Академик Б.Т.Лихачев рассматривает
экологическую культуру педагогов как
производное от экологического сознания.
Она должна строиться на экологических
знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность
в природоохранной деятельности, грамотное
ее осуществление, богатство нравственно-эстетических
чувств и переживаний, порождаемых общением
с природой.[10.C 22]
Итак, понятие экологической
культуры соединяет в себе: знание основных
законов природы; понимание необходимости
считаться с этими законами и руководствоваться
ими во всякого рода индивидуальной и
коллективной деятельности; стремление
к оптимальности в процессе личного и
производственного природопользования;
выработку чувства ответственного отношения
к природе, окружающей человека среде,
здоровью людей. Таким образом, экологическая
культура охватывает интеллектуальные,
эстетические и этические, деятельностно-волевые
аспекты человеческой жизни, практику
бытовой и профессиональной деятельности.[10.C
27]
Воспитательно-образовательной
работой занимается взрослый, поэтому,
прежде всего, от него зависит результат
- продвижение детей по пути обретения
экологической культуры. Педагог, воспитывающий
их в любом образовательном учреждении,
должен быть ее носителем.
В подготовке специалиста академик
Н.Н. Моисеев выделяет в качестве значимых мировоззренческий
аспект, аспект экологического профессионализма
и деятельности. Будущий педагог должен
обрести общее широкое представление
о природе, процессах, происходящих в ней,
взаимодействии человека с ней. «Картина
мира» станет тем философским фундаментом,
с позиций которого он будет осуществлять
свою конкретную деятельность с детьми.
Экологический профессионализм педагога
- это способность к принятию правильных
технологических, конструктивных решений
в любой момент воспитательно-образовательного
процесса. И.П. Сафронов делает акцент на экологической
образованности педагога: систематизированных
научных знаниях о природе, знании фундаментальных
проблем взаимодействия общества и природы,
эколого-педагогических знаниях, необходимых
для работы с детьми. Экологическая образованность
педагога может выступать мерой его ценностных
ориентации в нравственных, эстетических,
интеллектуальных устремлениях.
Новое понятие «учитель - человек
экологический» вводит Н.С. Дежникова. По
ее мнению, перестройка сознания, мышления
у педагога должна происходить прежде,
чем сложится его контакт с детьми. «Человека
экологического» отличают нравственно-ценностное
отношение к природе, к людям, ответственность
за состояние окружающей среды и готовность
к восстановлению нарушенного равновесия,
способность к самоограничению, дисциплинированность
в исполнении закона.
Поиском эффективных путей
экологической подготовки студентов педагогических
колледжей и вузов все последние годы
занимаются различные кафедры педуниверситетов
в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле,
Екатеринбурге, Перми и других городах.
Определяются содержание и формы обучения
студентов: разрабатываются спецкурсы,
семинары, практикумы, по-новому строятся
учебные планы. Аналогичная работа происходит
на дошкольных факультетах учреждений
среднего и высшего звена, где готовят
специалистов дошкольного образования.
В последние годы выполнен ряд исследований
(Е.В. Клюева, О.О. Прокофьева, Т.Г. Табукашвили,
Н.В. Кривощекова), в которых показана значимость
и процедура экологической подготовки
студентов к их дальнейшей работе по экологическому
воспитанию детей.
Правильно воспитать маленьких
детей, приобщить их к природе в условиях
экологического кризиса могут люди, обладающие
в должной степени экологической культурой.
Для развития экологической
культуры недостаточно лишь обучения
на занятиях: освоение основ экологии
и методики воспитания детей должно сочетаться
с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими
разными способами их осознание ценности
природы, т.е. модель педагогического процесса
должна представлять собой содержательное
экологическое триединство обучения,
воспитания и развития. Именно так может
быть сформирована экологическая культура,
показателями которой являются: экологическая
образованность, эмоциональная восприимчивость
и отзывчивость на природное окружение,
способность к экологическому мышлению,
адекватное поведение в природе, готовность
к природоохранной деятельности.
Воспитатель, прошедший обстоятельную
экологическую подготовку в учебном заведении,
является носителем экологической культуры.
Он понимает экологическую ситуацию планеты,
страны и своего региона, знает свою гражданскую
ответственность за сложившуюся ситуацию
и практическую готовность ее изменить,
владеет методикой - профессиональными
навыками развития у маленьких детей начал
экологической культуры.
Вывод по главе I
Проблема экологического
воспитания дошкольника относится к числу
коренных проблем теории воспитания и
имеет первостепенное значение для воспитательной
работы. Идеи ознакомления дошкольников
с природой получили дальнейшее развитие
в теории и практике советского дошкольного
воспитания.
В современных условиях,
когда сфера воспитательного воздействия
значительно расширяется, проблема экологического
воспитания дошкольников приобретает
особую остроту и актуальность.
Современная дошкольная
педагогика придает большое значение
занятиям: они оказывают положительное
воздействие на детей, способствуют их
интенсивному интеллектуальному и личностному
развитию, планомерно готовят их к обучению
в школе. Важно также вовлекать детей в
практическую деятельность: во дворе детского
сада и всего помещениях, дома, во время
экскурсий.
Главные аспекты работы
педагога с детьми - разнообразие видов
деятельности, интегрированный подход
в обучении, способствующий формированию
не только экологически грамотного, но
и всесторонне развитого человека.
ГЛАВА
II Эмпирическое ИССЛЕДОВАНИЕ по выявлению
влияния профисиональной экологической
компитентности педагога на уровеньэкологической
воспитуемости дошкольников
2.1.Организация
и проведение исследования
Объект исследования – процесс экологического воспитания
старших дошкольников
Предмет исследования: экологическая воспитуемость
дошкольников.
Цель исследования: эмпирически доказать влияние
профессионально- экологической компетентности
педагога на уровень экологической воспитуемости
дошкольников.
Гипотеза исследования: уровень экологической воспитуемости
дошкольников обуславливается профессиональной
компетенцией педагогов по экологическому
образованию детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести
эмпирическое исследование по
выявлению влияния профессионально-экологической
компетентности педагога на уровень
экологического воспитания дошкольников.
- сделать
вывод и обобщение по результатам
исследования.
Методы исследования:
- констатирующий эксперимент
;
- тестирование;
- статистическая обработка
результатов исследование
Методика исследования:
- «Диагностика экологической
воспитанности детей дошкольного возраста»
Т.Ф. Бабыниной.
- «Тестовые задания по
теории и методике экологического
образования дошкольников» Ф.С. Гайнулловой.
База исследования: МБДОУ № 4 г.Заинск.
Выборка исследования: 40 детей 6 лет, 4 педагога.
Констатирующий эксперимент
состоял из двух этапов.
На первом этапе использовался
метод тестирования по методике «Диагностика экологической
воспитанности детей дошкольного возраста»
Т.Ф. Бабыниной (Приложение 1).
Цель тестирования : определить
уровень экологической воспитуемости
старших дошкольников.
Тест предоставлен 3 блоками:
растительный мир, живой мир, неживая
природа и состоит из 14 заданий.
Тестирование осуществлялось
в разные режимные отрезки времени
(утро, вечер). Его проведение организовывалось
в экологическом кабинете ДОУ. Учитывалось
желание детей к выполнению заданий, их
психологическое состояние на текущий
момент.
Критерии экологической воспитуемости:
18-14 баллов низкий уровень;
33-25 баллов средний уровень;
42-34 баллов высокий уровень;
На втором этапе применялся
метод тестирования по методике «Тестовые
задания по теории и методике экологического
образования дошкольников» Ф.С. Гайнулловой
(Приложение №2).
Цель тестирования: выявления
уровня профессионально экологической
компетентности педагогов.
Тест содержит 30 вопросов.
Тестирование проходило в письменной
форме в удобное для педагогов время.
Ключ к тесту:
19-23 правильных ответов
– низкий уровень;
24-27 правильных ответов
– средний уровень;
28-30 правильных ответов
– высокий уровень.
2.2 Интерпретация
результатов исследования
Результаты тестирования дошкольников
фиксировалось в рабочих таблицах(Приложение.
