Экологическое воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:12, статья

Краткое описание

Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников.
Повысить эффективность этой работы можно, соблюдая определенные педагогические условия, к числу которых относятся:
ясное и четкое осознание целей образования и воспитание учащихся в области окружающей среды
организация работы в реальной системе учебной и внеучебной деятельности детей, определение компонентов этой системы и установление взаимосвязей между ними.
определение компонентов структуры процесса экологического воспитания, к которым можно отнести:

Файлы: 1 файл

ekologichni_zakhody.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Экологическое воспитание школьников.

 

Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом  для формирования экологической  культуры школьников.

Повысить эффективность этой работы можно, соблюдая определенные педагогические условия, к числу которых относятся:

  1. ясное и четкое осознание целей образования и воспитание учащихся в области окружающей среды
  2. организация работы в реальной системе учебной и внеучебной деятельности детей, определение компонентов этой системы и установление взаимосвязей между ними.
  3. определение компонентов структуры процесса экологического воспитания, к которым можно отнести:
    • цели, задачи, принципы;
    • содержание;
    • методы, формы и средства работы;
    • условия проведения работ;
    • методику выявления результатов (определение уровня экологической воспитанности школьников и его динамики).

 

  1. оптимальное сочетание традиционных форм и методов, теоретических и практических занятий
  2. разработка примерных программ экологического воспитания
  3. использование возможности семьи в формировании у детей любви и бережного отношения к природе, привлечение родителей к организации этой работы
  4. усиление практической направленности деятельности школьников, реализации в действии девиза «Мыслить глобально, действовать локально»
  5. формирование у учащихся активной гражданской позиции, воспитание у них стремления к участию в деятельности местных и международных экологических организаций, осознания школьниками положения: «Я - гражданин Мира».

 

Мы переступили порог XXI века, и экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.

Его составные части:

  • знания человека о природе, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;
  • интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблемам ее охраны;
  • чувства нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т.д.) и эстетические (восхищение, удивление, любование);
  • позитивное разнообразная деятельность, направленная на сохранение и приумножения природы, достойное поведение в окружающей человека среде;
  • мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические, утилитарные и др.).

Поэтому, на основе взаимосвязи этих компонентов у школьников формируются  новые ценностные ориентации, стремление, гражданская позиция. Эта программа  состоит их блоков, отражающих разные направления деятельности школьников по изучению и сохранению природной среды. Это организационные и познавательные мероприятия, практическая и просветительная работа, благотворительные акции, познавательно-развлекательные мероприятия.

 

 

 

Каждый блок включает перечень традиционных и инновационных видов и форм работы.

Познавательные мероприятия: «Острые экологические проблемы в мире», «Экология и АЭС», конкурс проектов «Город будущего», «Транспорт будущего», «Особоохраняемые природные территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области».  Дискуссии: «Нужны ли заповедники?», «Есть ли в природе вредные животные?», «Круглый стол» по обсуждению экологических проблем. Экскурсии по экологической тропе.

 

Массовые формы  работы.

Учащиеся школы ежегодно принимают  участие в акциях «Чистый берег», «Чистый город», «Чистый курорт», «Неделя защиты окружающей среды», «День птиц», озеленение школы и города.

 

Игровые формы работы:

Экологические игры типа КВН, «Что? Где? Когда?», экологическая викторина («Охраняемые  растения области», «Заповедные территории», «Редкие и исчезающие животные», «Предприятия – загрязнители»).

Игры: «Лесная аптека», «Робинзон».

Деловые и ролевые игры (научная  конференция, пресс-конференция «Памятник  природы – Комаровский берег».

 

Просветительные мероприятия:

 Конкурсы рисунков, плакатов, выпуск  фотостендов, бюллетеней, листовок, конкурсов чтецов и певцов.

 

Практические мероприятия.

 Природоохранная деятельность:

- защита и улучшение природной  среды: изготовление кормушек, гнездовых  домиков, борьба с мусором,  озеленение классов, клумб, составление  карты муравейников, охраны муравейников, участие в экологических акциях.

 

Пропаганда и разъяснение  идей охранной природы:

Беседа с товарищами, родителями, изготовление плакатов, рисунков, выпуск стенгазет, составление карты экологической  тропы.

 

Исследовательская работа:

    • изучение влияния меняющихся факторов среды на компоненты природы;
    • изучение антропогенного воздействия на природу;
    • изучение влияния меняющихся фактов природной среды на здоровье человека;
    • экологический мониторинг воды, почвы, воздуха, школьного здания;
    • исследование территории памятника природы «Комаровский берег»

 

 


Информация о работе Экологическое воспитание школьников