Воспитание экологической культуры дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….
1. Современное экологическое образование ………………….. …5
2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе …………………………………. .10
3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде……………………………………… ………….. .14
4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе………………………………………………………………. ..21
Заключение ……………………………………………............. 27
Литература ………………………………………….. …..….. …31
Приложение...……………………………………………….......32

Файлы: 1 файл

дьиннээх курсовой.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

    В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.

    Что и как ест хомяк.

    Цель. Выяснить, что и как ест хомяк? Какую еду предпочитает? (До наблюдения хомяка не кормить).

    Ход наблюдения.

    Отгадайте загадку:

    - Серый зверек, в группе живет, 

    Дружит  с ребятами,

    Морковку, зерно грызет.

    Как зовут нашего хомяка?

    Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался.

    Что мы можем ему предложить? Чем угостить? Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Что  он его ест?

    Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его  есть? Как он себя ведет? Куда он его  носит? Зачем? (Делает запасы.)

    Угостим его морковкой. Пришлась она ему  по вкусу? Как он ест морковку? Что  он с ней делает? Какие у него зубы?

    Как вы думаете, что больше всего ему  понравилось из корма? Почему?

    В конце наблюдения дать задание понаблюдать  за тем, какой корм Пик любит больше всего.

    5. Как хомяк делает запасы 

    Цель. Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо - запасать ее.

    Ход наблюдение.

    Что больше всего из еды любит Пик?

    Давайте проверим. Света, положи ему на блюдечко разный корм. Что он делает? Какой корм взял первым? Любит ли он его?

    Что делает теперь? (Набираем корм.)

    Посмотрите, что с ним происходит (Он как  шарик надувается).

    Куда  он пошел? Каким вернулся из домика? (Похудевшим).

    Чем Пик занялся снова? Каким он опять стал?

    Как думаете, что делает хомяк в домике? ( Оставляет корм, делает запасы).

    Что ему помогает переносить корм (Защечные мешки.)

    На  что они похожи? а в чем мы переносим продукты? (В сумке).

    Запасливый  ли хомяк.

    Кто еще, как и хомяк, делает запасы? (Мыши).

    Какие у него зубы? Верно, острые - ему обязательно  надо давать веточки деревьев, чтобы  он мог точить зубы.

    В конце наблюдения предложите детям  положить веточку в клетку хомяка.

    6. Хомяк - чистоплотный зверек.

    Цель. Учить замечать, как Пик ужинает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользоваться туалетом, какие при этом совершает действия.

    Ход наблюдения.

    Давайте угостим Пика. Расскажите, как он ест. (Вытираем салфеткой)

    Вот Пик и поел, давайте посмотрим, что он стал делать? (Умываться.) покажите как.

    А как он чистит свою шерстку?

    Погладьте хомяка. Какая у него шерсть? (Белая, мягкая, короткая).

    А что это за баночка? (Туалет.)

    Пользуется  ли ей Пик? Кто видел? Аккуратно ли он пользуется туалетом?

    Каким одним словом можно назвать Пика, который следит за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно ходит в туалет? (Чистоплотным).

    Хорошо  ли он себя чувствует? (Пик весел, подвижен, шерстка гладкая, блестит..)

    Предложите  детям зарисовать, как хомяк ухаживает  за собой.

    7. Как хомяк отдыхает?

    Цель. Выяснить режим отдыха и бодрствования  зверька в течение дня.

    Наблюдать, в каком месте.

    Ход наблюдения.

    В какую часть суток мы чаще всего  видим Пика?

    Как он себя ведет? Что делает?

    Вывод. Днем хомяк больше спит, более активным он становится к вечеру, а вот ночью - бодрствует. Значит, хомяк ведет ночной образ жизни.

    Чем хомяк отличается от мышонка?

    Цель. Закрепить представления о внешнем  облике зверька (туловище круглое, толстенькое, голова большая, шеи почти нет, на голове небольшие уши, глазки как бусинки, подвижный нос, вокруг которого множество усов. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета.) Хомяк отличается от мышонка (и от других животных) тем, что не имеет хвоста.

    Ход наблюдения.

    Где живет наш Пик? Расскажите, какой  он. Какая у него шерстка? Погладьте  его.

    Что он сейчас делает? Что ему помогает бегать? Какие лапки у хомяка?

    Что вы видите на его лапках?

    Что помогает ему бегать, не наталкиваться  на предметы? Какие у него глаза?

    Что сейчас делает хомяк? (Обнюхивает все.) С помощью чего он это делает? Какой у него нос?

    Что еще помогает ему узнать об опасности? Какие у него уши? Как он прислушивается? В каком положении при этом у него уши? Все тело? А есть ли у него шея?

