Экологическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:изучить теоретические основы экологического образования в ДОУ и эмпирически доказать влияние профессионально- экологической компетентности педагога на уровень экологической воспитуемости дошкольников.
Задачи исследования:
- изучение и анализ методической литературы по проблеме экологического образования дошкольников
- провести эмпирическое исследование по выявлению влияния профессионально-экологической компетентности педагога на уровень экологического воспитания дошкольников.
- сделать вывод и обобщение по результатам исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......…3
ГЛАВА 1.Изучении теоретических основ экологического образования в ДОУ
1.1 Сущность экологического воспитания дошкольников..........................9
1.2 Методическое обеспечение экологического образования в ДОУ…….16
1.3 Экологическая культура педагога ……………...…………………….21
Выводы по первой главе …………………………………………………..24
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по выявлению влияния профессиональной экологической компетентности педагога на уровень экологической воспитуемости дошкольников.
2.1 Организация исследования……………………….…………………....26
2.2 Интерпретация результатов исследования …….……………….........28
Выводы по второй главе ………………..………………..……………......31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………......32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...………...……34

Файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_kursovaya.docx

— 123.50 Кб (Скачать)

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных, средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий.

При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений  и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.

Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

- Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

- Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

- Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.

- Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении.

- Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.

-Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

Познавательный компонент – включает знания и умения:

- о многообразии живых  организмов, взаимосвязях растительных  и животных организмов в процессе  роста и развития со средой  обитания, морфофункциональной приспособленности  к ней;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях  их с неживой природой в  экосистеме;

- о человеке как живом  существе, как части природы, среде  его жизни, обеспечивающей здоровье  и нормальную жизнедеятельность;

- об использовании природных  ресурсов в хозяйственной деятельности  человека, недопустимости загрязнения  окружающей среды, охране и восстановлении  природных богатств.

Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:

- о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;

- об универсальной ценности  природы для жизни и деятельности  человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);

- об основных нравственных  ценностях человеческого общества;

Нормативный компонент включает знания и умения:

- о законах, декларирующих  права и обязанности детей  и взрослых, их исполнения и  соблюдения;

- о нормах и правилах  поведения в общественных местах  и природе;

- о необходимости и  способах проявления личного  участия отношений к окружающим  людям и природе.

Деятельностный компонент - включает знания и умения:

 

 - о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной  деятельности в общественных  местах, детском саду, семье, природным окружении;

- о способах осуществления  созидательной и творческой деятельности;

- о необходимости проявления  личной инициативы и участия  созидательной деятельности и  т.д.

Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

1.2 Методическое обеспечение экологического образования в ДОУ

Современные подходы к трактовке понятия «Экологическое образование» являются  программы по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию

 Программа «Юный эколог» Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н.Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания.[17.С168]

Программа включает в себя:

- концептуальное научное  обследование;

- обоснованный экологический  подход;

-подготовку персонала;

- технологию формирования.

Положение программы:

- усвоение систематизированных  знаний о явления природы;

-свойства растений и  животных;

- организация педагогического  процесса;

- усвоение сложных представлений  на основе сходных признаков.

Методы:

-наблюдение;

-фиксирование;

-обсуждение;

- осуществлять различные  виды деятельности;

-отражать впечатления.

Вся программа состоит из пяти разделов. Реализация программы по экологическому воспитанию успешно решается при условии создания зеленой зоны. Программа имеет развернутое методическое обеспечение. Одобрено Экспертным советом по  общему развитию. Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа Н.А. Рыжава  «Наш дом- Природа» построена на принципах развивающего обучения и направлена на различные личности ребенка в целом.[17.С 170]

Цель:  воспитание гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относится к ним.

Программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней., предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет.

Состоит из нескольких блоков:

-я и природа;

-воздух;

- солнце;

- камни , песок, глина;

- почва;

- растения;

- животные;

-лес;

- человек и природа.

 Содержание программы  может уточнятся в соответствии с местными природными и климатическими условиями. Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа В.И. Ашикова, С.Г. Ашикова «Семицветик»[17.С171]

Программа предназначена для работы с детьми от3 до 7 лет.

Цель программы -обеспечить целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка.

Задачи программы:

- формирование и развитие;

- закладка фундамента основ;

- развитие сознания;

- раскрытие и развитие  потенциала;

- закладка основ культурно- экологического сознания.

Программа реализуется на основе широкого использования интерактивных аудиовизуальных средств, комплекса авторских слайдов и композиций.

Программа рассчитана на использование ее в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в  домашнем воспитании.

В программу включены примерные планы работы на год, конспекты интегрированных занятий с детьми. Программа рекомендована Министерством образования РФ.

 

 

Содержание программы может уточнятся в соответствии с местными природными и климатическими условиями. Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Проанализировав опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, я считаю возможным представить следующую методику экологического воспитания в ДОУ:

- Создание в детском  саду условий для экологического  воспитания: развивающей среды, фонда  методических, наглядно-иллюстративных  материалов.

- Организация «экологических  пространств» в помещении детского  сада: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.

- Организация и оборудование  «экологических пространств» на  участке детского сада: площадки  природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе (грабли, ведро, лопата).

- Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.

- Наблюдение – ведущий  метод экологического воспитания.

- Сущность наблюдения  как чувственного метода познания  природы. Ведущая роль, экологический  характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений  морфофункциональных особенностей  живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных.

Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.

- Наблюдения в повседневной  жизни – ведущая форма приобщения  детей к окружающей природе. Требования  к проведению наблюдений. Циклы  наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных  наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов  наблюдений за обитателями уголка  природы, сезонными явлениями, ростом  и развитием растений и животных  зеленой зоны детского сада.

- Организация и проведение  опытнической работы с объектами  природы Родного края, модернизирующая  деятельность с ними. Наблюдение  за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их  взаимосвязей со средой обитания.

- Календари природы и  их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления  дошкольников с сезонными явлениями  природы; работа с календарем  в разных возрастных группах  детского сада. Фиксация роста  и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.

- Экологическое воспитание  на занятиях, во время экскурсий, праздников.

- Различные типы занятий  по ознакомлению детей с природой  Родного края: первично-ознакомительный, углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных  методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений  о природе. Виды наглядности, ее  роль и место на природоведческих занятиях. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического воспитания.

- Детские праздники экологического  содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников  в природоохранительных мероприятиях.

- Прогулки, экскурсии, походы  с детьми на природу, их роль  в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

Итак, ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

 

1.3 Экологическая культура педагога

 

Становление понятия экологической культуры педагога были подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 г., на которой ряд ведущих специалистов сформулировали свое понимание этих проблем. [16.С 15]    

Многолетнее изучение проблем экологического образования дошкольников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д.Зверева, И. Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников