Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

цель исследования: Изучить роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников .
Эта цель включает ряд задач:
* способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;
* познакомить детей с экологическими факторами среды обитания растений;
* изучить методическую литературу по теме исследования;
* сформировать растениеводческие умения и навыки старших дошкольников с помощью комплекса мероприятий по ознакомлению с комнатными растениями.

Оглавление

Глава 1 Изучение комнатных растений со старшими дошкольниками
1. Роль комнатных растений в работе с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………………..
2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями……………………...
3. Принципы подбора комнатных растений в разных возрастных группах…...
4. Особенности методики формирования представлений и
положительного отношения к комнатным растениям …………………………….
Глава 2 Биологический подход к содержанию комнатных растений…………….
2.1 Уход за комнатными растениями ………………………………………………
2.2 Размножение комнатных растений …………………………………………….
Глава 3 Повышение эффективности работы по экологическому
воспитанию старших дошкольников с помощью комнатных растений…………
3.1 Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы ДОУ№30
о комнатных растениях……………………………………………………………….
3.2 Формирующий эксперимент по развитию знаний о комнатных
растениях детей подготовительной группы ДОУ №30 г. Бузулука………………
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня
знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы…………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

       Растения можно также размещать вблизи окон и в глубине комнат на специальных столиках и подставках. На них ставят отдельные экземпляры или несколько гармонично или контрастно сочетающихся растений. В качестве подставки можно широко использовать современную низкую мебель со строгими линиями и большим количеством свободных горизонтальных плоскостей. Растение можно поместить на журнальном столике, подвесных шкафах и книжных полках, на шифоньере, серванте.

       Таким образом, на этапе дошкольного детства  складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Комнатные растения как объект экологического воспитания являются самым доступным средством знакомства с природой. Свое знакомство с комнатными растениями дети начинают в младших группах детского сада. Для того, чтобы процесс знакомства с комнатными растениями проходил с наибольшим эффектом необходимо изучить задачи экологического воспитания в части ознакомления с данными видами растений.

 

       

    1. Задачи  ознакомления детей  с комнатными растениями
 

       В определении содержания программных  задач по ознакомлению детей с комнатными растениями воспитатель исходит из требований «Программы воспитания в детском саду» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данной темы в системе работы по экологическому воспитанию. При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в играх, в беседах и других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

       В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи - это тот объем знаний, который необходимо дать детям, уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.), развитие речи (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по слову воспитателя, в слове выразить результат своей деятельности).

       В содержание образовательных задач  включают также формирование познавательного  интереса детей к комнатным растениям. Воспитательные задачи, решаемые при знакомстве детей с комнатными растениями, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

       Формирование  умений и навыков в дошкольном возрасте представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс, требующий развитых на достаточном уровне восприятия, внимания, мышления, воображения. Поэтому необходимо учитывать особенности протекания этих познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

       Установлено, что большую роль в восприятии детей, в старшем дошкольном детстве, продолжает играть подражание, особенно при овладении новым движением, операциям, действиям. Это объясняется доминирующей деятельностью нервной сигнальной системы, которая проявляется в том, что они легче воспринимают образы реальных предметов и материализованные действия, чем слова. Восприятие детей имеет малую дифференцированность. В силу этого они не точно различают сходные объекты, не могут разобраться в деталях, воспринимают движение или действие в целом, в самых общих чертах и еще менее дифференцированно его воспроизводят.

       Основными характерными чертами внимания дошкольников, которые могут отрицательно повлиять на процесс формирования умений по уходу за растениями, является слабость произвольного внимания, его неустойчивость, узость, слабая концентрация. В целом продолжает преобладать непроизвольное внимание. Эту особенность детского внимания необходимо учитывать при создании положительной мотивации.

       В соответствии совсем сказанным выше весь процесс формирования умений по уходу за комнатными растениями можно представить следующим образом.

