Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 01:17, курсовая работа
Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.
Введение ……………………………………………………….
1. Современное экологическое образование ………………….. …5
2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе …………………………………. .10
3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде……………………………………… ………….. .14
4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе………………………………………………………………. ..21
Заключение ……………………………………………............. 27
Литература ………………………………………….. …..….. …31
Приложение...……………………………………………….......32
8
личностью необходимости сохранения естественной среды и своего реального активного участия в этом.
Принцип золотой середины «
Современное экологическое
Экологическое образование
Воспитание у ребенка уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается в семье и в дошкольном учреждении. Именно начиная с дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со
9
взрослыми
экологически целесообразной
Главное содержание
В экологическом воспитании
детей дошкольного возраста
Становление и формирование
Именно экологическое образование дает возможность раскрыть ребенку значение природы как части культуры, как универсальной ценности, поскольку помогает проявить ценностное отношение к
10
собственному дому, к планете по имени Земля вообще и к ближайшей окружающей среде, в частности, к явлениям духовной культуры - сказам, песням, народным играм, обычаям, традициям. Что же по отношению к природе, то экологическое воспитание ориентирует на культурно-национальные и общечеловеческие ценности.
Семья - важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретенные ребенком в детском саду, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни.
Экологическое образование и
воспитания наиболее молодых граждан
России должно начать непрерывное экологическое
образование социально-экологического
содержания, которое состоит в обучении
человека принципам жизни в новом столетии,
в новый эпос развития цивилизации, ведь
дети должны понять, что охранять природу
необходимо не потому, что она «наше богатство»,
а потому что она самоценна, человек
не может существовать без природного
окружения, а вот природа без человека
– может. Вот почему нужно формировать
у детей систематические экологические
знания, а не сводить познание к биологическим
и географическим терминам. А чтобы эти
знания перешли в потребностно-мотивационную
сферу личности ребёнка, необходимо сделать
приобретение этих знаний эмоционально
окрашенными радостью от встречи с природой,
чувством сопричастности, единения с ней,
эмпатией, любовью к родной земле, стремлением
глубже познать природу, чувством ответственности
перед ней.
11
2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе
Формирование экологических представлений и понятий – одна из сложнейших задач методики начального естествознания. Трудности связаны с усвоением характера понятий, поскольку содержание большинства из них – это причинно-следственные зависимости (например, между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов). Задача усложняется также тем, что для понимания сути отношений между двумя объектами необходимо знать характеристику каждого. Из этого вытекает вопрос: «Так что же, отложить решение задачи на более поздний возрастной период?». Разумеется, нет! Ведь именно экологические знания дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым; кроме того, у дошкольника формируются основы теоретического мышления. Практика работы показывает: чтобы изучать окружающий мир, наиболее рационален и продуктивен экологический подход.[1, 52]
Зададимся вопросом: какими мыслительными
действиями должен владеть
В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. Поэтому, еще раз убеждаемся в том, что у детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные
12
представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, конечно, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды. Человек – часть природы; биологические процессы его как живого существа происходят в соответствии с биоритмами солнечного времени. Поэтому так важно для здоровья вести себя, как все объекты природы: ложиться спать и просыпаться с солнцем, быть более активным весной и летом, не переутомляться поздней осенью и зимой, когда солнечной энергии гораздо меньше. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью.
Главным принципом отбора экологических знаний является принцип научности, который предусматривает усвоение детьми основных экологических идей и понятий. Здесь, хочется, вспомнить слова известного педагога Дж. Локка: «Они (дети – авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение». [8, 86]
Центральным понятием в
Организация наблюдений, рассказы
взрослых, чтение художественной
литературы способствуют
13
Сначала внимание детей нужно акцентировать на прямых связях между конкретными растениями и животными (бабочки – цветущие растения). Потом взрослый должен помочь детям понять обратную зависимость объектов природы один от другого. В существовании такой зависимости дошкольники могут убедиться наглядно. Уничтоженные гусеницей листья свидетельствуют о недостаточном количестве птиц, которые именно в этой местности питаются ею. Старшие дошкольники уже способны усвоить целые цепочки таких связей (а не лишь их отдельные звенья). Чтобы дети лучше поняли новые сложные понятия, стоит использовать иллюстрации, изготовленные вроде «живой» картинки. Ряд изображений разных объектов природы легко разместить на фланелеграфе. Дети охотно составляют из картинок самые простые модели экосистемы (луг, лес, водоем), и быстро учатся объяснять экологические связи, которые существуют в природе.
Особенно поучительным и интересным для дошкольников занятием является решение проблемных ситуаций. Например, взрослый забирает из определенной модели один из объектов (улитки с водоема, пчелку с поля и тому подобное) и предлагает детям последовательно показать разрушение по этой причине экологической цепочки.
Дошкольные программы ознакомления детей с миром природы совсем недавно не включали «человека» в круг объектов исследования. Из-за этого ребенок не мог почувствовать себя частью биосферы. Чтобы помочь малышам осознать тесную связь между природой и жизнью человека нужно знакомить их со структурой собственного организма (строением и функциями органов, доступных для непосредственного восприятия), учить ориентироваться в основных показателях здоровья, объяснять влияние на организм естественных факторов.
Особенное внимание следует
14
не знают о том, как вредно для здоровья играть возле дороги (из-за загазованности), рядом с мусорниками; купаться в реках, которые находятся возле промышленных сооружений, кушать овощи и фрукты, которые растут по сторонам железнодорожных путей, автодорог. Понятие экологической безопасности следует раскрывать, подавая параллельно информацию о качественном состоянии воздуха, воды, продуктов, которые были выращены без химических удобрений, и их влиянии на здоровье человека.
Поэтому, главное лежит в
Бесспорно, экологические связи в природе
намного сложнее, но у детей этого возраста
формируют лишь обобщенное представление
о разнообразии живых организмов и их
экологическое единство.
15
3. Морально-ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде
Признание природы как
Вопросы этического отношения
к природе рассматривали
Информация о работе Воспитание экологической культуры дошкольников