение слабым раствором, а потом чистой водой. Помогает и опрыскивание листьев растения настоем лука или чеснока.
Иногда
на поверхности земли можно
На нижней стороне листьев некоторых растений (каллы, жасмин, пестролистный плющ) иногда появляются еле различимые простым глазом насекомые, образующие очень тонкую паутину. Это паутинный клещик или красный паучок.
На
пораженных листьях образуются светлые
пятна, лист обесцвечивается и деформируется,
затем отпадает. Меры борьбы с паутинным
клещиком: частое опрыскивание из пульверизатора
холодной (из холодильника) водой (землю
при этой обработке закрывают тряпочкой
или клеенкой). Неплохо также протереть
обратную сторону листьев репчатым луком
и затем вымыть их Часто на опущенных листьях
растений можно увидеть белых насекомых,
похожих на комочки муки — это мучнистый
червец. Растения нужно регулярно осматривать,
собирать насекомых пинцетом или просто
руками и уничтожать их, после очистки
растений руки и пинцет обязательно продезинфицировать.
1
4. Размножение комнатных
растений
Со временем все комнатные растения вырастают слишком большие и дряхлеют, и тогда их надо заменять более молодыми и сильными.
Существует два основных способа размножения комнатных растений: семенами (медленный, довольно хлопотный процесс, в результате которого можно получить слишком много растений, либо, что хуже не одного) и черенками – так называемое вегетативное размножение: черенкование, отрезками корневищ, воздушными отводками, отпрысками, усами, отводками, луковицами и другое. Семенами размножают все однолетние и двулетние растения, а также кустарники и древесные породы; вегетативно – многолетние и травянистые растения, а также кустарники и древесные породы; вегетативно размножают все декоративные формы и сорта кустарников и древесных пород, а также садовые сорта луковичных, клубнелуковичных и клубневых растений.
Семенное размножение применяют редко т.к. многие растения в комнатных условиях не цветут. У цветущих растений для получения плодов и семян, как правило, необходимо проводить искусственное опыление. Семенам нужен тщательный уход, а зацветают они не скоро.
Семенами размножают чаще всего пальмы, цитрусовые, кактусы. Сроки посева семян различны. Например, посев семян кактусов рекомендуется проводить весной, в небольшие плоские коробочки или плошки, наполненные легкой почвенной смесью. Перед посевом эту смесь нагревают 30 мин. до 80 градусов и обрабатывают слабо-розовым раствором перманганата калия. До посева семена надо замочить на несколько часов в теплой воде и тоже продезинфицировать слабым раствором перманганата калия.
Для прорастания семян особенно важны такие факторы, как влажность и температура. В результате обогащения водой семена набухают, увеличивается осмотическое давление в клетках зародыша, что, в конечном счете, ведет к разрыву оболочки семени. В набухших семенах активизируются ферменты, а запасные питательные вещества переходят в форму, доступную для питания зародыша. После разрыва оболочки появляется основной корешок, затем семядоли и придаточные корешки.
Высевают семена равномерно на выровненную поверхность субстрата, не засыпая их почвой. В зависимости от вида растения его семена прорастают через несколько суток или через несколько недель. Условием хорошей всхожести и в дальнейшем нормального развития сеянцев являются постоянные температура и влажность. Днем температура должна быть около 20 – 26 градусов, а ночью 15 – 20 градусов. Разница в 5 – 6 градусов между дневной и ночной температурой благотворно воздействует на прорастание семян и развитие сеянцев. Влажность субстратов лучше создавать погружением плошек в воду для пропитывания почвы влагой, т.к. полив сверху может привести к смыву семян. После посева каждую плошку накрывают стеклом и помещают в светлое, но защищенное от прямых солнечных лучей место. Детям младшего школьного возраста для выращивания комнатного растения из семени можно использовать семена цитрусовых. Эта работа должна проводиться вместе с учителем, т.к. некоторые виды работ учитель должен проделать сам на глазах детей. Прежде всего, учитель должен подготовить семена. Семена цитрусовых перед посевом растирают с прокаленным речным песком или накалывают иглой, т.к. эти семена имеют толстую оболочку, которая плохо пропускает воздух и воду. При тепловой обработке – семена отпаривают кипятком и оставляют их до остывания. Затем семена необходимо вымачивать в растворе гидрокарбоната натрия в течение суток, после вымачивание семян в темно-розовом растворе перманганата калия в течение 2 часов, а затем промывание семян, погружение их на 20 минут в крепкую серную кислоту, а затем промывание их в чистой воде, и после обрабатывают семена в течение суток растворами микроэлементов. Только после этого семена готовы к посадке. Посадку семян дети могут провести самостоятельно под руководством учителя.
Уход
за посевом заключается в
Для
вегетативного размножения
1.
работать всегда только с
2. Нельзя касаться места среза.
3. Поверхность среза должна быть ровной, иначе может начаться гниение.
4. Перед помещением отводка в землю желательно окунуть место среза в специальное ростовое вещество.