    На  кого похож Пик?

    Чем он отличается от мышонка? У каких  животных тоже нет хвоста, как и  у Пика?

    9. Как передвигается хомяк? 

    Цель. Уточнить способы перемещения хомяка (ходит, бегает, спрыгивает, ловко бегает в колесе; может лазать. Бегает не очень быстро: ноги короткие). Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит (особенно днем).

    Ход наблюдения.

    Что делает Пик? (Бегает по клетке)

    Посмотрим на его лапы, какие они у него, длинные или короткие? Как вы думаете, на каких лапках удобнее и быстрее бегать, на коротких или длинных?

    Что у хомяка на лапках? (Коготки) Какие  они? (Загнутые.) Что они позволяют  хомяку делать? (Хорошо лазать, крепко держаться за перекладины клетки.)

    Кто из вас больше назовет движений, которые совершает хомяк? (Ходит, бегает, лазает, спрыгивает, бегает в колесе).

    Можно ли назвать хомяка юрким, подвижным  зверьком.

    Наш Пик взрослый или молодой хомяк?

    Как ведут себя молодые зверьки? А  маленькие дети? (Много двигаются, играют.)

    А как ведут себя взрослые хомяки? (Больше спят.) А наш хомяк?

    Предложите  детям понаблюдать за поведением зверька и составить рассказ. < «Наш забавный хомячок».

    10. Когда хомячка трудно заметить?

    Цель. Уточнить представления о маскировочной  окраске хомячка. Развивать наблюдательность, умение отражать в речи причинно-следственные связи.

    Организация. На дне песок. С боков клетки - листы бумаги, красной, белой, коричневой.

    Ход наблюдения.

    Дети  наблюдают и отмечают, когда хомяк  хорошо заметен, когда - не очень.

    Посмотрим, что делает хомячок?

    Хорошо  ли мы его видим?

    Давайте посмотрим, когда Пик будет незаметен, на каком фоне? Какая бумага по цвету  ближе к окраске хомяка? Вот  Пик стоит на белом фоне. Хорошо ли мы его видим?

Вот он подошел к другой стенке и стоит  на красном фоне. Как мы его видим?

    На  каком же фоне Пик незаметен? Почему?

    Скажите, как называется окраска, которая  делает зверька незаметным?

    А когда зверек незаметен, - когда он неподвижен или когда бегает по клетке? Давайте посмотрим.

    Закройте  глаза, теперь откройте. Видите Пика? Где он находится? Что делает?

    Песок на дне тоже помогает хомячку, - делает его малозаметным. На воле хомяки живут  в песках.

    Предложите  зарисовать хомячка и то, что ему  помогает стать невидимым.

    Приложение  3

    Весенняя  экскурсия

    Задания к экскурсии:

    1. Понаблюдайте за погодой и  сравните ее с погодой, которая  была зимой. 

    2. Посмотрите, в каких местах снег  уже растаял, а в каких еще  сохранился. Отличается ли внешний  вид снега весной от его  вида зимой? 

    3. Понаблюдайте, изменились ли почки  лиственных деревьев и кустарников? Появились ли на деревьях и кустарниках листья? Посмотрите, изменился ли внешний вид хвойных растений? Обратите внимание на то, появились ли цветущие травянистые растения?

    4. Посмотрите, появились ли насекомые?  В каких местах? Появились ли лягушки и другие животные, которых не было зимой?

    5. Выясните, прилетели ли какие-нибудь  перелетные птицы, послушайте  их голоса.

    6. Обратите внимание, произошли ли  изменения в жизни зимующих  птиц и зверей?

7. Подготовьте  рассказ, какие изменения произошли в природе по сравнению с зимой.

    Приложение  4

    Игра  «Приготовь лекарство»

    Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно  использовать полезные травы (знать, у  какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

    Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.

    Правила игры заключены в задании: кто  правильно все сделает, то и выиграл.

    Ход игры.

    Воспитатель. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных  растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня  вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

    Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):

    - выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от  простуды, или от кашля, или  от боли в животе и т.д.:

    - отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

    - подбери «посуду» для приготовления  лекарства; 

    - расскажи о своем лекарстве. 

    Игра  «Построй домик животному»

    Цель. Закреплять знания об особенностях жизни  разных диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.

    Материал. Большая картина, карточки с изображениями  «домов» животных, «стройматериалов», самих животных.

    Правила. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного «стройматериала» только те, что нужны для вашего животного. Выбрать «домик» для животного.

    Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот  и выиграл.

Информация о работе Воспитание экологической культуры дошкольников