3,4). На основе рабочих таблиц была составлена
сводная таблица (табл.1)
Таблица 1.
Сводная таблица уровней экологической
воспитуемости дошкольников.
Уровень экологической воспитуемости. |
Группа №1 |
Группа №2 |
Низкий |
- |
2(10%) |
Средний |
13(65%) |
13(65%) |
Высокий |
7(35%) |
5(25%) |
На рисунке 1 приведены результаты
тестирования дошкольников по уровню
экологической воспитуемости.
Рис.1. Гистограмма. Результаты
тестирования дошкольников по уровню
экологической воспитуемости.
Результат тестирования
2-х групп дошкольников по уровню экологической
воспитуемости стабилизировался на среднем
уровне 65%.
В первой группе тестирования
дошкольников показатели разлились на
2 уровня: средний 65% и высокий 35%, большую
же позицию занял средний уровень 65%.
Во второй группе показатели
разделились на 3 уровня: низкий 10%, средний
65% и высокий 65%, большую позицию здесь
занял средний уровень 65%.
В отличие от первой группы,
во второй группе зафиксирован низкий
уровень 10%, который показал, что материал
не ыл о конца усвоен
дошкольниками.
Результаты тестирования педагогов
фиксировались в рабочих таблицах
(Приложение. 5, 6).На основе рабочих таблиц ыла составлена
сводная таблица (таблица 2)
Таблица 2.
Сводная таблица результатов
тестирования педагогов по методике «Тестовые
задания по теории и методике экологического
образования дошкольников» Ф.С. Гайнуллова.
Уровень профессиональной экологической
компетентности. |
Группа 1 |
Группа 2 |
Низкий |
- |
- |
Средний |
1(50%) |
2(100%) |
Высокий |
1(50%) |
- |
На рисунке 2 приведены результаты
тестирования педагогов по уровню профессиональной
экологической компетентности.
Рис.2. Гистограмма. Результаты
тестирования педагогов по уровню профессиональной
экологической компетентности.
Результат данного исследования
педагогов по выбранной методике показал,
что уровень профессиональной экологической
компетентности педагогов стабилизировался
на двух уровнях: на среднем и высоком.
В первой группе уровень профессиональной
экологической компетентности педагога
средний 50%.
Во второй группе уровень профессиональной
экологической компетентности педагога
составляет 100%.
Таким образом уровень профессиональной
экологической компетентности педагога
во второй группе выше, чем в первой группе
на 50%.
Вывод по главе II
Повея итоги эмпирического исследования
можно сделать следующие выводы.
Тестирование по методике «диагностика
экологической воспитанности детей дошкольного
возраста» показало, что уровень экологической
воспитуемости старших дошкольников зафиксирован
на среднем уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью экологического воспитания
дошкольников является воспитание основ
экологической культуры личности. Первоначальные
элементы экологической культуры складываются
на основе взаимодействия детей под руководством
взрослых с предметно-природным миром,
который их окружает; растениями, животными,
их средой обитания, предметами, изготовленными
людьми из материалов природного происхождения.
Необходимо целенаправленное руководство
процессом экологического воспитания.
Экологическое воспитание детей
дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения
к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических
знаний и представлений (интеллектуальное
развитие)
- развитие эстетических чувств
(умение видеть и прочувствовать красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить
ее)
- участие детей в посильной
для них деятельности по уходу за растениями
и животными, по охране и защите природы.
Формируя гуманное отношение
к природе, необходимо исходить из следующего:
главное, чтобы ребенок понял, что человек
и природа взаимосвязаны, поэтому забота
о природе есть забота о человеке, его
будущем, а то, что наносит вред природе,
наносит вред человеку, следовательно,
действия, в результате которых разрушается
общий для всех нас Дом, безнравственны.
Очень важно показать детям,
что по отношению к природе они занимают
позиции более сильной стороны и поэтому
должны ей покровительствовать, должны
ее беречь и заботиться о ней, а также уметь
замечать действия других людей, сверстников
и взрослых, давать им соответствующую
нравственную оценку и по мере своих сил
и возможностей противостоять действиям
антигуманным и безнравственным.