Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность, содержание и формы воспитания экологической культуры учеников на уроках биологии.
Задачи исследования:
Изучение литературы по данной теме;
Анализ сущности и направлений экологического воспитания школьников на уроках биологии;
Изучить проблему актуальности и необходимости экологических знаний в современном мире;
Рассмотреть культурологический подход к преподаванию биологии в школе;
Разработать урок или мероприятие, направленное на воспитание экологической культуры учащихся.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Сущность и значение экологического воспитания на уроках биологии.
1.1. Сущность экологического воспитания школьников............................5
1.2 Необходимость экологических знаний в современном мире..............11
1.3. Использование культурологического подхода к преподаванию биологии в школе.................................................................................................14
Глава 2. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике.
2.1 Обобщающий интегрированный урок: ...Oxygenium... Oxygenium...сохраните........................................................................................18
2.2. Экологическое занятие по теме: "Биологическое разнообразие организмов"..........................................................................................................23
Заключение...................................................................................................31
Литература....................................................................................................32
Введение..................
Глава 1. Сущность и значение экологического воспитания на уроках биологии.
1.1.
Сущность экологического воспитания школьников....................
1.2 Необходимость экологических знаний в современном мире..............11
1.3.
Использование культурологического подхода
к преподаванию биологии в школе.........................
Глава 2. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике.
2.1
Обобщающий интегрированный урок: ...Oxygenium...
Oxygenium...сохраните.........
2.2.
Экологическое занятие по теме: "Биологическое
разнообразие организмов"...................
Заключение................
Литература................
Введение.
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
Экологическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Исходя из актуальности проблемы, нами была выбрана тема: «Экологическое воспитание школьников на уроках биологии».
Цель исследования: изучить сущность, содержание и формы воспитания экологической культуры учеников на уроках биологии.
Задачи исследования:
Методы исследования: изучение учебно-методической
литературы по теме, изучение методик
экологического воспитания учащихся.
Глава 1. Сущность и значение экологического воспитания на уроках биологии.
1.1. Сущность
экологического воспитания школьников.
Экологическое воспитание - педагогически целенаправленный процесс формирования знаний, убеждений, нравственных качеств гражданина - хозяина родной страны, обусловливающих ответственное отношение личности к природе как к универсальной ценности.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения [12, стр. 142].
Целью и результатом экологического воспитания является формирование экологической культуры каждого человека и общества в целом.
Слово «культура» обыденно и привычно. Однако почти каждый вкладывает в него свой смысл. Вмещающий объем понятия огромен: это все, что создано, возделано, освоено, осмыслено людьми.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности личности.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.
Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране.
В школьные годы экологическая культура проявляется в ответственном личном поведении на природе, в активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, в пропаганде экологических идей, в зачатках культуры профессионального труда.
Таким образом, экологическая культура - это социально необходимое нравственное качество личности, которое включает в себя: систему экологических знаний и умений, как основу экологической грамотности; систему ценностных ориентации и убеждений, как нравственную основу поведения; систему экологически оправданных поступков в природе.
В соответствии с целью экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности. Выделяют следующие принципы экологического образования и воспитания:
1.Единство сознания, переживания, действия. Этот принцип отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде.
Логические рассуждения, например, о закономерностях эволюции биосферы, анализ фактов усиливающегося воздействия на нее человека могут успешно дополняться восприятием первозданной или созданной человеком красоты природы, отображением ее в произведениях искусства. Недооценка данного принципа приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к расчетливому практицизму [14, стр. 276].
2.Принцип прогностичности, который предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений.
Тем самым этот принцип ставит задачу отображать в содержании школьного образования государственные планы природопотребления и природовосстановления как две стороны единого процесса взаимодействия человека с природной средой.
3. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем. Важно подвести учащихся к выводу о том, что возникновение многих экологических проблем зависит от поведения и поступков каждого человека в том месте, где он живет и трудится. Анализ конкретных фактов как положительного, так и отрицательного воздействия на природу данной местности должен сочетаться с оценкой последствий этих влияний в государственном и глобальном масштабах (например, защита среды от загрязнения, сохранение биологического разнообразия и др.).
Формирование экологической культуры возможно при условии, если в содержание школьного образования будут входить следующие ведущие элементы: система знаний о взаимодействии природы и общества, ценностные экологические ориентации, система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по ее изучению и охране.
Экологические знания имеют сложный состав, так как рассматривают общество и природу в их взаимодействии.
Экологическая культура включает в себя обширную совокупность соподчиненных понятий и представлений.
Основные из них следующие:
1) окружающая среда представляет собой сложную систему взаимодействующих природных и социально-экономических объектов и процессов;
4) необходимо соизмерять любые виды деятельности людей со степенью их воздействия на окружающую среду.
Ныне действующие типовые программы для средней школы содержат значительный объем сведений экологического характера. В соответствии с действующими программами школьники должны знать о влиянии человека природные системы (биология, география), о деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов (биология, география, химия). Сформулированы требования к правилам поведения в природе, а также к умению объяснять взаимосвязи в присных системах, применять знания о свойствах организмов и характерных особенностях природно-территоальных комплексов (ПТК) для обоснования природоохранительных мероприятий (биология, география).
Информация о работе Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике