Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

цель исследования: Изучить роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников .
Эта цель включает ряд задач:
* способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;
* познакомить детей с экологическими факторами среды обитания растений;
* изучить методическую литературу по теме исследования;
* сформировать растениеводческие умения и навыки старших дошкольников с помощью комплекса мероприятий по ознакомлению с комнатными растениями.

Оглавление

Глава 1 Изучение комнатных растений со старшими дошкольниками
1. Роль комнатных растений в работе с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………………..
2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями……………………...
3. Принципы подбора комнатных растений в разных возрастных группах…...
4. Особенности методики формирования представлений и
положительного отношения к комнатным растениям …………………………….
Глава 2 Биологический подход к содержанию комнатных растений…………….
2.1 Уход за комнатными растениями ………………………………………………
2.2 Размножение комнатных растений …………………………………………….
Глава 3 Повышение эффективности работы по экологическому
воспитанию старших дошкольников с помощью комнатных растений…………
3.1 Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы ДОУ№30
о комнатных растениях……………………………………………………………….
3.2 Формирующий эксперимент по развитию знаний о комнатных
растениях детей подготовительной группы ДОУ №30 г. Бузулука………………
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня
знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы…………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 363.00 Кб (Скачать)
 

 

       Приложение 1

       Занятие №1 Тема: «Путешествие с комнатными растениями»  

       Цель: Познакомить детей с многообразием комнатных растений.

       Оборудование: карта мира, комнатные растения.

       Ход занятия:

       У нас любят цветы. Ими украшают сады, парки, улицы и жилища. Посмотрите ребята на наших комнатных зеленых друзей. Их не случайно так называют, они радуют глаз даже равнодушного человека. Комнатные растения повышают влажность воздуха, очищают воздух от пыли. Содержание углекислого газа в воздухе не увеличивают. Днем растения поглощают углекислоту, выделяют много кислорода и особые летучие вещества (фитонциды), которые убивают вредные бактерии. Все комнатные растения придают помещениям не только красоту, но и приносят пользу.

       Взгляните на эти растения, все они имеют  очень интересную историю и завезены к нам из далеких и жарких стран. Сегодня мы совершим с вами «путешествие» на родину этих растений.

       Представьте мы с вами в жарком тропическом лесу. Вы познакомитесь с представителями тропического леса: разнообразными традесканциями. Особенность влажных тропических лесов – это большое количество света, тепла, влаги. Крупный массив тропического леса расположен в бассейне реки Амазонки в Южной Америке. В зеленую массу тропического леса трудно пробраться, приходится прорубать тропинку топором.

       Воздух  влажный и теплый – трудно дышать, как в бане в парном отделении. Кругом такое разнообразие деревьев и кустарников. Тропический лес стоит круглые годы не изменяясь, и листья кожистые, большие остаются зелеными в течение пяти лет.

       Странные  названия бывают у растений. Например, одно из распространенных домашних растений раньше называлось «бабьи сплетни». Научное название этого растения благозвучное – традесканция, данное по имени ботаника XVII века Джона Традесканта. Это растение стало сейчас очень популярным. Им украшают стены и окна. Знаменитым оно стало еще и потому, что побывало даже в космосе. Стебли традесканции свисают с горшка длинными плетями. «Бабьи сплетни» распространены на болотах тропических лесов Америки. Растение это привыкло к влажной почве, к малому освещению, его ветки располагаются по поверхности почвы и укрепляются корешками, отходящими от веток, размножаясь вегетативно. Стебли очень хрупки и легко обламываются на кусочки, ветки быстро дают корешки.

       В дожди вода заливает традесканции, но они не гибнут и живут под  водой. Традесканции бывают не только зеленые, но бывают и с белыми полосками (зебрина) и с коричневыми, розово-фиолетовыми полосками. В комнате она цветет. 

В группу к нам пришла ежиха

Посмотреть  на двух ежат:

«Почему они так тихо

на окне всегда лежат?

Вы, ежата, мне скажите:

Вы здоровы  или нет?

Если  да, то выходите

Поглядеть на белый свет»

Но сказали  ей ребята:

- Мы  ежей не держим тут.

Это вовсе  не ежата – Это кактусы растут!

Ей теперь смотреть обидно

На колючих  малышей

- Двух  обманщиков, как видно,

Приняла я за ежей. 

       Есть, ребята, у нас такие интересные растения в виде зеленых колючих  палок или шаров. Все они являются жителями пустыни. Кактусы интересны  своей оригинальной формой, выносливостью и замечательными цветками.

       На  кактусах изучается приспособляемость  растений к таким условиям жизни, в которых другие растения не могут существовать. На мексиканском плоскогорье, в пустыне Жорнадодель Муэрто, находится страна кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают своими размерами и разнообразием форм. Ребристые шары в полтора метра высотой и в два с половиной метра в обхват лежат на желтом песке, как громадные ежи, выставившие свои длинные иголки. Недаром их называют: ежовые кактусы, или эхинокактусы. Некоторые кактусы густо покрыты длинными желтыми и красноватыми колючками и издали напоминают сидящих птиц или зверей. Иногда можно увидеть кактус с длинными белыми свисающими волосками, похожими на голову старика. Особое впечатление в мексиканской пустыне производят столбовидные кактусы – цереусы. Многогранные зеленые колонны, толщиной в полтора метра, поднимаются на высоту 15 метров. С середины они разветвляются в виде канделябра. Кактусы растут в пустыне, где в течение полугода нет дождей. Все их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. У них вместо листьев торчат колючки. Роль листьев, поглощающих углекислый газ, выполняют стебли. Стебли покрыты толстой и плотной кожицей с малым количеством устьиц, которые почти всегда закрыты. Под кожицей и зеленым слоем находится бесцветная ткань с большими клетками, наполненными водой и слизью. Корни, широко распространены в поверхностном слое земли, быстро всасывают воду во время дождей. С наступлением засушливого времени засыхают, но более толстые корни остаются живыми, т.к. покрыты водонепроницаемой пробкой.

       В конце занятия дети отвечают на вопросы воспитателя:

       О каких комнатных растениях мы сегодня с вами говорили?

       В каких природных условиях произрастает традесканция?

       Какой климат на родине кактусов?

       Воспитатель подводит итоги и хвалит детей  за активную работу.  

 

       

       Приложение 2

Занятие №2  Тема: «Размножение растений» 

       Цель занятия: Дать детям представление о размножении растений с помощью корня, стебля, листьев.

       Оборудование: Рисунки дерева, кустарника, травянистых растений, побег традесканции, горшок с почвой, стеклянная банка; рисунки: «Размножение стеблевыми и листовыми черенками». 

Ход занятия  

       Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с вегетативным размножением растений: черенками, отводками, клубнями, луковицами, усами, корневыми отпрысками.

       Воспитатель: Какие части растений вы знаете?

       Дети  отвечают на вопрос по рисункам на доске: дерева, кустарника, травянистого растения.

       Д. Деревья – растения с деревянистыми  стеблями. Каждое дерево имеет корень, ветви, листья, цветы, плоды. Это дуб, береза, клен. Кустарники отличаются от деревьев тем, имеют не один ствол, как деревья, а несколько стволиков. Кустарники имеют корень, листья, цветы, плоды. Это сирень, смородина, крыжовник.

       Травы имеют корень, зеленые, сочные стебли, листья, цветы, плоды. Это ландыш, герань, медуница, подорожник.

       Воспитатель: Спасибо! Какую часть растения используют для размножения?

       Дети: Семена.

       Воспитатель: Растение из семени развивается так: семя – проросток с корешком – проросток с несколькими листочками – взрослое растение сначала с цветами, а затем с плодами.

       Воспитатель: Вы узнали, что для прорастания семян нужна вода, свет, тепло, воздух. Когда же и в какую почву надо сеять семена?

       Воспитатель: Цветковые растения размножаются не только семенами. Многие из них размножаются черенками корней, стеблей и листьев. Черенок – это часть стебля, корня, листа. Корень, стебель и лист – это вегетативные органы растения.

       Воспитатель: Размножение черенками широко используют в садоводстве и цветоводстве. Черенки могут быть стеблевыми, листовыми, корневыми.

       Стеблевыми  черенками (побегами) размножают многие комнатные растения: традесканцию, герань, бальзамин и др. (Далее рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией посадок побега традесканции).

       Делают  это так: отрезают веточку традесканции наискось под четвертым листом. Затем отрезают последний, четвертый лист. Срезанную веточку втыкают во влажный песок на глубину 2 см., ближе к краю цветочного горшка, и пальцами правой и левой руки обжимают влажный песок вокруг веточки, чтобы она лучше держалась. Накрывают веточку стеклянной банкой или стаканом, чтобы она не завяла. Горшки с черенками ставят в светлое теплое место, но не на солнце.

       Ухаживают за посаженными стеблевыми черенками  следующим образом: через 2 – 3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать банки или стаканы, чтобы освежать воздух вокруг черенков; через 8 – 10 дней, когда черенки укоренятся, банки или стаканы снят совсем, чтобы приучить растения к сухому воздуху; поливать надо тонкой струей воды по краям горшка, чтобы не размывать песок вокруг черенков.

       Воспитатель: Некоторые виды комнатных растений, например бегонию, можно размножать листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок, перед этим на листе делаются надрезы по жилкованию. После этого на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. 3. Размножение растений корневыми черенками.

       Итог  занятия

       Воспитатель: Какие же виды размножения растений мы с вами узнали? (дети отвечают)

       Воспитатель: Спасибо. 
 

 

       

       Приложение 3

       Занятие №3 Тема: Целебные комнатные растения 

       Цель: познакомить детей с целебными комнатными растениями.

       Оборудование: комнатные растения: алоэ, каланхоэ, аспидистра, плющ обыкновенный.

       Ход занятие  

       Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим уже о знакомых нам комнатных растениях, но еще и познакомимся с их целебными свойствами.

       Воспитатель: Посмотрите ребята, пожалуйста. У меня на столе стоит цветок. Как он называется?

       Дети: Это алоэ.

       Воспитатель: Правильно. Алоэ или столетник относится к семейству асфоделовые. Наименование этого растения восходит к греческому языку, а еще ранее – к древнеарабскому языку и связано со словами блестящий или горький. В роде алоэ насчитывается более 360 видов, распространенных в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. Все виды прекрасно приспособлены для жизни в условиях жаркой безводной пустыне. У нас с вами комнатное растение вида алоэ древовидное. В Африке это растение достигает в высоту трех метров и более, листья до 60см. длиной. Окраска листьев матово-зеленая или сизоватая. В комнатах алоэ древовидное цветет очень редко, так как ему явно недостает света и тепла.

       В листьях алоэ есть специализированные клетки, наполненные желтоватым клеточным соком, содержащим различные, в том числе биологически активные, вещества. В алоэ древовидном, например, обнаружен лектин, подавляющий рост раковых клеток. Для получения сока листья срезают и мелко их измельчают или выдавливают сок любым другим способом. Высушенный сок идет на приготовление слабительных лекарств, алоин – вещество, находящееся в этих листьях – обладает бактерицидными свойствами. Дома если у вас есть это растение вы можете его использовать при заживлении ожога или нарыва. Для этого нужно: разрезать лист алоэ вдоль и приложить к ожогу или нарыву и затем забинтовать.

       Посмотрите  внимательно на это растение. Как  оно называется?

       Дети: Аспидистра.

       Воспитатель: Правильно. Это аспидистра широколистная ранее его относили к семейству лилейных, а сейчас включен в семейство ландышевые. Наименование аспидистры происходит от двух греческих слов: аспис – щит и астрон – звезда. Родина этого растения - Южный Китай, Япония, Восточные Гималаи, остров Тайвань. Растет в тенистых лесах. Растение это обычно интенсивно разрастается, занимая листьями всю площадь цветочного горшка, за что и получила народное название «дружная семейка». Химический состав этого растения не изучен. В медицинской практике используют отвары из всех органов растений. Их применяют при судорогах, желудочно-кишечных заболеваниях, болях в мышцах и других заболеваниях.

       А как это растение называется?

       Дети: Каланхоэ. У. Правильно это каланхоэ из семейства толстянковых, насчитывает около 125 видов. Название происходит от китайского наименования одного из видов. Родина каланхоэ перистого неизвестна. В медицине используют сок растения. В соке обнаружены флавоноиды, дубильные вещества, полисахариды, много органических кислот, а так же минеральные элементы. Сок каланхоэ обладает явно выраженным противовоспалительным действием и поэтому используется при заживлении ран, ожогов, обморожений. Он не только уничтожает бактериальную инфекцию, но и проявляет противовирусную активность. Этот сок эффективен при танзилите, пародонтозе и стоматитах. И, наконец, последнее растение, которое находится у меня на столе называется…

Информация о работе Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников