Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа
цель исследования: Изучить роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников .
Эта цель включает ряд задач:
* способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;
* познакомить детей с экологическими факторами среды обитания растений;
* изучить методическую литературу по теме исследования;
* сформировать растениеводческие умения и навыки старших дошкольников с помощью комплекса мероприятий по ознакомлению с комнатными растениями.
Глава 1 Изучение комнатных растений со старшими дошкольниками
1. Роль комнатных растений в работе с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………………..
2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями……………………...
3. Принципы подбора комнатных растений в разных возрастных группах…...
4. Особенности методики формирования представлений и
положительного отношения к комнатным растениям …………………………….
Глава 2 Биологический подход к содержанию комнатных растений…………….
2.1 Уход за комнатными растениями ………………………………………………
2.2 Размножение комнатных растений …………………………………………….
Глава 3 Повышение эффективности работы по экологическому
воспитанию старших дошкольников с помощью комнатных растений…………
3.1 Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы ДОУ№30
о комнатных растениях……………………………………………………………….
3.2 Формирующий эксперимент по развитию знаний о комнатных
растениях детей подготовительной группы ДОУ №30 г. Бузулука………………
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня
знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы…………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………………..
Приложение 1
Занятие
№1 Тема: «Путешествие
с комнатными растениями»
Цель: Познакомить детей с многообразием комнатных растений.
Оборудование: карта мира, комнатные растения.
Ход занятия:
У нас любят цветы. Ими украшают сады, парки, улицы и жилища. Посмотрите ребята на наших комнатных зеленых друзей. Их не случайно так называют, они радуют глаз даже равнодушного человека. Комнатные растения повышают влажность воздуха, очищают воздух от пыли. Содержание углекислого газа в воздухе не увеличивают. Днем растения поглощают углекислоту, выделяют много кислорода и особые летучие вещества (фитонциды), которые убивают вредные бактерии. Все комнатные растения придают помещениям не только красоту, но и приносят пользу.
Взгляните на эти растения, все они имеют очень интересную историю и завезены к нам из далеких и жарких стран. Сегодня мы совершим с вами «путешествие» на родину этих растений.
Представьте мы с вами в жарком тропическом лесу. Вы познакомитесь с представителями тропического леса: разнообразными традесканциями. Особенность влажных тропических лесов – это большое количество света, тепла, влаги. Крупный массив тропического леса расположен в бассейне реки Амазонки в Южной Америке. В зеленую массу тропического леса трудно пробраться, приходится прорубать тропинку топором.
Воздух влажный и теплый – трудно дышать, как в бане в парном отделении. Кругом такое разнообразие деревьев и кустарников. Тропический лес стоит круглые годы не изменяясь, и листья кожистые, большие остаются зелеными в течение пяти лет.
Странные названия бывают у растений. Например, одно из распространенных домашних растений раньше называлось «бабьи сплетни». Научное название этого растения благозвучное – традесканция, данное по имени ботаника XVII века Джона Традесканта. Это растение стало сейчас очень популярным. Им украшают стены и окна. Знаменитым оно стало еще и потому, что побывало даже в космосе. Стебли традесканции свисают с горшка длинными плетями. «Бабьи сплетни» распространены на болотах тропических лесов Америки. Растение это привыкло к влажной почве, к малому освещению, его ветки располагаются по поверхности почвы и укрепляются корешками, отходящими от веток, размножаясь вегетативно. Стебли очень хрупки и легко обламываются на кусочки, ветки быстро дают корешки.
В
дожди вода заливает традесканции,
но они не гибнут и живут под
водой. Традесканции бывают не только
зеленые, но бывают и с белыми полосками
(зебрина) и с коричневыми, розово-фиолетовыми
полосками. В комнате она цветет.
В группу к нам пришла ежиха
Посмотреть на двух ежат:
«Почему они так тихо
на окне всегда лежат?
Вы, ежата, мне скажите:
Вы здоровы или нет?
Если да, то выходите
Поглядеть на белый свет»
Но сказали ей ребята:
- Мы ежей не держим тут.
Это вовсе не ежата – Это кактусы растут!
Ей теперь смотреть обидно
На колючих малышей
- Двух обманщиков, как видно,
Приняла
я за ежей.
Есть, ребята, у нас такие интересные растения в виде зеленых колючих палок или шаров. Все они являются жителями пустыни. Кактусы интересны своей оригинальной формой, выносливостью и замечательными цветками.
На кактусах изучается приспособляемость растений к таким условиям жизни, в которых другие растения не могут существовать. На мексиканском плоскогорье, в пустыне Жорнадодель Муэрто, находится страна кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают своими размерами и разнообразием форм. Ребристые шары в полтора метра высотой и в два с половиной метра в обхват лежат на желтом песке, как громадные ежи, выставившие свои длинные иголки. Недаром их называют: ежовые кактусы, или эхинокактусы. Некоторые кактусы густо покрыты длинными желтыми и красноватыми колючками и издали напоминают сидящих птиц или зверей. Иногда можно увидеть кактус с длинными белыми свисающими волосками, похожими на голову старика. Особое впечатление в мексиканской пустыне производят столбовидные кактусы – цереусы. Многогранные зеленые колонны, толщиной в полтора метра, поднимаются на высоту 15 метров. С середины они разветвляются в виде канделябра. Кактусы растут в пустыне, где в течение полугода нет дождей. Все их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. У них вместо листьев торчат колючки. Роль листьев, поглощающих углекислый газ, выполняют стебли. Стебли покрыты толстой и плотной кожицей с малым количеством устьиц, которые почти всегда закрыты. Под кожицей и зеленым слоем находится бесцветная ткань с большими клетками, наполненными водой и слизью. Корни, широко распространены в поверхностном слое земли, быстро всасывают воду во время дождей. С наступлением засушливого времени засыхают, но более толстые корни остаются живыми, т.к. покрыты водонепроницаемой пробкой.
В конце занятия дети отвечают на вопросы воспитателя:
О каких комнатных растениях мы сегодня с вами говорили?
В каких природных условиях произрастает традесканция?
Какой климат на родине кактусов?
Воспитатель
подводит итоги и хвалит детей
за активную работу.
Приложение 2
Занятие
№2 Тема: «Размножение
растений»
Цель занятия: Дать детям представление о размножении растений с помощью корня, стебля, листьев.
Оборудование:
Рисунки дерева, кустарника, травянистых
растений, побег традесканции, горшок
с почвой, стеклянная банка; рисунки: «Размножение
стеблевыми и листовыми черенками».
Ход
занятия
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с вегетативным размножением растений: черенками, отводками, клубнями, луковицами, усами, корневыми отпрысками.
Воспитатель: Какие части растений вы знаете?
Дети отвечают на вопрос по рисункам на доске: дерева, кустарника, травянистого растения.
Д. Деревья – растения с деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет корень, ветви, листья, цветы, плоды. Это дуб, береза, клен. Кустарники отличаются от деревьев тем, имеют не один ствол, как деревья, а несколько стволиков. Кустарники имеют корень, листья, цветы, плоды. Это сирень, смородина, крыжовник.
Травы имеют корень, зеленые, сочные стебли, листья, цветы, плоды. Это ландыш, герань, медуница, подорожник.
Воспитатель: Спасибо! Какую часть растения используют для размножения?
Дети: Семена.
Воспитатель: Растение из семени развивается так: семя – проросток с корешком – проросток с несколькими листочками – взрослое растение сначала с цветами, а затем с плодами.
Воспитатель: Вы узнали, что для прорастания семян нужна вода, свет, тепло, воздух. Когда же и в какую почву надо сеять семена?
Воспитатель: Цветковые растения размножаются не только семенами. Многие из них размножаются черенками корней, стеблей и листьев. Черенок – это часть стебля, корня, листа. Корень, стебель и лист – это вегетативные органы растения.
Воспитатель: Размножение черенками широко используют в садоводстве и цветоводстве. Черенки могут быть стеблевыми, листовыми, корневыми.
Стеблевыми черенками (побегами) размножают многие комнатные растения: традесканцию, герань, бальзамин и др. (Далее рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией посадок побега традесканции).
Делают это так: отрезают веточку традесканции наискось под четвертым листом. Затем отрезают последний, четвертый лист. Срезанную веточку втыкают во влажный песок на глубину 2 см., ближе к краю цветочного горшка, и пальцами правой и левой руки обжимают влажный песок вокруг веточки, чтобы она лучше держалась. Накрывают веточку стеклянной банкой или стаканом, чтобы она не завяла. Горшки с черенками ставят в светлое теплое место, но не на солнце.
Ухаживают за посаженными стеблевыми черенками следующим образом: через 2 – 3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать банки или стаканы, чтобы освежать воздух вокруг черенков; через 8 – 10 дней, когда черенки укоренятся, банки или стаканы снят совсем, чтобы приучить растения к сухому воздуху; поливать надо тонкой струей воды по краям горшка, чтобы не размывать песок вокруг черенков.
Воспитатель: Некоторые виды комнатных растений, например бегонию, можно размножать листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок, перед этим на листе делаются надрезы по жилкованию. После этого на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. 3. Размножение растений корневыми черенками.
Итог занятия
Воспитатель: Какие же виды размножения растений мы с вами узнали? (дети отвечают)
Воспитатель:
Спасибо.
Приложение 3
Занятие
№3 Тема: Целебные комнатные
растения
Цель: познакомить детей с целебными комнатными растениями.
Оборудование: комнатные растения: алоэ, каланхоэ, аспидистра, плющ обыкновенный.
Ход
занятие
Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим уже о знакомых нам комнатных растениях, но еще и познакомимся с их целебными свойствами.
Воспитатель: Посмотрите ребята, пожалуйста. У меня на столе стоит цветок. Как он называется?
Дети: Это алоэ.
Воспитатель: Правильно. Алоэ или столетник относится к семейству асфоделовые. Наименование этого растения восходит к греческому языку, а еще ранее – к древнеарабскому языку и связано со словами блестящий или горький. В роде алоэ насчитывается более 360 видов, распространенных в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. Все виды прекрасно приспособлены для жизни в условиях жаркой безводной пустыне. У нас с вами комнатное растение вида алоэ древовидное. В Африке это растение достигает в высоту трех метров и более, листья до 60см. длиной. Окраска листьев матово-зеленая или сизоватая. В комнатах алоэ древовидное цветет очень редко, так как ему явно недостает света и тепла.
В листьях алоэ есть специализированные клетки, наполненные желтоватым клеточным соком, содержащим различные, в том числе биологически активные, вещества. В алоэ древовидном, например, обнаружен лектин, подавляющий рост раковых клеток. Для получения сока листья срезают и мелко их измельчают или выдавливают сок любым другим способом. Высушенный сок идет на приготовление слабительных лекарств, алоин – вещество, находящееся в этих листьях – обладает бактерицидными свойствами. Дома если у вас есть это растение вы можете его использовать при заживлении ожога или нарыва. Для этого нужно: разрезать лист алоэ вдоль и приложить к ожогу или нарыву и затем забинтовать.
Посмотрите внимательно на это растение. Как оно называется?
Дети: Аспидистра.
Воспитатель: Правильно. Это аспидистра широколистная ранее его относили к семейству лилейных, а сейчас включен в семейство ландышевые. Наименование аспидистры происходит от двух греческих слов: аспис – щит и астрон – звезда. Родина этого растения - Южный Китай, Япония, Восточные Гималаи, остров Тайвань. Растет в тенистых лесах. Растение это обычно интенсивно разрастается, занимая листьями всю площадь цветочного горшка, за что и получила народное название «дружная семейка». Химический состав этого растения не изучен. В медицинской практике используют отвары из всех органов растений. Их применяют при судорогах, желудочно-кишечных заболеваниях, болях в мышцах и других заболеваниях.
А как это растение называется?
Дети: Каланхоэ. У. Правильно это каланхоэ из семейства толстянковых, насчитывает около 125 видов. Название происходит от китайского наименования одного из видов. Родина каланхоэ перистого неизвестна. В медицине используют сок растения. В соке обнаружены флавоноиды, дубильные вещества, полисахариды, много органических кислот, а так же минеральные элементы. Сок каланхоэ обладает явно выраженным противовоспалительным действием и поэтому используется при заживлении ран, ожогов, обморожений. Он не только уничтожает бактериальную инфекцию, но и проявляет противовирусную активность. Этот сок эффективен при танзилите, пародонтозе и стоматитах. И, наконец, последнее растение, которое находится у меня на столе называется…
Информация о работе Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников