Экологическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 11:26, реферат

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.

Файлы: 1 файл

Экологическое воспитание.doc

— 196.50 Кб (Скачать)


29

 

Экологическое воспитание

Введение

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы.  Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов  природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях  надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание.

Научная основа охраны природы включает в себя  разнообразные области естественнонаучных  и гуманитарных знаний,  среди них основное место занимает экология,  которая,  в свою очередь,  тесно связана с другими биологическими и географическими науками.  Экология из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась в общую проблему.  В 70-е годы произошла быстрая экологизация естествознания. Экологический подход стал всеобщим.

Экологические проблемы  в  современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспитания мало  исследованы.  Теория  взаимосвязи  экологического  и нравственного воспитания подростков раскрыта слабо, практика эколого-нравственного воспитания разработаны недостаточно.  Все  это ставит перед  педагогической наукой задачу разработки многостороннего эколого-нравственного воспитания детей.

Культивирование нового  сознания  по  отношению  к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и  другими условиями жизни общества.  В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране,  снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии,  ограниченно сиюминутной выгодой без  долгосрочного прогноза,  в  атмосфере  равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания  человеком,  особенно молодым,  своих обязанностей перед природой непросто. И  все-таки педагогика призвана уже  сегодня  проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как  объекта  его постоянной заботы.     Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России,  но и во всем мире.  Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья,  жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры,  парниковый эффект,  нефтяные пленки на поверхности воды.

Одной из основных причин незрелости экологического  сознания людей нужно  считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания населения. Далеко не каждый человек имеет возможность  приобщиться  к пониманию экологических проблем на уровне большой науки,  представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом:  под воздействием обыденных впечатлений или из  сообщений  средств  массовой  информации. Разрозненные сведения  не  дают  возможности  человеку выработать стройную систему экологических знаний,  которая  необходима  ему, чтобы разумно относится к природе,  не наносить ей урона.  Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического  воспитания населения.

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и  тех  законов, которые  должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы.  Понятно,  что стихийно подобные  знания  не могут стать достоянием человека даже в том случае,  если он располагает высоким  уровнем  воспитания  и культуры. Тут необходима специальная подготовка,  соответствующая индивидуальным особенностям.

Процесс формирования экологического сознания должен  охватить  все  возрастные  группы. Поэтому необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов.

              Цель курсовой работы: обоснование возможности воспитания экологического отношения к природе через ознакомление с окружающим миром.

              Задачи:

1.                             Рассмотреть теоретические аспекты экологического воспитания.

2.                             Рассмотреть теоретические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.

3.                             Выявить взаимосвязь между ними.

4.                             Разработать методическое занятие для старшего дошкольного возраста.

              Объект – воспитание экологического отношения к природе.

              Предмет – методы и приемы воспитания экологического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

 

1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания

1.1. Экология как наука

Классическая формула,  приводимая во всех научных и популярных изданиях: "Экология  - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания". И это подтверждается этимологией данного слова.  "Экос" - переводится с греческого как "жилище", "логос" - наука. Т.е. экология- наука о "жилищных условиях" обитания организмов. В  идеале экология стремится раскрыть и понять  все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу  планету животными,  растениями и средой их обитания. Но до этого идеала еще далеко.

Общая экология подразделяется на несколько разделов.

                 1. Популяционная экология.  Вводит исследования общих закономерностей динамики численности и структуры популяций,  а также взаимодействие между популяциями различных видов.

                 2. Экология сообществ. Изучает закономерности организации сообществ, их структуру и функционирование,  проявляющуюся в круговороте веществ  и в трансформации энергии в цепях питания.

                 3. Частная экология.  Изучает весь комплекс взаимоотношений со средой обитания различных организмов.

 

1.2. Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания

Проблема взаимоотношения  человека  и  природы нашла свое отражение задолго до нашего века.

                 Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей,  т.е. на то, что все процессы в человеческом  обществе  протекают  подобно процессам природы.  Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика".  Эпиграфом к  этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно,  без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы,  следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

                 Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие  педагоги как  Ж.-Ж.Руссо  (1762  год),  Г.Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф.Дистерверг (1832г.).  Впервые швейцарский педагог- демократ  А.Гумбольд,  а  затем  французский  педагог  и  философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании  у  детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

                 Против узкого практицизма и утилитаризма,  а  также  формального  изучения  и  бездушного  отношения к ней выступали русские просветители:  В.Г.Белинский  (1842 г.),  А.И.Герцен (1844 г.),  Н.А.Добролюбов (1858 г.), Д.И.Писарев (1861 г.), Н.Г.Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний  о  природе,  подчеркивая  их влияние на формирование моральных качеств личности,  которые определяют поведение детей в природе.

                 Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861,1864 гг.).  Следует отметить, что  познание объективного мира невозможно без познания экологических связей,  реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни,  надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ  диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления,  памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное  для  учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи,  взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение  же существующих в окружающем мире связей служит одним из  основных  звеньев  формирования  экологической  культуры школьников,  необходимым условием становления ответственного отношения к природе.  К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ...  так мало оценено в педагогике". 

                 Как видим,  проблемой экологического воспитания  педагоги стали заниматься  еще в XVII - XVIII веках,  хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина  "экологическое воспитание".

 

2. ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

2.1. Сущность экологического воспитания.

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка - дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Начальное звено в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.

                 На наш взгляд,  рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности.  Мы считаем, что экологическое воспитание - составная часть  нравственного воспитания.  Поэтому  под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления  у дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

                 Экологическое поведение складывается из отдельных поступков  (совокупность  состояний,  конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

 

2.2. Цель и задачи воспитания экологической культуры.

                 Создание нового  отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая,  но  и  нравственная.  Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру,  формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.  Одним из средств решения данной задачи становится экологическое  воспитание.

                 Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности.

                 Сама природа  понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными,  производственными, межличностными отношениями человека,  охватывает все сферы сознания:  научную,  политическую, идеологическую,  художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

                 Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

                 Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

                 Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.

              Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

1.       Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

2.       Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

3.       Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

              В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:

1.       Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

2.       Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.

Информация о работе Экологическое воспитание