Воспитание экологической культуры дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….
1. Современное экологическое образование ………………….. …5
2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе …………………………………. .10
3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде……………………………………… ………….. .14
4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе………………………………………………………………. ..21
Заключение ……………………………………………............. 27
Литература ………………………………………….. …..….. …31
Приложение...……………………………………………….......32

Файлы: 1 файл

дьиннээх курсовой.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Саха (Якутия)

ГОУ ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Дошкольное  отделение (заочное отделение) 
 
 

Старостина  Александра Карловна 
 

Курсовая  работа

тема: 

«Воспитание экологической культуры дошкольников» 

«Допустить  к защите» 

Научный руководитель:                                 Васильева Екатерина Павловна                       Зав.отделением:                                               Саввина Мария Николаевна 

«___»________2010 г. 
 
 

    Дата  защиты: «___»__________2010 г.

    Оценено на «_______________»

    Секретарь: 

                                     
     

Якутск 2010

План

         Введение    ………………………………………………………. 3                                                                                                                                                                                                            

     1. Современное экологическое образование ………………….. …5                              

     2. Формирование у дошкольников первичных  представлений об экологических связях в природе   …………………………………. .10                                                    

     3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде……………………………………… ………….. .14                                                                                

    4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе………………………………………………………………. ..21                                                                                                 

         Заключение ……………………………………………............. 27

         Литература ………………………………………….. …..….. …31

         Приложение...……………………………………………….......32                                                             

                                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3

    Введение

      Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит  разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только  человека, но и всего живого на земле. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. [19, 3]

         Где же выход?  Чтобы выжить человечество должно научится жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности ¾ проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.(7, 19)  А спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.

          

    4

    Началом формирования феномена культуры является уникальность феномена личности как универсального единства возможностей мыслить, желать и мочь. Экологическая культура определяет способы и формы

взаимоотношений людей с окружающей средой. За своей  сущностью экологическая культура является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе экологической деятельности. Экологическую культуру составляют экологические знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде.

    В Концепции экологического воспитания детей  дошкольного возраста, которая опирается  на ведущие материалы  в области образования, имеющие для нее  непосредственное значение: Концепцию дошкольного  воспитания (1989) и  Концепцию общего среднего экологического образования (1994) сказано, что как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители, детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. [12,154]

    В ноябре 1994 года Правительством Российской Федерации было принято постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения». Дальнейшие постановления Правительства способствовали развертыванию экологического образования и воспитания 

в стране, в это же время была создана Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России»

    В январе 1996 года получил  одобрение второй вариант Закона РФ «Об образовании», который ориентирует сообщество россиян на  

    5

международные стандарты в области культуры. В статье 14 («Общие требования к содержанию образования») сказано, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, вывод обучающегося на современный уровень знания и формирование представления современной картины мира. Образование должно обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Экология планеты – современная картина мира – показана выше, значит данный закон обязан заняться экологическим образованием, в частности развитием экологической культуры у населения страны. [13,18]

      Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что воспитание экологической культуры у детей  дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

              Необходимо вовремя  научить детей  любить уголок  родной земли и  всю природу как  один большой дом.  Без этого ребёнок  никогда не станет  Человеком. 

    Важность  и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор нами темы: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».

    Цель  исследования: Определить особенности формирования экологической культуры у дошкольников

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
  2. Рассмотреть понятие экологической культуры.
  3. Подобрать практический материал по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
 
 

6

    1. Современное экологическое образование.

        Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология – это не просто наука, это новое мировоззрение. Анализ экологической ситуации на нашей планете свидетельствует о том, что нынешний кризис охватил сферы мышления человека, его экологическое сознание и практическую деятельность. Глобальное уничтожение природы - это лишь побочный результат губительной деятельности общества. Сущность современного экологического кризиса  заключается не только в обособлении человека от природы и в конфликте с ней, а в нашем непонимании или в упрямом нежелании постигнуть, что человечество может выжить, лишь сознавая себя неотъемлемой  частью природы.

          Чтобы навести порядок в головах  людей  относительно понимания  проблем окружающей среды, законов  существования и гармонического развития человека в биосфере, необходима четкая система соответствующего образования. Именно образование опирается на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Просвещенная личность способна понять сущность созданного человечеством, оценить следствия, выбрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации.

          Стратегической целью образования  должно стать экологическое мышление, основу которого составляют научные  знания, экологическая культура и этика. Тема экологического сознания должна отождествиться с мировыми жизненными стоимостями. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям.[ 7, 20]

        Современное экологическое образование должно быть направленно в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, стойкого развития биосферы, оказывать содействие преодолению имеющихся в

    7

обществе  стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для ее развития и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества.

          К морально-этическим принципам  экологического образования следует  отнести принципы гармонии, любви, золотой середины, оптимизма.

          Принцип гармонии должен проявиться  на всех уровнях бытия: духа, души и тела. Гармонию мысли,  слова и действия определяют  три вселенских начала, которые  лежат в основе нашего мира.

          Экологическое образование должно отвечать этому принципу. Прежде всего, речь идет о воспитателях и учителях.  Для детей дошкольного возраста именно педагоги (больше чем родители) является образцом для наследования. А наследование - прямой путь к подсознанию, где и заложены врожденные задатки личности. Если ребенок в своем ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, приобретя определенные знания и умения, путем наследования, игры, познавательной деятельности, а дальше - образования, он сможет скорректировать свои нужды. Воспитателю следует постоянно помнить, что влиять на других можно через себя. Т.е. все, собственно, сводится к одному - как жить самому. Раскрывая дошкольникам мир природы, знакомя их с нуждами окружающей среды, педагог может открыть и укрепить в каждом ребенке такие высокие моральные качества, как правдивость, доброту, любовь, терпение, милосердие, инициативу, мужество, заботу, чуткость.

          Главная заповедь воспитателя  - любить детей. Его важнейшая  задача - научить ребенка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришёл.

       Принцип оптимизма в экологическом образовании проявляется через приоритет положительных идей, фактов и действий в процессе решения проблем окружающей среды, а также через осознание каждой

Информация о работе Воспитание экологической культуры дошкольников