Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:57, контрольная работа
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.
Введение.
2. Экология – наука о доме
3. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
4. Традиционные педагогические подходы, народные традиции.
5. «Экология – культуры».
6. Цель экологического воспитания, реализация и работа с детьми.
7. Земля – наш дом.
8. Заключение.
Термин «Экология – культуры» впервые предложил академик Б. Т. Лихачев в 1980 г. Несоблюдение законов культурной экологии, по мнению, приводит к нравственной, духовной деградации общества. Одна (культура природная) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) без природной культуры не может существовать.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в экологическом воспитании. Это период воспитания основ личностной культуры, вбирающей в себя ряд взаимосвязанных качеств и свойств, уникальных по своим возможностям развертывания и тем самым представляющих базовую основу личности. Л. С. Выготский отмечал, что именно в дошкольном возрасте «складывается первый абрис детского мировоззрения». И реальный мир природы этому способствует. Существенный вклад в решение проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе внесли представители науки и практики: Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюник, А. М. Федотова, И. А. Хайдурова и др.
В работах названных исследователей раскрываются цели и задачи, сущность и содержание экологического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.
За последнее внимание к проблемам экологического воспитания со стороны современной науки и практики для дошкольников разработана разноплановая программно – методическая литература, наглядные пособия, развивающие игры, видео и диафильмы.
Цель экологического воспитания и работа с детьми.
Цель экологического воспитания дошкольников определена рядом исследователей (Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова) как воспитание начал экологической культуры. Как базисного компонента личности.
Таким образом, показатели воспитанности основ экологической культуры обусловлены единством внутренних – качественных свойств в структуре личности и внешних – проявлении во взаимодействии с окружающей природной средой.
Сущность экологического воспитания С. Н. Николаева рассматривает как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют; осознание себя, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимость от состояния окружающей среды; осознание своих умений, положительного взаимодействия с природой.
Современный, качественно новый этап развития эколомического воспитания и образования предлагает разнообразные программы, способствующие его эффективности: «Юный эколог» - С. Н. Николаева: «Наш дом – природа» - Н. А. Рыжовой; «Планета – наш дом» - И. Балавиной и Н. Найденской; «Мы открываем мир» - Т. Климовой и Н. Тарановой и многие другие.
Для реализации этих задач используются методы, влияющие на мотивационную, эмоциональную, нравственную сферу ребенка – систематические наблюдения и фиксация в календаре, схемах, труд, игры экологического содержания, речевые, логические задачи и многое другое.
В практической работе необходимо уделять внимание, прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие. Устойчивое внимание, эмоциональное переживание наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.
Самые первые наблюдения могут быть организованы за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т. д. При этом непросто констатировать факты, а использовать различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на земле.
Внимание детей неустойчиво, и организовывать всю группу трудно, поэтому на первых порах можно проводить работу по подгруппам.
Во время наблюдений за растениями рассматривать форму листьев, следить за их движением, слушать шум деревьев при порыве ветра.
Наблюдая за растениями, отмечать окраску листьев, цветков, вид посадки.
При наблюдении за птицами дети указывают – большая или маленькая, какой размах крыльев во время полета, как клюет корм, ходит или прыгает и т. д.
В ненастные дни, когда пребывание на воздухе сокращается, проводить наблюдения за комнатными растениями, сравнивать размер, форму и окраску листьев, цветов (при их наличии, обращать внимание на появление новых листьев). Наблюдение за одними и теми же объектами периодически повторять.
Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали. В значительной мере закреплению полученных в ходе наблюдений конкретных представлений способствуют зарисовки, составление расходов, загадок, которые в дальнейшем оформляются в книгу.
Экскурсию можно рассматривать, как дидактическое и методическое средство интеграции естественно – научных знаний детей.
Перед началом экскурсий всегда напоминать детям о правилах хождения по участку детского сада. В содержании экскурсий включать сведения не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношении человека с природой.
В своих рассказах использовать художественное описание природы в прозе и стихах, высказывание великих людей. Все это помогает лучше увидеть краску окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создает особый эмоциональный настрой, умение составлять творческие рассказы и рисовать к ним замечательные рисунки.
Общение с природой необходимо для физического и нравственного здоровья человека, для снятия стрессов городской жизни. Оттого и усиливается тяга людей к животным обитателям леса, рек, полей. Есть такая возможность для установления контактов с природой – создание живых уголков. Занятие это хлопотное, но какой блеск в глазах, умиление на лицах детей, радость от общения с маленькими друзьями. Ребята становятся добрее, ответственнее.
Дети принимают деятельное участие в создании живого уголка и считают себя его хозяевами.
Уход за обитателями живого уголками – растениями, рыбками прививают детям трудолюбие, аккуратность, терпение, самодисциплину.
Особое место занимают игры с природным материалом. В играх с природным материалом создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждается мысль, совершенствуется речь.
Многочисленны игры с песком: дети делают из него разнообразные «кулинарные» изделия, строят постройки. В этих играх они узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный – лепится, сухой рассыпается. Со свойствами снега дошкольники знакомятся во время игр в снежки, при сооружении построек. Они узнают, что он бывает влажным, сыпучим, как песок, приобретает форму предметы, в которую насыпали.
Считаются интересными методами и такие, как ролевые игры, направленные на овладение определенными правилами в природе; дискуссии, связанные с обсуждением экологических проблем. В играх проходит активизация мыслительной деятельности, дети учатся логически рассуждать, они позволяют решать, как образовательные, так и воспитательные проблемы.
Важной формой организации познавательной деятельности дошкольников является труд в природе. Участок детского сада может стать базой для трудового и нравственного воспитания. Наблюдая за детьми, можно убедиться, что они проявляют большой интерес к труду, охотно выполняют поручения. Так во время осеннего листопада, можно организовать уборку территории. В конце работы обязательно обращать внимание на результат труда и его значимость для окружающих: на участке стало чисто, красиво. Можно предложить очистить дорожки от снега и посыпать их песком, тем самым проявляя заботу о своей безопасности и безопасности окружающих и многое другое.
Помимо приобретения трудовых навыков у детей накапливаются представления о тех или иных явлениях.
Особое внимание важно уделять такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляющее – познавательного типа. На таких занятиях формируются обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусств.
В этом случае наибольшее значение имеет логика, построение беседы с детьми. Последовательность вопросов, помогает понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщение, перенести знания в новую ситуацию.
Своеобразным итогом, кульминацией работы по реализации задач данного раздела являются выставки детского творчества: рисунки детей, отражающие явления природы, поделки из природного материала, сделанные руками детей и родителей, выставки (выставка цветов).
Подготовка к народным праздникам помогает сплотить детей и взрослых. В познавательном и воспитательном значении такие мероприятия имеют большой смысл. Они наполняют душу детей радостью – у детей и взрослых просыпается дух творчества.
В них пробуждается спешность и неторопливость, чувство достоинства и ответственности за все, что окружает их.
Еще одно условие воспитания экокультуры — необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.
Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры. Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности.
Показатели экологической воспитанности:
— усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;
— наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
— потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
— проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
— проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированной нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, как содержание каждого из показателей, формы их проявления.
Показатели сформированности экологической культуры ребенка — выпускника детского сада:
— проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо — плохо;
— с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
— эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.) ;
— старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в саду и др. ;
— проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
—пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Экспериментальная работа подтверждает мысль, высказанную Дж. Гилфордом, о том, что логическим, последовательным, линейным мышлением не следует пренебрегать в погоне за целостным, интуитивным, релятивным мышлением. Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на оба вида мышления. Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого (продуктивного) мышления.
В системе работы по формированию экологической культуры дошкольников следует уделять внимание как развитию конвергентного, так и дивергентного видов мышления, продумывать систему творческих заданий для развития воображения и творческого мышления. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и др.
Воображение — психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. Разработанные задания направлены на формирование и развитие как репродуктивного, так и творческого воображения. Задания, объединенные в этом блоке, очень близки содержанию предыдущему (дивергентному мышлению). Отличаются они тем, что ориентированы на более широкий круг проблем, связанных с эффективным осуществлением творческой деятельности в самых разных областях. В процессе выполнения таких заданий формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.
Творческие задания способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. В процессе творческих занятий необходимы принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. После того как на занятиях, прогулках, экскурсиях у детей сформируется система экологических представлений, рекомендуются творческие занятия с использованием методов и приемов ТРИЗ.