Воспитание экологической культуры дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….
1. Современное экологическое образование ………………….. …5
2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе …………………………………. .10
3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде……………………………………… ………….. .14
4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе………………………………………………………………. ..21
Заключение ……………………………………………............. 27
Литература ………………………………………….. …..….. …31
Приложение...……………………………………………….......32

Файлы: 1 файл

дьиннээх курсовой.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

    8

личностью необходимости сохранения естественной среды и своего реального активного  участия в этом.

      Принцип золотой середины «работает»  на целостность системы. Осознать  золотую середину и соответственно  действовать, о каком бы деле  не говорилось, - главная задача человека. Опираться на этот принцип особенно важно в экологическом образовании, где любые крайности в выборе идеологии, в содержании и стратегии обучения, в оценке деятельности могут навредить. Упомянутый принцип помогает развивать ребенка морально и интеллектуально, не унижая его индивидуальность.

          Современное экологическое образование  испытало важные качественные  изменения, а именно: уже есть  понимание того, что недостаточно  владеть определенным объемом  экологических знаний. Необходима четкая этико-экологическая позиция и ответственная деятельность человека. Все образовательные предметы должны быть экологически сориентированы и направлены на развитие интеллектуальной и духовной сфер личности. Именно такая интеграция дает возможность не только подготовить детей к системному, научному восприятию мира и имеющихся в нем экологических проблемам, а и к потребности его познания и активным природоохранным действиям.

          Экологическое образование можно  определить как систему последовательного непрерывного формирования экологической культуры человека, который осуществляется через социализацию личности в процессе обучения, воспитание, самообразования, обретение жизненного опыта. Оно должно охватывать все версты населения  и все уровни образования, максимально учитывать все функции экологии в общественной жизни и основываться на традициях и обычаях украинского народа.

      Воспитание у ребенка уважения  и любви к себе самому, к  людям,      к миру природы  начинается  в семье и в дошкольном  учреждении. Именно начиная с дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со

    9

 взрослыми  экологически целесообразной деятельности. В этот период начинает пробуждаться  интерес  и любовь к природе,  к познанию ее через разные  объекты и явления. Благодаря  развитию эмоционально-чувствительной сферы конкретные объекты из естественного окружения должны стать для ребёнка субъектами общения. Постепенно формируется целостный, эмоционально положительный идеальный образ окружающей среды как основы духовной связи с миром природы.

          Главное содержание экологического  образования дошкольников состоит  в формировании мотивационных  основ экологического сознания  ребенка. Экологические знания  должны стать средствами, которые  входят в практическую деятельность  и соответственно ее мотивируют.

         В   экологическом воспитании  детей дошкольного возраста немалую  роль играют формирование культуры  чувств, постоянное закрепление  их в конкретных        жизненных ситуациях.  Именно  благодаря эмоциональному ощущению  окружающей среды ребенок может естественно воспринимать явления и объекты, обнаруживать свои чувства. Экологическое образование должно возбуждать эмоциональный отзыв на разнообразнейшие     объекты и явления природы, вызывать желание любоваться, наслаждаться природой, беречь ее как основу жизни человека. Ребенок должен стремиться передавать свои чувства от общения с естественным окружением средствами искусства, художественного слова.

          Становление и формирование экологической  культуры дошкольника становится  основой знаний о морально-этических нормах и правилах и делает их основным регулятором  его поведения. Лишь система внутренних отношений становится основой личности и возникает лишь в мире культуры. Экологическое воспитание - это экология личности, сознания, души, культуры.

    Именно  экологическое образование дает возможность раскрыть ребенку значение природы как части культуры, как  универсальной ценности, поскольку  помогает проявить ценностное отношение  к 

    10

собственному  дому, к планете по имени Земля  вообще и к ближайшей окружающей среде, в частности, к явлениям духовной культуры - сказам, песням, народным  играм, обычаям, традициям. Что же по отношению к природе, то экологическое воспитание ориентирует на культурно-национальные и общечеловеческие ценности.

         Семья - важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретенные ребенком в детском саду, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни.

          Экологическое образование и  воспитания наиболее молодых граждан России должно начать непрерывное экологическое образование социально-экологического содержания, которое состоит в обучении человека принципам жизни в новом столетии, в новый эпос развития цивилизации, ведь дети должны понять, что   охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а  потому что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. А чтобы эти знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребёнка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней. 

         
 
 
 

11

     2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе

         Формирование экологических представлений и понятий – одна из сложнейших задач методики начального естествознания. Трудности связаны с усвоением характера понятий, поскольку содержание большинства из них – это причинно-следственные зависимости (например, между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов). Задача усложняется также тем, что для понимания сути отношений между двумя объектами необходимо знать характеристику каждого. Из этого вытекает вопрос: «Так что же, отложить решение задачи на более поздний возрастной период?». Разумеется, нет! Ведь именно экологические знания дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым; кроме того, у дошкольника формируются основы теоретического мышления. Практика работы показывает: чтобы изучать окружающий мир, наиболее рационален и продуктивен экологический подход.[1, 52]

         Зададимся вопросом: какими мыслительными  действиями должен владеть ребёнок,  чтобы выявлять и понимать природные причинно-следственные зависимости? Очевидно, умения анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться недостаточно. Необходимо также, чтобы он умел рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, умел видеть разные объекты в одном аспекте, совмещать их, находить общность объектов в подчинённости одной и той же зависимости. Свидетельством  осмысленности усвоенных  знаний будет их практическое применение и обоснованное предсказание новых фактов.

        В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность.  Поэтому, еще раз убеждаемся в том, что у детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные

12

представления о взаимосвязях  между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, конечно, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды. Человек – часть природы; биологические процессы его как живого существа происходят в соответствии с биоритмами солнечного времени. Поэтому так важно для здоровья вести себя, как все объекты природы: ложиться спать и просыпаться с солнцем, быть более активным весной и летом, не переутомляться поздней осенью и зимой, когда солнечной энергии гораздо меньше. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью.

         Главным принципом отбора экологических знаний является принцип научности, который предусматривает усвоение детьми основных экологических идей и понятий. Здесь, хочется, вспомнить слова известного педагога Дж. Локка: «Они (дети – авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение». [8, 86]

         Центральным понятием в экологии  является разнообразие объектов  природы и их  взаимозависимость.  Природа существует только благодаря  экологическому единству,  она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму – человека. Следовательно, каждый член общества еще от рождения должен осознать: ценностное отношение к природе является ценностным отношением к жизни. Эта главная идея должна формироваться в сознании человека от рождения и на протяжении всей жизни.

          Организация наблюдений, рассказы  взрослых, чтение художественной  литературы способствуют формированию  у детей основ экологического мышления. 

    13

      Сначала внимание детей нужно акцентировать на прямых связях между конкретными растениями и животными (бабочки – цветущие растения). Потом взрослый  должен помочь детям понять обратную зависимость объектов природы один от другого. В существовании такой зависимости дошкольники могут убедиться наглядно.  Уничтоженные гусеницей листья свидетельствуют о недостаточном количестве птиц, которые именно в этой местности питаются ею. Старшие дошкольники уже способны усвоить целые цепочки таких связей (а не лишь их отдельные звенья). Чтобы дети лучше поняли новые сложные понятия, стоит использовать иллюстрации, изготовленные вроде «живой» картинки. Ряд изображений разных объектов природы легко разместить на фланелеграфе. Дети охотно составляют из картинок самые простые модели экосистемы (луг, лес, водоем), и быстро учатся объяснять экологические связи, которые существуют в природе.

         Особенно поучительным и интересным для дошкольников занятием является решение проблемных ситуаций. Например, взрослый забирает из определенной модели один из объектов (улитки с водоема, пчелку с поля и тому подобное) и предлагает детям последовательно показать разрушение по этой причине экологической цепочки.

            Дошкольные программы ознакомления детей с миром природы совсем недавно не включали «человека» в круг объектов исследования. Из-за этого ребенок не мог почувствовать себя частью биосферы. Чтобы помочь малышам осознать  тесную связь между природой и жизнью человека нужно знакомить их со структурой собственного организма (строением и функциями органов, доступных для непосредственного восприятия), учить ориентироваться в основных показателях здоровья, объяснять влияние на организм естественных факторов.

         Особенное внимание следует уделять  проблемам экологической безопасности. Обычно, детей учат правилам безопасного поведения на дорогах и обращению с бытовыми предметами, но малыши почти ничего

    14

не знают  о том, как вредно для здоровья играть возле дороги (из-за загазованности), рядом с мусорниками; купаться в реках, которые находятся возле промышленных сооружений,            кушать овощи и фрукты, которые растут по сторонам железнодорожных путей, автодорог. Понятие экологической безопасности следует раскрывать, подавая параллельно информацию о качественном состоянии воздуха, воды, продуктов, которые были выращены без химических удобрений, и их влиянии на здоровье человека.

         Поэтому, главное лежит в обеспечении  уверенности ребёнка в зависимости  его самочувствия от состояния природного окружения, как и в зависимости состояния природного окружения от поведения и деятельности ребёнка в лоне природы.

         Бесспорно, экологические связи в природе намного сложнее, но у детей этого возраста формируют лишь обобщенное представление о разнообразии живых организмов и их экологическое единство.                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                     

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15

    3. Морально-ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде

             Признание природы как самоценного  субъекта взаимодействия, а не  только объекта использования, предопределяет гуманный морально-ценностный подход к природе как силе бытия в физических и духовных проявлениях.

          Вопросы этического отношения  к природе рассматривали философы, социологи, биологи, педиатры, психологи  (К, Благосклонов, О. Гиляров, Д.  Кавтарадзе, О. Семенова, В. Тугаринов  и др.). Этическое отношение к природе стало возможным тогда, когда отпала необходимость убивать каждого встречного животного, чтобы выжить. О. Гиляров пишет: «У человека на современном этапе этика – это не только наука о том, как обращаться с людьми и с самим собой, но также и о поведении в биосфере и в космосе. Только тогда, когда этические проблемы охраны природы станут проблемами, которые касаются каждого человека, более того, когда каждый человек будет руководствоваться этикой при общении с животными, только тогда можно будет сказать, что человечество достигло новой ступени в своем моральном развитии». [4, 132]

Информация о работе Воспитание экологической культуры дошкольников