Экологическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:57, контрольная работа

Краткое описание

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.

Оглавление

Введение.
2. Экология – наука о доме
3. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
4. Традиционные педагогические подходы, народные традиции.
5. «Экология – культуры».
6. Цель экологического воспитания, реализация и работа с детьми.
7. Земля – наш дом.
8. Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 186.13 Кб (Скачать)

В процессе таких занятий усилия воспитателей и детей направлены на формирование способности к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

При отборе содержания занятий воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.

Не следует забывать и о такой форме, как работа с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" можно провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями можно организовать, например, круглый стол  "Воспитание доброты к природе". Начать с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. (Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу.

Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показывать родителям сценки, например, "Лесные уроки вежливости", в которой сказочные персонажи рассказывают о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседовать с родителями, давать каждому конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края через СМИ и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

 

Земля наш дом.

Природой не исчерпывается окружающий мир ребенка. Важная сторона – социальная действительность, жизнь и история общества. Одна из задач экологического воспитания, которую можно поставить перед собой на будущее воспитание, бережного отношения к Земле, раскрывая следующее содержание: Земля – основное богатство страны; Земля – кормилица; труд работников села – источник нашего благосостояния. В нашей жизни появились новые профессии. И дошкольники должны иметь представление о некоторых из них: предприниматель, банкир, фермер; знакомство дает представление и о том, какие качества необходимы для этих профессий. Через познавательное развитие, ролевые и дидактические игры закрепить у детей знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты, продукты труда; индивидуальный и коллективный труд); знакомить с финансовыми категориями (цена, деньги и все, что связано с этими понятиями);, формировать знания о человеке бережном, экономном; помочь ребенку почувствовать свою причастность, значимость в этом большом удивительном мире.

 

Заключение. 

Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность. 

Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. Развитие экологической культуры младших школьников характеризуется несколькими противоречиями. Но при целенаправленном педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности.

        Экологическое воспитание осуществляется через разные виды деятельности: Общественно полезный труд, туристко-краеведческая деятельность, посещение различных кружков и секций, внеурочная работа и конечно – экологическое образование. Но экологическое воспитание не может существовать само по себе. Оно должно находиться в тесной взаимосвязи с экономическим, эстетическим, нравственным, правовым и другими воспитаниями. Только в результате такой взаимосвязи и предъявлении единых педагогических требований можно воспитать экологически развитую личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1. «Наш дом – природа»

Н. А. Рыжова г. Москва – 2002г

2. «Экологическое воспитание  дошкольников»

Л. Н. Прохорова г. Москва 2003 г.

3. «Воспитание экологической  культуры в дошкольном детстве»

С. Н. Николаева г. Москва 2003 г.

 

 

 


Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников