Воспитание экологической культуры дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….
1. Современное экологическое образование ………………….. …5
2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе …………………………………. .10
3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде……………………………………… ………….. .14
4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе………………………………………………………………. ..21
Заключение ……………………………………………............. 27
Литература ………………………………………….. …..….. …31
Приложение...……………………………………………….......32

Файлы: 1 файл

дьиннээх курсовой.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

    30

    Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и  объяснить малышам красоту и  самоценность живой и неживой  природы, если они поймут, что полноценных  эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило наш выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми - воспитание экологической культуры.

    Поддерживая искренний интерес ребёнка к  окружающему, следует помнить о  воспитании бережного отношения к природе.

    Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу  и эту любовь старались привить  детям. Мы рождены природой, и никогда  человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно  иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

    Дети  начинают мыслить экологически, видят  окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это очень  радует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

      
 
 

                                                                                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31

Литература

      1. Богданец Т., Экологические знания – первое представление о мире //Дошкольное воспитание, 2003, № 12, с.52

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 1973, с.44
  2. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с. 71
  3. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с.132
  4. Ибраимова М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным, Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с.30
  5. Как знакомить дошкольников с природой  /Под. ред.. П.Г. Саморуковой.- М., просвещение, 1983, с.42, 74
  6. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 1993, № 2, с.19-21
  7. Локк  Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 1974, с.86
  8. Лисенко Н.В. Практична екологія для дітей. Ів.-Франківськ: Сі версія, 1999,
  9. Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) //Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 вв. /Сост. П.А. Лебедев. – М., 1990, с.409
  10. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада - М, Просвещение – 1989, с. 3
  11. Методика ознакомления детей с природой в детском саду // Учебное пособие/ Под ред. Саморуковой П.Г. – М., Просвещение-1992,с.45
  12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ Учебное пособие/ М., Академия – 1999., c.145
  13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей// Учебное пособие – М, 2005, с.18

31

  1. Новиков Ю.В. Природа и человек – М., Просвещение, 1991.,
  2. Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия.-М.,1974, с.163, 139
  3. Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //Педагогический вестник. 1997, № 1, с.6
  4. Рыжова  Н. Экологическая тропинка/ Дошкольное воспитание,2000, № 4, с.25
  5. Тарасенко Г.С. Паросток  Тернопіль, Навчальна книга – Богдан, 2003, с.14
  6. Филиппова Г. Экологическое воспитание: психологические основы// Дошкольное воспитание.1996, № 10, с.74
  7. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология /Авт. Сост. Чижевский А.Е. М.: «Издательство АСТ-ЛТД», Олимп, 1988, с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

    Занятие «В гостях у гриба-лесовика»

    Цель. Закрепить знания о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, где именно растут грибы; формировать умение работать с бумагой и клеем, находить съедобные грибы на дидактической картине; видеть красоту осеннего леса, углублять эстетическое восприятие окружающего мира.

    Материал. Картинки с изображением леса, грибов; дидактическая игра «Грибная полянка»; наряд Гриба-лесовика; цветная бумага, клей, скрепки.

    Ход занятия 

    В. В конце лета и в начале осени  самое время собирать грибы. Кто  из вас ходил в лес за грибами? (Ответы) Предлагаю отправиться туда. Хотите?

    Д. Да.

    В. С чем ходят в лес за грибами?

    Д. С корзинками.

    В. У нас их нет, но мы их сделаем.

    Воспитатель вместе с детьми из заготовленных  заранее деталей цветной бумаги собирают «корзинки», скрепляя их детали клеем или скрепками.

    В. Каждый сделал для себя «корзинку». И теперь отправляемся в «лес». (Под  музыку, выполняя знакомые танцевальные движения, дети идут по группе.) Вот  мы и в лесу. (В группе висит  большая картина с изображением деревьев, кустарников, пней, грибной полянки, разных грибов. Оформление лесной поляны зависит от фантазии воспитателя: можно на ковре расставить картонные деревья, на полу разложить нарисованные или вырезанные из журналов, книжек, дидактических материалов грибы.) Присядем на полянку и оглядимся вокруг. Посмотрите, сколько здесь грибов! Рассмотрим их, а я сейчас позову гостя.

    Уходит, переодевается в наряд Гриба-лесовика, вновь появляется.

    Гриб-лесовик. Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я? (Ответы). Рассмотрели картинку? Каких  моих родственников вы можете назвать?

      (Ответы). А как называется человек, который хорошо разбирается в грибах и умеет их собирать?

    Д. Грибник.

    Гриб-лесовик. Вы знаете, как правильно собирать грибы? (Ответы). А на какие группы делятся все грибы?

    Д. Съедобные и несъедобные.

    Гриб-лесовик. Представьте себе: вы нашли в лесу гриб, но не знаете, что это за гриб. Как вы поступите? (Ответы). Правильно, лучше такой гриб не трогать. Он может  пригодиться кому-нибудь из зверей. Давайте поиграем в игру «Грибная полянка». В мой лес можно идти только с корзинкой - это первое правило. Согласны?

    Д. Да, у нас есть корзинки.

    Гриб-лесовик. Хорошо. Слушайте внимательно правило  второе. Нужно собрать не менее  трех грибов. Их на моей полянке много, хватит всем. Собирайте только те грибы, которые знаете: собирали раньше или видели на картинках. За каждый найденный и правильно названный съедобный гриб и буду награждать. А еще нужно о нем составить рассказ. Кто расскажет о всех собранных грибах, тому я дам красный кружочек. У кого больше правильных ответов, у того и больше кружочков. Тот и победит.

    Гриб-лесовик  и дети играют в игру «Грибная полянка». После того как дети соберут все  съедобные грибы, выслушивает их рассказы, награждая за каждое правильное задание, подводит итоги игры.

    Гриб-лесовик. Как много вы собрали грибов! Что с ними делать? Не пропадать же им. Давайте сварим из них грибной суп.

    Д. Давайте.

    Гриб-лесовик. Грибы у нас есть, но для супа этого недостаточно. Максим, Катя, Руслан, Ирина подберут те продукты, которые  нужны для приготовления супа. (На столе лежат вермишель, лук, капуста, морковь, яблоко и т.д. Дети подбирают нужные продукты для супа.) Продукты подобраны? Что с ними нужно сделать?

    Д. Почистить и сварить.

    Гриб-лесовик. Молодцы! Закройте глаза и повернитесь  ко мне спинами. (Убирает продукты и ставит кастрюлю с уже готовым грибным супом.) Итак, все готово (открывает крышку кастрюли). Попробуем, что у нас получилось? А что надо сделать перед едой?

    Дети  отвечают и вместе с взрослыми  идут мыть руки. Затем рассаживаются за столы, вспоминают правила поведения во время еды, пробуют суп.

    Гриб-лесовик. Приятного аппетита!

    Д. Спасибо.

    Итог  занятия. Проводится заключительная беседа. Дети свои корзинки с «грибами» забирают домой.

    Приложение  2

    Цикл  наблюдений за хомяком

    Здравствуйте, я хомячок!

    Цель. Вызвать эмоциональное положительное  отношение к хомяку, желание наблюдать  за ним.

    Ход наблюдения

    Посмотрите. Кто это?

    Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш?

    Какого  цвета хомяк? Чем покрыто его  тело? Какая у него шерстка? Погладьте его.

    Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем  отличается?

    Назовем его Пик, как и мышонка, про  которого мы читали у Виталия Бианки. Согласны?

    Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас?

    Куда  он лезет? Что ему помогает?

    Посмотрите  и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает?

    Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?

    Задание для самостоятельного наблюдения. Хомяк  очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.

    Устроим хороший дом для хомячка.

    Цель. Показать, что хорошие условия  для хомячка, при которых он будет  себя нормально чувствовать, не болеть - это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать помощь в оборудовании (квартиры) для зверька.

    Ход наблюдения.

    Посмотрим, где живет Пик?

    В каком домике ему удобно жить - в  просторном или тесном?

    Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был  чистым? Света, помоги мне собрать  песок из клетки и просеять его.

    Зачем вообще в клетке нужен песок?

    Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы.

    Что есть еще в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей?

    А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк - очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту.

    Хорошо  ли жить Пику в его домике, если созданы  все условия для того, чтобы  он ни в чем не нуждался?

    Чтобы Пик не скучал, поставим в домик  колесо и посмотрим, что он с ним  будет делать?

    • Хорошо ли хомяку в новых условиях?

    Цель. Учить замечать, как хомяк ведет  себя в новой обстановке (воспитатель  заранее переносит хомяка в новый <домик> ), какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы хорошо ли устроено его жилье? Чего не хватает, что можно улучшить?

    Ход наблюдения.

    Где живет Пик?

    Чем является клетка для хомяка?

    Хороший ли у него домик? Как можно это  определить? (понаблюдать за его  поведением). Давайте понаблюдаем  за хомяком. Что делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.)

    Что видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок?

    Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным?

    Чем для него является домик? (Норкой). Для  чего норка хомяку? кто еще живет  там же, где и Пик, то есть в  норке? (Мышонок).

    Что делает Пик в норке?

    Какие действия совершает с колесом?

    Не  боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить?

    Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?

Информация о работе Воспитание экологической культуры дошкольников