Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 01:17, курсовая работа
Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.
Введение ……………………………………………………….
1. Современное экологическое образование ………………….. …5
2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе …………………………………. .10
3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде……………………………………… ………….. .14
4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе………………………………………………………………. ..21
Заключение ……………………………………………............. 27
Литература ………………………………………….. …..….. …31
Приложение...……………………………………………….......32
Именно в старшем дошкольном
возрасте основным новообразованием является
формирование внутренних этических инстанций,
зарождение своеобразного «контролера»
действий, поступков, достижений, мыслей.
Регулятивные механизмы индивидуального
поведения тесно связаны с механизмами
социального контроля и культурными стереотипами.
Чтобы знание норм не расходилось у ребенка
с их реализацией на практике, эти нормы
должны превратиться во внутреннее побуждение,
мотив социального поведения или рациональное
принятие ребенком нормы как справедливой,
необходимой, целесообразной, полезной.
Эффективным путем закрепления знаний
считается включение эмоциональной сферы
ребенка в
16
процессы восприятия. «Ни одна форма поведения, - констатирует Л. С. Выготский, - не является такой крепкой, как та, что связанна с эмоциями».
Формируя гуманистически направленное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления.
Психолого-педагогические
Сначала ребенок
Эмоционально-ценностное
17
социально-исторического
опыта в процессе активного взаимодействия
с природой, которая способствует
формированию личностного опыта. Морально-ценностное
отношение к природе предусматривает
целеустремленное развитие моральных
чувств, формирование морального
сознания и овладение навыками и привычками
морального поведения.
Моральные чувства – обязательная составляющая
морально-ценностного отношения, которая
проявляется в виде переживания ребенком
разных аспектов взаимодействия с другими
людьми, объектами и явлениями окружающей
среды, гуманного отношения к себе и окружающей
среде. Моральными чувствами являются
сочувствие, сопереживание, жалость, страх
за других. Если у ребенка сформированы
начала моральных чувств, то он будет понимать
другого, а следовательно, будет жалеть,
будет сочувствовать и, главное будет
пытаться помочь, защитить.
18
собственных глазах, он сильнее и более умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.
Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.
Беззащитными чувствуют себя
насекомые, птицы, детеныши
Для воспитания у детей
Детям нравится рассматривать домашних жителей. Главное – заинтересовать малышей, а в дальнейшем они будут сами замечать множество деталей во внешнем виде и поведении живых существ, сообщать о них взрослым и ровесникам. Ценным является то, что дети
19
учатся обращать внимание на потребности живых существ, присматриваться к их поведению (а не созерцать их), обнаруживать зависимость между состоянием растения или животного и беспокойством о нём. Доброжелательность взрослых, эмоциональный язык, мимика способствуют возникновению у детей сочувствия, сопереживания, которые лягут в основу реального взаимодействия, непосредственного общения их с объектами окружающей среды
Важной составляющей морально-
Сформированные этические представления могут быть реализованы в поведении детей только с условием, когда моральными нормами в своей деятельности, быту руководствуются взрослые, прежде всего – родители. Если поведение родителей, воспитателя противоречит этическим представлениям ребенка, то сознание его раздваивается: так должно быть, но делать так не обязательно.
Педагогически подходящим
20
знакомство детей с животными, занесенными в Красную книгу и тому подобное. Рассказывая об этих мероприятиях, необходимо акцентировать
внимание детей на том, что именно так люди заботятся о родной природе[6, 42]
Морально-ценностное отношение
Благодаря прогулкам в природу
дошкольники упражняются в
Воспитатели дошкольных
21
повседневным поведением детей в окружающей среде. Поэтому ребенок может действовать согласно с этическими представлениями, получая одобрительную оценку взрослых, но социальные нормы еще не стали его
моральным сознанием. Именно перенесение моральных норм во внутренний мир личности является определяющим в воспитании морально-ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее), когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него морально-ценностного отношения к природе. Потому что иногда можно наблюдать, как ребенок заботится о растении или животном дома, а в естественном окружении наносит вред живым существам. Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста сочувственно, гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает – в природе всё красивое и интересное. Природа помогает нам жить и радует нас, поэтому в детях необходимо воспитывать экокультуру, умение вести себя в природе – в окружающей среде, учить осознавать себя частичкой природы.
22
4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе
Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательной интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы.
Информация о работе Воспитание экологической культуры дошкольников