Экологическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:изучить теоретические основы экологического образования в ДОУ и эмпирически доказать влияние профессионально- экологической компетентности педагога на уровень экологической воспитуемости дошкольников.
Задачи исследования:
- изучение и анализ методической литературы по проблеме экологического образования дошкольников
- провести эмпирическое исследование по выявлению влияния профессионально-экологической компетентности педагога на уровень экологического воспитания дошкольников.
- сделать вывод и обобщение по результатам исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......…3
ГЛАВА 1.Изучении теоретических основ экологического образования в ДОУ
1.1 Сущность экологического воспитания дошкольников..........................9
1.2 Методическое обеспечение экологического образования в ДОУ…….16
1.3 Экологическая культура педагога ……………...…………………….21
Выводы по первой главе …………………………………………………..24
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по выявлению влияния профессиональной экологической компетентности педагога на уровень экологической воспитуемости дошкольников.
2.1 Организация исследования……………………….…………………....26
2.2 Интерпретация результатов исследования …….……………….........28
Выводы по второй главе ………………..………………..……………......31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………......32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...………...……34

Файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_kursovaya.docx

— 123.50 Кб (Скачать)

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста/Ашикова С. Г. –СПб.: Москва, 1997. -132с.

2.  Бабынина, Т.Ф. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста/Т.Ф. Бабынина. - Набережные Челны, 2009.- 52 с.

3.  Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой/ Н.Ф.Виноградова. –СПб.: Москва, 1978.-133с.

4.  Виноградова, Н.Ф. Дети взрослые и мир вокруг/ Н.Ф.Виноградова ,Т.А.Куликова-Москва.,1993. -128 с.

5. Воспитание: цели, средства, перспективы/ О.С. Газман. – СПб.:Москва, 1989. - С.221-237

6.  Жуковская, Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – Москва.: «Просвещение», 1985.-238 с.

7.  Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. -с.545-549.

8.  Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Пособие /Н.Г. Лаврентьева. -Чита, Изд-во Заб ГПУ, 2002.-168с.

9.  Мазурина, А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе/А.Ф. Мазурина.-СПб.: -М., 1976.-206 с.

14. Минляева, Н.В. Тезисы для оценки профессиональной  подготовленности педагогов ДОУ/ Н.В. Минляева, Л.Р. Болотова. –СПб.: Москва, 2007.-224 с.

10.  Николаева, С.Н, Теория и методика Экологического образования детей / С.Н. Николаева.- М.: Академия,2002. - 336 с.

11.  Николаева, С.Н. Метод. пособие к программе «Зеленая тропинка»/С.Н. Николаева. - М,2001 . -64 с.

12.  Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993.-96с.

13. Николаева, С. Типовая модель Экологического воспитания: воспитание и обучение/ с.Николаева//Экологическое образование.- 2004.- №4. -С.14-20.

14.  Николаева, С.Н. Юный эколог/С.Н.Николаева.- Изд. «Мозаика синтез». -М., 2004.-160с.

15. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34. 

16. Сафронов, И.П. Формирование  экологической культуры учителя/ И.П.Сафронов.- М, 1991.- 18 с.

17.Соломеникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ /О.А. Соломеникова. –СПб.: Москва, 2010. – 224 с.

18. Сухомлинский, В.А. Об умственном воспитании. /Сост.  и  автор вступит  статьи М.И. Мухин. Киев «Раденска школа», 1983.-224с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

«Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста» Т.Ф. Бабынина

Старшая группа

Растительный мир

Задание 1.

Ребенку предлагается картинка с изображением деревьев и кустарников (береза, тополь, рябина, дуб, сосна, ель,шиповник,калина).

Педагог:В уголке леса растут деревья. Какие? А также кустарники. Назови их.

Оценка результатов:

3 балла: правильно называют  и находят деревья и кустарники.

2 балла: называют 3-4 дерева  и кустарники.

1 балл: называют 1-2 дерева  и кустарник.

 Задание 2

Перед ребенком комнатные растения: бегония Рекс, бегония вечноцветущая, герань, фикус, хлорофитум.

Педагог: назови, какие знакомые растения ты видишь перед собой?

Оценка результатов:

3 балла: правильно называют  из предложенных 3 и более растения..

2 балла: называют 2 растения.

1 балл: называют одно растение.

Задание 3

 Перед ребенком картинки  с садовыми (2-3) и дикорастущими (2- полевых, 2- луговых, 2- лесных) цветами.

Педагог: Покажи мне садовые цветы. Какие из цветов выросли на лугу? Покажи полевые цветы. А это, какие цветы? (показать лесные).

 Оценка результатов:

3 балла: правильно классифицирует  все цветы.

2 балла:  правильно определяет 2 вида цветов (например, луговые и садовые).

1 балл: классифицирует с  помощью вопросов взрослого, допускает  ошибки.

Задание 4

Ребенку предлагают картинки с лекарственными и ядовитыми растениями: мать и мачеха, душица, Иван-чай, белена, дурман, куриная слепота.

Педагог:  покажи мне лекарственные растения? Покажи ядовитые растения.

Оценка результатов:

3 балла: правильно определяет  лекарственные и ядовитые растения..

2 балла: определяет 4 растения (любое).

1 балл: определяет 1-2 растения.

Задание5

Показать ребенку муляжи грибов: белый гриб, рыжик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, бледная поганка.

Педагог:  покажи и назови мне съедобные грибы, покажи и назови несъедобные грибы.

Оценка результатов:

3 балла: правильно  показывает и называет 4-5 грибов.

2 балла: правильно  показывает и называет 2-3 грибов

1 балл: показывает и называет 1 гриб.

Задание 6

Педагог: 

Назови, какие зерновые культуры ты знаешь?

Оценка результатов:

3 балла: называют 3 и более  растения.

2 балла: называют 1-2 растения.

1 балл: не называет.

Животный мир

Педагог:  Назови мне, каких домашних животных ты знаешь? Назови домашних птиц.

Оценка результатов:

3 балла: называет 4-5 домашних  животных и 2-3 птицы.

2 балла: называет 3-4 домашних животных и 1 птицу.

1 балл: называет 1-2 домашнее животное и 1 птицу.

Задание 8

Педагог:   Лиса, волк, лось, медведь, заяц. Какие животные? (дикие). Назови какие дикие  животные занесены в Красную Книгу?

Оценка результатов:

3 балла: называет 2-х животных.

2 балла: называет одно  животное.

1 балл: не называет ни  одного животного.

 Задание 9

Перед ребенком картинки с перелетными и зимующими птицами: синица, воробей, снегирь, сорока, грач, скворец.

Педагог:   Раздели птиц на перелетных и зимующих.

Оценка результатов:

3 балла: группирует без ошибочно.

2 балла: допускает одну  ошибку.

1 балл:  допускает более 2- х ошибок.

Задание 10

 Педагог:   Назови , каких насекомых ты знаешь?

Оценка результатов:

3 балла: называет 5-6 насекомых.

2 балла: называет 3-4 насекомых.

1 балл:  называет не  более 2- х насекомых.

Задание 11

Перед ребенком картинки с пресмыкающимися (ящерица, крокодил, змея) и земноводные (лягушка, тритон)

Педагог: Каких из этих животных называют пресмыкающимися? А каких земноводными?

Оценка результатов:

3 балла: правильно показываю  все картинки.

2 балла: правильно показывают 2 картинки.

1 балл:   показывают  неправильно или не выполняют задание.

Неживая природа

 Задание 12

Показывает ребенку глобус.

Педагог: Что из себя он представляет? (модель Земли). Покажи на глобусе горы, землю, реки, моря, ледники, океаны.

Оценка результатов:

3 балла:  ребенок имеет  представление о глобусе, может  показать сушу, океан, материк.

2 балла: правильно показывает  одну из оболочек ( воздушная, водная, твёрдая)

1 балл:  не знает, что  представляет из себя глобус.  

Задание 13

Педагог: Назови, какие планеты Солнечной системы ты знаешь? (Луна,Земля,Солнце)

Оценка результатов:

3 балла:  называет 2 планеты Солнечной системы.

2 балла: называет одну планету Солнечной системы.

1 балл:  не отвечает на вопрос.

 Задание 14

Педагог:  Скажи, какие полезные ископаемые ты знаешь? (каменный Уголь, пемза, соль, известняк, глина)

Оценка результатов:

3 балла: называет 2-3 полезные ископаемых. 

2 балла: называет 1 полезное  ископаемое. 

1 балл: не дает ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

«Тестовые задания по теории и методике экологического образования дошкольников» Ф.С. Гайнуллова.

Тест

по выявления уровня профессиональной  экологической компетентности педагогов.

Указания: все задания имеют 5 вариантов ответа. Обведите кружком тот, который Вы считаете правильным.

  1. Природа используется как средство:

  1. Варианты ответа:

а) для ознакомления с окружающим миром;

б) для формирования первоначальных представлений об 
окружающем мире;

в) для всестороннего развития детей;

г) для физического развития детей;

д) для умственного развития детей.

2. В 1977 г. в Тбилиси по инициативе ЮНЕСКО состоя-:ь Межправительственная конференция по вопросам:

Варианты ответа:

а) образования в области окружающей среды;

б) экологического развития государства;

в) демографии на Земле;

г) энерго- и ресурсосбережения;

д) все ответы неверны.

3. Направления экологического образования дошкольников в качестве временного стандарта сформулированы в книге:

Варианты ответа:

  а) «Аттестация и аккредитация  дошкольных образовательных учреждений»;

б) М. В. Лучич «Детям о природе»;

в) Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском 
саду»;

г) С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры 
в детском саду»;

д) Н. А. Рыжова «Наш дом — природа».

:   4. Какое из суждений не относится к понятию «экологическая культура»:

Варианты ответа:

а) развивается на протяжении всей жизни;

б) закладывается в дошкольном детстве;

в) становление происходит при участии и под руководством взрослого;

      у) рассматривается  как врожденное свойство личности;

      д) охватывает  практику бытовой и профессиональной  деятельности.

5. Принцип энциклопедичности  при ознакомлении дошкольников с природой означает:

Варианты ответа:

а) давать знания детям из всех областей наук, т. е. обо всем понемногу;

б) проводить занятия небольшими подгруппами;

в) ориентироваться на зону ближайшего психического развития при обучении детей;

г) применять на занятиях больше наглядности;

д) проводить комплексные экологические занятия.

      6. Впервые о принципе энциклопедичности в обучении детей написал:

Варианты ответа:

а) Ж. Руссо;

б) Я. А. Коменский;

в) П. Ф. Лесгафт;

г) В. Г. Белинский;

д) Е. Н. Водовозова.

7. Вести детей в природу  «для умственного и словесного  развития» рекомендовал русский  педагог XIX в....

Варианты ответа:

а) А. С. Макаренко;

б) Н.К.Крупская; 
в) К. Д. Ушинский;

г) В. А. Сухомлинский;

д) С. Н. Николаева.

8. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента:

Варианты ответа:

а) наглядная представленность и возможность включения

в практическую деятельность;

б) возможность поисковой деятельности и моделирования;

в) научное моделирование и практическая деятельность вприроде;

г) трудовая и творческая деятельность с объектами при роды;

      д) все ответы верны.

9. Экологические понятия, которые могут быть использованы при построении методики экологического образования

дошкольников:

Варианты ответа:

а) взаимосвязи живого организма со средой обитания;

б) морфофункциональной приспособленности организма ксреде обитания;

в) взаимодействия человека с природой;

г) цепи питания в экосистемах;

д) все ответы верны и должны рассматриваться в комплексе.

 



10. Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе состоит:

10. Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе состоит:

Варианты ответа:

а) в том, чтобы показать детям, что физиологические и 
морфофункциональные особенности организма соответствуют 
среде его обитания;

б) в необходимости демонстрировать детям, что на каждом этапе развития организма его связь со средой приобретает свое специфическое выражение;

в) в том, чтобы показать, что морфофункциональное сходство растений и животных обусловлено сходством взаимоотношения со средой обитания;

г) в том, чтобы на конкретных представителях растительного и животного мира демонстрировать дошкольникам последовательный процесс развития живого организма с различными требованиями к условиям среды;

д) все верно в совокупности.

11. Экологический подход  к содержанию животных и растений в уголке природы ДОУ заключается:

Варианты ответа:

а) в размещении объектов с эстетической точки зрения;

б) в создании условий, в полной мере соответствующих 
потребностям и приспособленности живых организмов к ним;

в) в возможности осуществлять уход за объектами уголка 
природы детьми;

г) в расстановке объектов уголка природы в одном определенном месте групповой комнаты;

д) в содержании животных и растений только на участке ДОУ в больших вольерах и теплицах.

12. Сезонными объектами уголка природы могут быть:

Варианты ответа:

а) хомячок;

б) попугай;

в) рыбки в аквариуме;

г) комнатные растения;

д) огород на окне.

13. Элементом экологоразвивающей предметной среды не

может быть:

Варианты ответа:

а) мини ферма;

б) аквариум;

в) комнатные растения;

г) огород на окне;

д) уголок ряженья.

14. Экологоразвивающая предметная среда в ДОУ должна

способствовать:

Варианты ответа:

а) познавательному развитию детей;

б) эколого-эстетическому развитию;

в) формированию нравственных качеств;

г) формированию экологически грамотного поведения;

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников