Экологическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:57, контрольная работа

Краткое описание

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.

Оглавление

Введение.
2. Экология – наука о доме
3. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
4. Традиционные педагогические подходы, народные традиции.
5. «Экология – культуры».
6. Цель экологического воспитания, реализация и работа с детьми.
7. Земля – наш дом.
8. Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 186.13 Кб (Скачать)


 

 

Министерство высшего и среднего специального образования

Республики Узбекистан

Ташкентский Государственный педагогический университет им. Низами

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Экологическое воспитание дошкольников.

 

 

Выполнил(а): Ильинская Екатерина

гр.№203 дошк. образ

Принял(а): Джанпеисова Г.Э.

 

Ташкент-2015

План:

  1. Введение.

2. Экология – наука о доме

3. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.

4. Традиционные педагогические подходы, народные традиции.

5. «Экология – культуры».

6. Цель экологического воспитания, реализация и работа с детьми.

7. Земля – наш дом.

8. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание. Оно предполагает, прежде всего, осознание человеком себя как части макромира, связанной с ним бесчисленными неразрывными связями. Только такое осознание позволит строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Воспитание человека как экологически направленной личности — труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедлений. Особое место в решении должно занять дошкольное детство. Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослыми делает этот период в жизни человека основополагающим для экологического воспитания, которое следует рассматривать как новое направление в дошкольной педагогике.

 

Экология – наука о доме.

«Экология» в переводе с греческого «oikos», что означает «дом» (жилище, место обитания, убежище) и «logos» - наука, что означает «наука о доме», а в буквальном смысле – это наука об организмах «у себя дома». 

Возникнув еще в прошлом столетии как часть зоологии, экология определялась, как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Сейчас это направление называется биологической или классической экологией. По мере развития общества эта наука все больше приобретала социальное значение и вышла за рамки естественных наук. В середине 20 в. экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их сферу обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительного отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.

В последние годы бурно развиваются новые направления экологии – социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология (или охрана природы, экология человека) и другие. От проблемы «организм – среда» экология подошла к проблеме «человек – природа».

Существование различных направлений экологии должно учитываться и при отборе содержания экологического образования дошкольников.

В наши дни слово «экология» стало необычайно, популярным, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры». Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется лишь ради моды, красивого звучания. Так занимаясь проблемами «экологии души», т. е. проблемами нравственности, морали, педагоги затрачивают очень важный воспитательный аспект – формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Но экология, как наука здесь не причем.

Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения человека. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным.

Часто можно услышать выражения «плохая, хорошая, ужасная экология». Однако следует помнить, что экология как наука не может быть плохой или хорошей (мы же не говорим плохая физика или математика). Оценивать можно только экологическую ситуацию, обстановку (нормальная, плохая, опасная, безопасная и т. п.). Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычная информация о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов, сами создаем свалки рядом со своими домами и многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя.

Одновременно мы считаем, что повлиять, на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанных на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные в популярной форме американским ученым Б. Каимонером: все связано со всем – все куда–нибудь девается – все что-нибудь да стоит – природа знает лучше нас. Эти законы во много определяют нашу жизнь, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Любой человек сможет легко найти множество примеров из собственной жизни, своего окружения, подтверждающих перечисленные законы.

 

Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем, психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух-трехлетние. малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени — им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова — это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними — только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;

• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

• использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

• осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы — растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства — форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.

 

Традиционные педагогические подходы, народные традиции.

Традиционные подходы, базируются на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой). Такой подход подразумевал с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умение видеть, красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального для обучения ребенка. Так В. А. Сухомлинский видел большие возможности использования природы для умственного и нравственного – эстетического развития. К. Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею.

Народные традиции.

Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы, людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек – природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использованием элементов различных культур в целях экологического образования.

 

Экология культуры.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников