Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:39, доклад
Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Трудовое воспитание в системе всестороннего воспитания детей. Своеобразие труда детей: взаимосвязь с игрой, объективная и субъективная значимость продуктов деятельности детей, своеобразие мотивов. Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве (Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева).
Трудовое воспитание дошкольников
Основные понятия: труд, трудовое воспитание, виды, средства, формы организации труда.
Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Трудовое воспитание в системе всестороннего воспитания детей. Своеобразие труда детей: взаимосвязь с игрой, объективная и субъективная значимость продуктов деятельности детей, своеобразие мотивов. Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве (Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева).
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста: формирование предпосылок трудовой деятельности; практических умении и навыков, организация деятельности планирования, контроля, оценки, целеполагания; воспитание уважения к труду людей, результатам труда, труженику; воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, самостоятельности и др.; воспитание положительных взаимоотношений между детьми.
Виды труда детей дошкольного возраста: самообслуживание, хозяйственный труд, труд в природе, ручной труд. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда детей в разных возрастных группах.
Средства трудового воспитания. Ознакомление с трудом взрослых как средство воспитания уважения к труду людей. Пути ознакомления: наблюдения за трудом, чтение произведений, отражающих героику труда, включение детей в помощь взрослым. Последовательность преподнесения детям знаний о труде: о процессе труда, об отношении к труду, о личностных качествах труженика, об общественной значимости труда, его коллективном характере.
Обучение детей трудовым навыкам как средство воспитания. Организация труда как средство воспитания. Условия организации: обеспечение систематического участия в труде каждого ребенка, определение достаточного объема труда, обеспечение оборудованием, соблюдение гигиенических требований, создание положительной эмоциональной атмосферы. Руководство и контроль педагога. Методика руководства трудом детей в детском саду. Своеобразие в организации труда детей в младшей, средней и старшей возрастных группах. Способы объединения детей в труде. Воспитательные возможности каждого из способов объединения. Формы организации труда детей: поручения, дежурства, коллективный труд. Трудовые поручения. Их особенности и воспитательное значение. Содержание и организация поручений. Виды поручений, руководство ими. Дежурства. Воспитательное значение дежурств. Содержание работы дежурных в разных возрастных группах. Руководство воспитателя трудом дежурных. Коллективный труд детей, его содержание. Объединение детей общей целью, совместными усилиями при выполнении коллективной работы. Приручение детей к элементарному планированию совместной работы. Постепенное повышение требовательности к качеству работы детей, к самостоятельности и взаимопомощи.
Методы воспитания в труде самостоятельности, трудолюбия, коллективизма, ответственности, самоконтроля, самооценки.