СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......…3
ГЛАВА 1.Изучении теоретических
основ экологического образования в ДОУ
1.1 Сущность экологического
воспитаниядошкольников..........................9
1.2 Методическое обеспечение
экологического образованияДОУ…….16
1.3 Экологическая культура педагога
……………...…………………….21
Выводы по первой главе …………………………………………………..24
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование
по выявлению влияния профессиональной
экологической компетентности педагога
на уровень экологической воспитуемости
дошкольников.
2.1 Организация исследования……………………….…………………....26
2.2 Интерпретация результатов
исследования …….……………….........28
Выводы по второй главе ………………..………………..……………......31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………......32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...………...……34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в
том, что в дошкольном возрасте происходит
бурное развитие, более осознанное
накопление знаний о окружающем мире,
формирование отношения к природе. Общение
с природой положительно влияет на человека,
делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие
чувства. Особенно велика роль природы
в воспитании детей.
Экологическое воспитание значимо
и с позиций личностного развития ребенка
– правильно организованное, систематически
осуществляемое в образовательных учреждениях
под руководством людей, обладающих экологической
культурой, оно оказывает интенсивное
влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие
возможности для всестороннего развития
детей. Продуманная организация обучения,
прогулок, специальных наблюдений развивает
их мышление, способность видеть и чувствовать
красочное многообразие явлений природы,
замечать большие и маленькие изменения
окружающего мира. Размышляя о природе
под влиянием взрослого, дошкольник обогащает
свои знания, чувства, у него формируется
правильное отношение к живому, желание
созидать, а не разрушать.
В дошкольном учреждении ребят
знакомят с природой, происходящими в
ней в разное время года изменениями. На
основе приобретенных знаний формируются
такие качества, как реалистическое понимание
явлений природы, любознательность, умение
наблюдать, логически мыслить, эстетически
относиться ко всему живому. Любовь к природе,
навыки бережного отношения к ней, ко всему
живому.
Таким образом, существует противоречие
между признанием необходимости экологического
образования на всех образовательных
ступенях и недостаточностью изученности
факторов, влияния на его эффективность
исходя из противоречия была сформирована проблема:является
ли профессионально-экологическая компетентность
фактором экологической воспитуемости
дошкольников?
Объект исследования:процесс экологического воспитания
старших дошкольников.
Предмет исследования: экологическая воспитуемость
дошкольников.
Цель исследования:изучить теоретические
основы экологического образования в
ДОУ и эмпирически доказать влияние профессионально-
экологической компетентности педагога
на уровень экологической воспитуемости
дошкольников.
Гипотеза исследования: уровень экологической воспитуемости
дошкольников обуславливается профессиональной
компетенцией педагогов по экологическому
образованию детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучение и анализ
методической литературы по проблеме
экологического образования дошкольников
- провести эмпирическое
исследование по выявлению влияния
профессионально-экологической компетентности
педагога на уровень экологического
воспитания дошкольников.
- сделать вывод и обобщение
по результатам исследования.
Теоретико- методологические
основы исследования:
Современные подходы к трактовке
понятия «Экологическое образование»
являются программы по ознакомлению
с природой и экологическому воспитанию
Программа «Юный эколог»
Программа разработана на основе
многолетних исследований С.Н.Николаевой
методов ознакомления дошкольников
с природой и экологического
воспитания.
Программа включает в себя:
- концептуальное научное
обследование;
- обоснованный экологический
подход;
-подготовку персонала;
- технологию формирования.
Положение программы:
- усвоение систематизированных
знаний о явления природы;
-свойства растений и
животных;
- организация педагогического
процесса;
- усвоение сложных представлений
на основе сходных признаков.
Методы:
-наблюдение;
-фиксирование;
-обсуждение;
- осуществлять различные
виды деятельности;
-отражать впечатления.
Вся программа состоит из пяти
разделов. Реализация программы по экологическому
воспитанию успешно решается при условии
создания зеленой зоны. Программа имеет
развернутое методическое обеспечение.
Одобрено Экспертным советом по общему
развитию. Программа рекомендована Министерством
образования РФ.
Программа Н.А. Рыжава «Наш
дом природа» построена на принципах развивающего
обучения и направлена на различные личности
ребенка в целом.
Цель: воспитание гуманной,
социально активной личности, способной
понимать и любить окружающий мир, природу,
бережно относится к ним.
Программа направлена на формирование
целостного взгляда на природу и место
человека в ней., предназначена для работы
с детьми 5 и 6 лет.
Состоит из нескольких блоков:
-я и природа;
-воздух;
- солнце;
- камни , песок, глина;
- почва;
- растения;
- животные;
-лес;
- человек и природа.
Содержание программы
может уточнятся в соответствии с местными
природными и климатическими условиями.
Программа рекомендована Министерством
образования РФ.
Программа В.И. Ашикова, С.Г.
Ашикова «Семицветик»
Программа предназначена для
работы с детьми от3 до 7 лет.
Цель программы -обеспечить
целостное и всестороннее развитие творческих
способностей ребенка.
Задачи программы:
- формирование и развитие;
- закладка фундамента
основ;
- развитие сознания;
- раскрытие и развитие
потенциала;
- закладка основ культурно-
экологического сознания.
Программа реализуется на основе
широкого использования интерактивных
аудиовизуальных средств, комплекса авторских
слайдов и композиций.
Программа рассчитана на использование
ее в детском саду, различных художественных
и творческих детских студиях, а также
в домашнем воспитании.
В программу включены примерные
планы работы на год, конспекты интегрированных
занятий с детьми. Программа рекомендована
Министерством образования РФ.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической
литературы констатирующий эксперимент;
- констатирующий эксперимент
;
- тестирование;
- статистическая обработка
результатов исследование
Методика исследования:
- «Диагностика экологической
воспитанности детей дошкольного возраста»
Т.Ф. Бабыниной.
- «Тестовые задания по
теории и методике экологического
образования дошкольников» Ф.С.Гайнулловой.
База исследования: МБДОУ № 4 г.Заинск.
Выборка исследования:40детей 6 лет, 4 педагога.
Теоретическая значимость
работы: изучены и современные подходы
к трактовке понятия «экологического
воспитания», представлен анализ экологического
образования дошкольников, определено
содержание экологической культуры педагога.
Практическая значимость
работы: содержание главы I является
условия успешного освоения автором при
последующем обучения изучения дисциплины
и технологии экологического образования
дошкольников, результаты эмпирического
исследования являются ориентирами к
работе по самообразованию исследователя.
Структура работы: состоит из введения, двух глав,
выводов по каждой главе, заключения, список
использованной литературы и приложения.
ГЛАВА
I. Изучение теоретических основ экологического
образования в ДОУ
1.1 Сущность
экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание
дошкольников – это ознакомление
детей с природой, в основу которого положен
экологический период, когда педагогический
процесс опирается на основополагающие
идеи и понятии экологии. [10.C 33]
Поскольку в дошкольном возрасте
ребенок познает окружающий мир, учится
ориентироваться в нем, нахождение оптимальных
способов включения ребенка в культуру
и в систему социальных отношений является
главной задачей реформы образования.
Образование включает в себя две подсистемы:
воспитание и обучение.
В ходе воспитания происходит
обретение культурного опыта, способов
деятельности, усвоение нравственных
норм и отношений на основе наблюдения
реальных межличностных социальных отношений,
процессов, явлений как естественных событий
окружающей человека действительности,
способных вызвать эмоциональные переживания.
Как же сформировать
у детей гуманное отношение
к природе? Учитывая возрастные
особенности дошкольников, к которым
относятся впечатлительность и
эмоциональная отзывчивость, через
сострадание, сопереживание, которые
помогают ребенку войти «в
жизнь другого живого существа
изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать
чужую боль как свою собственную.
Чувства сострадания, сопереживания определяют
действенное отношение детей к природе,
выражающееся в готовности проявить заботу
о тех, кто в этом нуждается, защитить тех,
кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется,
речь идет о животных, растениях и т.д.)
а активная позиция, как правило, способствует
овладению умениями и навыками по уходу
за комнатными растениями, домашними животными,
зимующими птицами и т.д. кроме того, умение
сопереживать, сочувствовать постепенно
вырабатывает эмоциональное табу на действия,
причиняющие страдание и боль всему живому.[18.С
65]
Чувственное восприятие окружающего
мира лежит в основе развития у детей представлений
не только об объектах и явлениях, но и
о взаимосвязях и взаимозависимостях,
существующих между ними и факторами окружающей
среды, то есть экологических представлений.
Представления об особенностях и условиях
жизнедеятельности живых организмов (растений,
животных, человека), о взаимосвязи организмов
с окружающей средой, о взаимовлиянии
организмов друг на друга, о взаимодействии
человека и природы, составляют основу
науки экологии. В дошкольном возрасте
дети в процессе целенаправленной организации
жизнедеятельности могут освоить начальные
основы представлений и элементарных
понятий классической экологии, экологии
человека, социальной экологии, доступные
способы экологического взаимодействия
с природой и людьми, получить ценностные
ориентиры.
Цель экологического воспитания
дошкольников –– формирование практического
и духовного опыта взаимодействия человечества
с природой, который обеспечит его выживание
и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией
дошкольного воспитания, которая, ориентируясь
на общегуманистические ценности, базисные
качества человечества начала в человеке.
Красота, добро, истина в четырех ведущих
сферах действительности – природе, «рукотворном
мире», окружающих людях себя собой –
это те ценности, на которые ориентируется
дошкольная педагогика нашего времени.[8.С
68]
Природа планеты – уникальная
ценность для всего человечества: материальная
и духовная. Материальная, потому что в
комплексе все эти компоненты составляют
среду обитания человека и основу его
производственной деятельности. Духовная,
потому что является средством вдохновения
и стимулятором творческой деятельности.
Природа, отраженная в различных произведениях
искусства, составляет ценности рукотворного
мира.
Формирование начал экологического
воспитания – это становление осознанно-правильного
отношения непосредственно к самой природе
во всем ее многообразии, к людям, окружающим
и созидающим ее, а также к людям, создающим
на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение
к себе, как части природы, понимание ценности
жизни и здоровья и их зависимости от состояния
окружающей среды. Это осознание своих
умений созидательно взаимодействовать
с природой.
Первоначальные элементы экологического
воспитания складываются на основе взаимодействия
детей под руководством взрослых с предметно-природным
миром, который их окружает: растениями,
животными, их средой обитания, предметами,
изготовленными людьми из материалов
природного происхождения.
Задачи экологического воспитания
– это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной
модели, при которой достигается эффект
– очевидные проявления начал экологической
культуры у детей, готовящихся к поступлению
в школу.
Основными задачами экологического
воспитания дошкольников являются:
- Развитие у детей субъектного
опыта эмоционально-чувственного обобщения
с природой и социокультурным окружением,
представлений и элементарных понятий
об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях
в нем, как основы развития экологического
сознания и экологической культуры личности.
- Воспитание эмоционально-ценностного
отношения к природному и социокультурному
окружению.
- Осознание собственного «Я»
как части природы, развития «Я-концепции»
у каждого ребенка.
- Развитие опыта практической
и творческой деятельности по реализации
и закреплению знаний и эмоционально-чувственных
впечатлений, полученных при взаимодействии
с природным и социокультурным окружением,
а также по воспроизводству и сохранению
природной среды.
Для реализации данных задач
необходимо выделить ведущие принципы
дошкольного экологического воспитания:
научность, гуманизация, интеграция, системность,
регионализация.
Принцип научности определяет
содержание экологического воспитания
и реализуется через знакомство с экосистемным
строением среды обитания живых существ
и человека, с разнообразием взаимосвязей
между организмами, организмами и средой
обитания в природе.