       Поскольку эти умения по своей психологической  природе и структуре представляет деятельность, то работа по его формированию должна начинаться с создания у детей положительной мотивации овладения им. Она возникает в ходе раскрытия значения усваиваемого умения, его места и роли в деятельности человека. На этой основе у дошкольников должно сформироваться осознанное желание овладеть этой деятельностью.

       Для последовательного, осознанного овладения этими умениями дети должны, четко представлять какие основные компоненты образуют его, а также какие связи и взаимозависимости существуют между ними. С этой целью необходимо раскрыть конкретное содержание рассматриваемого умения: показать, какие конкретные умения и навыки вошли в него, на каких знаниях они основываются. Большое значение имеет уяснение дошкольниками существующих логических связей между отдельными конкретными умениями, и знаниями, лежащими в их основе.

       Ознакомление  детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий природный комплекс для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

       Труд  и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной).

       Комнатные растения выходцы из разных мест обитания: пустыни, влажных тропических лесов и сухих субтропиков, горных лесов, альпийских лугов находятся в уголке природы в условиях, соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов к среде обитания, что наглядно представлено в особенностях их строения и функционирования и доступно пониманию детей дошкольного возраста. Это позволяет использовать комнатные растения для формирования экологических понятий. Некоторые из комнатных растений являются лекарственными, другие ядовитыми, некоторые выделяют фитонциды. Эти факты можно использовать для ознакомления детей с ролью растений и их влиянием на человека и животных.

       Таким образом, разнообразие программных  задач предлагаемых при ознакомлении дошкольников с комнатными растениями  способствует усвоению знаний, умений и навыков, формирующихся и обогащающихся с переходом из младших групп в более старшие.

 

       

    1. Принципы  подбора растений в разных возрастных группах 
 

       При отборе растений и животных для уголка природы сарших группах ДОУ следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

       Требования  к отбору обитателей уголка природы (Каменева Л.А.):

       1. Растение должно быть типичным  для той или иной систематической  или экологической группы. При  этом становится возможным познакомить  детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

       2. Уход за обитателями уголка  по качеству, характеру труда,  по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые к уходу за ними.

       3. Растения в уголке природы  должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

       4.Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, чтобы дети могли увидеть в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

       5. Растения должны быть абсолютно  безопасны, не приносить ни  малейшего вреда здоровью детей.

       6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

       Размещая  растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи. Следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т.д.), вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели - это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

       Постоянные  обитатели уголков природы в  детском саду - комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т.д.). Большинство комнатных растений - выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

       Основная  задача ознакомления с комнатными растениями в старших группах детского сада - формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

       В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

       Чтобы дети усвоили, как поливать различные  растения, в зависимости от условий  их обитания в естественной среде, в  уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:

       Циперус (Cyperus L.), который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду);

       Кактусы (Caryophyllales), (1-2 вида) требующие очень небольшой и редкой поливки,

       Традесканции (Tradescantia blossfeldiana)- с большой потребностью во влаге;

       Узамбарские фиалки (Saintpaulia) поливать которые следует весьма умеренно;

       Снсевьера (Sansevieria) которая легко переносит сухость воздуха и недостаток воды;

       Плющ  восковой (Hoya R.), который в летнее время требует обильного полива, а в зимнее умеренного.

       В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, - герани (Pelargonium hortorum), фуксии (Fuchsia) и др.

       О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, - амариллис (Amaryllis belladonna), кливия (Clivia miniata), кринум (Crinum), драцена (Dracaena fragrans), гемантус (Haemanthus katharinae), каланхоэ (Kalanchoe blossfeldian) и др. Первый период зимы для этих растений - период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

       Таким образом, растения уголка природы достаточно многочисленны и разнообразны и  подбирая их воспитатель руководствуется  прежде всего необходимостью обозначить разнообразие внешнего вида, свойств, климатических условий того или иного растения. Для успешной работы над ознакомлением детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями необходимо, руководствоваться, прежде всего «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», а так же разнообразными методами и приемами экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Информация о работе Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников