Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 01:17, курсовая работа
Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.
Введение ……………………………………………………….
1. Современное экологическое образование ………………….. …5
2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе …………………………………. .10
3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде……………………………………… ………….. .14
4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе………………………………………………………………. ..21
Заключение ……………………………………………............. 27
Литература ………………………………………….. …..….. …31
Приложение...……………………………………………….......32
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
ГОУ ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Дошкольное
отделение (заочное отделение)
Старостина
Александра Карловна
Курсовая работа
тема:
«Воспитание
экологической культуры дошкольников»
«Допустить
к защите»
Научный руководитель:
Васильева Екатерина Павловна
Зав.отделением:
«___»________2010
г.
Дата защиты: «___»__________2010 г.
Оценено на «_______________»
Секретарь:
Якутск 2010
План
Введение ……………………………………………………….
3
1. Современное экологическое образование
………………….. …5
2. Формирование у дошкольников первичных
представлений об экологических связях
в природе ………………………………….
.10
3. Морально – ценностный подход к проблеме
отношения детей к окружающей среде………………………………………
………….. .14
4. Познавательный потенциал экологических
знаний в условиях комплексного использования
разных видов деятельности детей в природе……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………............. 27
Литература ………………………………………….. …..….. …31
Приложение...……………………………………………
3
Введение
Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. [19, 3]
Где же выход? Чтобы выжить человечество должно научится жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности ¾ проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.(7, 19) А спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.
4
Началом формирования феномена культуры является уникальность феномена личности как универсального единства возможностей мыслить, желать и мочь. Экологическая культура определяет способы и формы
взаимоотношений людей с окружающей средой. За своей сущностью экологическая культура является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе экологической деятельности. Экологическую культуру составляют экологические знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде.
В Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста, которая опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994) сказано, что как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители, детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. [12,154]
В ноябре 1994 года Правительством Российской Федерации было принято постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения». Дальнейшие постановления Правительства способствовали развертыванию экологического образования и воспитания
в стране, в это же время была создана Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России»
В
январе 1996 года получил
одобрение второй
вариант Закона РФ
«Об образовании»,
который ориентирует
сообщество россиян
на
5
международные стандарты в области культуры. В статье 14 («Общие требования к содержанию образования») сказано, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, вывод обучающегося на современный уровень знания и формирование представления современной картины мира. Образование должно обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Экология планеты – современная картина мира – показана выше, значит данный закон обязан заняться экологическим образованием, в частности развитием экологической культуры у населения страны. [13,18]
Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор нами темы: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: Определить особенности формирования экологической культуры у дошкольников
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
6
1. Современное экологическое образование.
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология – это не просто наука, это новое мировоззрение. Анализ экологической ситуации на нашей планете свидетельствует о том, что нынешний кризис охватил сферы мышления человека, его экологическое сознание и практическую деятельность. Глобальное уничтожение природы - это лишь побочный результат губительной деятельности общества. Сущность современного экологического кризиса заключается не только в обособлении человека от природы и в конфликте с ней, а в нашем непонимании или в упрямом нежелании постигнуть, что человечество может выжить, лишь сознавая себя неотъемлемой частью природы.
Чтобы навести порядок в
Стратегической целью
Современное экологическое образование должно быть направленно в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, стойкого развития биосферы, оказывать содействие преодолению имеющихся в
7
обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для ее развития и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества.
К морально-этическим
Принцип гармонии должен
Экологическое образование должно отвечать этому принципу. Прежде всего, речь идет о воспитателях и учителях. Для детей дошкольного возраста именно педагоги (больше чем родители) является образцом для наследования. А наследование - прямой путь к подсознанию, где и заложены врожденные задатки личности. Если ребенок в своем ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, приобретя определенные знания и умения, путем наследования, игры, познавательной деятельности, а дальше - образования, он сможет скорректировать свои нужды. Воспитателю следует постоянно помнить, что влиять на других можно через себя. Т.е. все, собственно, сводится к одному - как жить самому. Раскрывая дошкольникам мир природы, знакомя их с нуждами окружающей среды, педагог может открыть и укрепить в каждом ребенке такие высокие моральные качества, как правдивость, доброту, любовь, терпение, милосердие, инициативу, мужество, заботу, чуткость.
Главная заповедь воспитателя - любить детей. Его важнейшая задача - научить ребенка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришёл.
Принцип оптимизма в экологическом образовании проявляется через приоритет положительных идей, фактов и действий в процессе решения проблем окружающей среды, а также через осознание каждой
Информация о работе Воспитание экологической культуры дошкольников