Стеблевые черенки. Для размножения растений стеблевыми черенками срезают короткий кусочек стебля и затем укореняют его. Так можно размножать большинство комнатных растений – независимо от того, травянистые у них стебли или одревесневшие. Лучше всего использовать для черенкования верхнюю часть побега, которую называют верхушечным черенком. Одни черенки укореняются быстрее, чем другие. Это зависит от вида растения и температуры. Если черенок начал быстро расти, значит, он хорошо укоренился.
Листовые черенки. Этот способ чаще всего используют для размножения узумбарских фиалок, бегоний и суккулентов. Для размножения суккулентов просто положить отдельные листья на влажный песок. Узумбарские фиалки и бегонии размножают, воткнув лист в увлажненную смесь и накрыв его полиэтиленовым пакетом.
Укоренение боковых отростков. Боковые отростки – небольшие растения, образующиеся у основания родительского растения. Такие отростки дают, к примеру, бромелиевые и большинство кактусов.
Деление растений. У некоторых корневищных растений, например у папоротников и кактусов, развиваются густые куртины, которые легко разделить для размножения. Нужно вынуть растение из горшка и осторожно разделить его на части так, чтобы в каждой оказался хорошо развитый пучок побегов с корнями. Необходимо посадить каждую часть в отдельный горшок.
Воздушные отводки. Большие растения с оголенными стеблями (драцена, монстера, фикус, кордилина) можно размножать воздушными отводками. Для этого на стебле делается кольцевой надрез коры шириной 3-5см. На стебле прикрепляется кусок бересты, плотной, вощеной бумаги или полиэтиленовой пленки в форме мешочка и заполняют влажным субстратом или мхом. Часть побега с кольцевым надрезом должна находиться в субстрате. Мох должен быть постоянно влажным. Через 5-6 недель обертку снимают и осматривают побег: если корневая система образовалась, то побег отрезают и высаживают в горшок с почвой.
Детки. У некоторых растений на листьях (каланхое), усах (хлорофитум, камнеломка) или столон (разновидность корневища не накапливает питательные вещества и быстро отмирает) образуются детки. Они часто уже на материнском растении имеют корни, так что их можно просто отделять и сажать в горшок.
По вегетативному размножению можно провести ряд занятий. Размножение усами можно показать детям на примере хлорофитума или камнеломки. Для этого рядом с взрослым растением помещают небольшие цветочные горшки с питательной землей. В них высаживают маленькие растеньица, которые находятся на концах усов, не отделяя их от материнских растений первое время. При посадке необходимо следить, чтобы почва не засыпала верхушечную почку растения. Пока молодые растеньица не укоренились, их затеняют от лучей солнца и регулярно поливают. После укоренения их отделяют от материнских растений.
Размножение растений листовыми черенками детям младшего школьного возраста можно продемонстрировать на сансевьере трехполосной. Это растение есть в каждой школе, т.к. оно очень неприхотливо и обладает широкой экологической амплитудой. Для этого вида размножения необходимо отрезать лист и разрезать его на части, затем необходимо подсушить в течение суток. Длина кусочков листа до 10 см. Листовые черенки посадить на 2/3 длины во влажный песок и сверху накрыть банкой и поставить в теплое место. Ежедневно черенок необходимо проветривать. Примерно через месяц появятся придаточные корни, тогда банку надо снять.
Размножение растений луковицами-детками можно провести на следующих растениях: амариллисе, зефирантесе и др. Для этого необходимо при посадке растения отделить деток от материнского растения и высадить их в отдельные цветочные горшки. Учитель может пояснить детям, что таким же способом можно размножать овощные (лук, чеснок) и цветочно-декоративные растения (тюльпан, гиацинт). После этого занятия дети могут самостоятельно вырастить у себя дома лук или чеснок.
Размножение растений листьями можно показать на примере бегонии королевской. Для этого дети должны отрезать лист без черенка, затем надрезать крупные жилки в местах их разветвлений острым лезвием бритвы, после этого положить нижней стороной листа на чистый влажный песок. Для лучшего укоренения в местах разреза жилки пришпилить к песку спичками. Сверху лист покрыть стеклянной банкой. Плошку поставить на свет при температуре 20 градусов. Примерно через 2 недели произойдет образование придаточных корешков в местах надрезов, а еще через некоторое время появятся молодые побеги новых растений, столько, сколько было надрезов.
Использование различных способов размножения комнатных растений на уроках и внеклассных занятиях позволяет выработать у учащихся практические умения и навыки, которые они могут применять при работе на садовых участках у себя на даче с сельскохозяйственными, плодовыми и цветочно-декоративными культурами, а также вырастить необходимое количество растений для озеленения школы.
Исходя из вышесказанного, следует подчеркнуть, что всем растениям и комнатным в частности требуется уход и защита, а так же помощь в размножении и активном росте. Навыки ухода комнатными за растениями дети приобретают в детском саду , а для того чтобы эти навыки были правильными необходим грамотный подход к данной деятельности воспитателя.
Глава 3 Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью комнатных растений
3.1
Диагностика уровня
знаний детей подготовительной
группы ДОУ№30 о комнатных
растениях
Изучив теоретическую и
В соответствии с целью исследования, перед диагностикой были поставлены следующие задачи:
Информация о работе Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников