Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить сущность, содержание и формы воспитания экологической культуры учеников на уроках биологии.
Задачи исследования:
Изучение литературы по данной теме;
Анализ сущности и направлений экологического воспитания школьников на уроках биологии;
Изучить проблему актуальности и необходимости экологических знаний в современном мире;
Рассмотреть культурологический подход к преподаванию биологии в школе;
Разработать урок или мероприятие, направленное на воспитание экологической культуры учащихся.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Сущность и значение экологического воспитания на уроках биологии.
1.1. Сущность экологического воспитания школьников............................5
1.2 Необходимость экологических знаний в современном мире..............11
1.3. Использование культурологического подхода к преподаванию биологии в школе.................................................................................................14
Глава 2. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике.
2.1 Обобщающий интегрированный урок: ...Oxygenium... Oxygenium...сохраните........................................................................................18
2.2. Экологическое занятие по теме: "Биологическое разнообразие организмов"..........................................................................................................23
Заключение...................................................................................................31
Литература....................................................................................................32

Файлы: 1 файл

воспитание экологической культуры учащихся на уроках биологии 2.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

    

    В результате этого процесса масса  кислорода в воздухе постоянно  пополняется.

    Заведующий  лабораторией. Нашими экспертами установлено, что количество выделяемого кислорода зелеными растениями в год превышает все затраты, связанные с его использованием. Но всегда ли так будет?

    Мы  должны ответить на главный вопрос – возможно ли уменьшение количества кислорода на нашей планете?

    Эксперт-химик. Мы выяснили, что кислород используется в огромных количествах и поэтому на Земле возможно уменьшение его содержания.

    Заведующий  лабораторией. А какие последствия ожидают планету, если содержание кислорода на Земле будет уменьшаться?

    Эксперт-биолог. Жизнь на Земле прекратится, так как кислород – газ, поддерживающий дыхание, без него живые организмы существовать не смогут.

    Заведующий  лабораторией. Что мы можем сделать, чтобы содержание кислорода в атмосфере не изменялось?

    Эксперт-биолог. В целях сохранения кислорода в воздухе необходимо сохранять зеленые насаждения – именно они являются источником пополнения этого ценного газа на нашей планете. Кроме этого, нужно создавать новые зеленые зоны, особенно вокруг городов и крупных промышленных центров. Они являются мощными потребителями кислорода.

    III. Подведение итогов  работы комиссии.

    Заведующий  лабораторией. Уважаемые коллеги, изучив огромное количество документов, мы пришли к выводу, что экологическая катастрофа на Земле, связанная с уменьшением кислорода в атмосфере Земле, возможна!

    Наши  города и промышленность развиваются  слишком бурно, мы смело отвоевываем у природы ее территории, вырубая леса, сады и парки, тем самым, приближая себя к неминуемой гибели. Пришло время задуматься. Мы должны сделать все, чтобы жизнь на Земле продолжалась.

    IV. Домашнее задание.

    Предложите  необходимые мероприятия, связанные с защитой окружающей среды. 

2.2. Экологическое занятие по теме: "Биологическое разнообразие организмов"

    Цель  занятия:

  • проанализировать причины сокращения биологического разнообразия Земли;
  • выяснить основные элементы стратегии сохранения жизни в биосфере.
  • Задачи:
  • выявить существующие экологические проблемы глобального и регионального значения;
  • сформулировать понятие “биологическое разнообразие”;
  • определить последствия снижения биологического разнообразия;
  • обсудить проблему влияния деятельности человека на биологическое разнообразие экосистем.

    Методы:

  • частично поисковый;
  • проблемный (ответ на вопрос: к потомкам с котомкой?);

    Форма организации учебной деятельности: альманах (устный журнал). 

    Даже  в грезах своих  человек не может  вообразить ничего прекрасней природы.

    Ж.Б. Ламарк 

    Вводное слово учителя. Учеными описано 2,5 млн. видов, но предполагается, что их истинное число с учетом низших животных – “невидимок” достигает 5 млн., а может быть, даже 15 или 30 млн. Совокупность всех видов составляет биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие – это число различимых типов биологических объектов или явлений и частота их встречаемости на фиксированном интервале пространства и времени, в общем случае отражающие сложность живого вещества, способность его к саморегуляции своих функций и возможность его разностороннего использования. Оно включает в себя все виды животных, растений, грибов и микроорганизмов, экосистем и протекающих в них процессов. Биологическое разнообразие – частный случай всеобщего феномена разнообразия природы. Выделяют три уровня биологического разнообразия.

    Все названные уровни биологического разнообразия тесно связаны между собой  и составляют единую систему. Благодаря  этому биоразнообразие относится  к наиболее объективным факторам оценки состояния окружающей среды и устойчивости экосистем. Снижение биоразнообразия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к их неспособности самоподдерживаться и, в конечном счете, – к их уничтожению. Известно, что от 50 до 80 % видов планеты сосредоточено в тропиках, хотя последние занимают всего 7 % территории Земли. Однако, поскольку их экосистемы активно разрушаются человеком, то по крайней мере каждый третий вид так и погибнет, не получив своего научного названия. Разрушение тропических лесов уже привело к гибели около 6 тыс. видов организмов.

    Следует помнить, что виды гибнут не только в тропиках, а везде, где разрушаются  экосистемы или сильно сокращается  их площадь. Люди научились использовать всего 0,1 % видов планеты. Мы применяем для своих нужд около 50 видов растений, в то время как 75 тыс. видов остаются невостребованными. Сокращение животного и растительного многообразия природы неминуемо сказывается и на человеке. Это понимали еще задолго до того, как возникли современные глобальные экологические проблемы. Еще в 1855 г. одним из индейских вождей было сказано: “Если бы все животные исчезли, люди бы тоже умерли от невыносимого одиночества, ибо то, что случается с животными, неминуемо происходит и с человеком. Все взаимосвязано. То, что суждено пережить Земле, суждено и детям Земли”. Поэтому все живое на Земле имеет ценностные свойства, занимая определенное место в структуре биосферы. Большинство ученых считают, что понимание всеобщей, универсальной ценности живой природы для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе ценностей и приоритетов – это магистральный путь обеспечения целостности природной среды и предотвращение глобальной экологической катастрофы. В связи с этим, утрата биологического разнообразия - это та проблема, которая существует повсеместно и делает каждого из нас сопричастным с ней. Теряя биоразнообразие Земли, человечество теряет свое будущее.

    Задание: прослушать сообщения и составить  вопросы по сообщению (2-3).

    Сообщение № 1.

    Проблема  сокращения биологического разнообразия

    Чрезмерная  эксплуатация, а иногда и варварское уничтожение природных сообществ  и отдельных видов организмов приводит к резкому снижению разнообразия живого. Мы являлись свидетелями вымирания, которое может стать крупнейшим в истории жизни на Земле. За последние 300 лет с лица Земли исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за предшествующие 10 тыс. лет. У нас в стране исчезает примерно один вид млекопитающих за 3-5 лет, ежегодно мы теряем, по – видимому, несколько видов во всех группах животных и растений. В нарушенных, обедненных сообществах возникают новые виды с непредсказуемыми свойствами. При внедрении этих видов в стране сообщества может произойти их разрушение (таблица 1).

    Как пишет Джеральд Даррелл: “По всему  свету последовательно и немилосердно искореняли фауну; численность многих симпатичных и интересных животных сведена до такого минимума, что  без нашей помощи и защиты популяция  уже не возродиться. Если не найдется убежища, где они смогут без помех жить и размножаться, эти виды рано или поздно займут место в списке вымерших животных рядом с дронтом, кваггой и бескрылой гагаркой. Конечно, в последние десятилетия немало сделано для охраны дикой фауны. Учреждены заказники и заповедники, некоторые виды реинтродуцируют в районах прежнего обитания. Так, в Канаде при помощи авиации в ряде мест расселили бобров. Животное помещали в особый ящик, подвешенный к парашюту, и сбрасывали над подходящим участком. Приземлившись, ящик автоматически открывался, и бобер направлялся к ближайшему водоему.

    Но  сколько ни сделано, предстоит сделать  куда больше. К сожалению, основная часть полезных усилий по охране животных была сосредоточена на видах, представляющих экономическую ценность для человека. А сколько малоизвестных видов, которые, хотя и защищены на бумаге, на самом деле потихоньку вымирают, потому что никто, кроме нескольких пытливых зоологов, не считает их достаточно важными и ценными, чтобы на них стоило тратить деньги. С каждым годом растет численность населения земного шара, человек осваивает все новые области, сжигая и уничтожая ресурсы природы. Нельзя утешаться мыслью о том, что отдельные частные лица и отдельные учреждения придают значение борьбе за спасение и сохранение истребляемых животных. Работа эта важна по многим причинам, и, пожалуй, главная из них следующая: человек, при всех его талантах, не может ни создать новый вид, ни возродить уничтоженный. Предложите разрушить лондонский Тауэр – какой поднимется шум! И справедливо. А вот какой – нибудь уникальный и замечательный вид фауны, на эволюцию которого ушли сотни тысяч лет, может запросто сгинуть, и лишь горстка людей возвысит голос протеста. Право же, пока мы не станем относиться к животным с таким же вниманием и почтением, с каким лелеем старинные книги, картины и исторические памятники, до тех пор у нас всегда перед глазами будут животные – беженцы, живущие на грани вымирания, всецело зависящие в своем существовании от милосердия единичных энтузиастов”. (Из книги “По всему свету”).  
 

    Таблица 1. 
Сокращение видового разнообразия Земли после 1600 г. (по данным 1999 г.)

Компоненты  биосферы Исчезло Под угрозой  исчезновения
видов % от общего  числа видов видов % от общего  числа видов
Высшие  растения 384 0,15 18699 7,4
Рыбы 23 0,12 320 1,6
Амфибии 2 0,05 48 1,1
Рептилии 21 0,33 1355 21,5
Птицы 113 1,23 924 10,0
Млекопитающие 83 1,99 414 10,0

    Сообщение № 2.

    Редкие  и исчезающие растения Республики Беларусь

    По  этой теме можно использовать следующую  схему:

     Схема 2. 
 

    Сообщение № 3. Редкие и исчезающие животные Республики Беларусь

    Сообщение № 4. Вымершие животные (растения)

    Для этого сообщения можно использовать следующие таблицы:

    Таблица 2. 
Виды птиц, истребленные человеком

Виды  птиц Местообитание Время истребления
Дронты (3 вида) Маскаренские  острова (Индийский океан) 1680-1750-е г.г. (дронт  – отшельник, возможно, дожил  до начала XIX века)
Эпиорнисы (9 видов) Мадагаскар Середина XVII века
Моа, или  динорнисы (более 20 видов) Новая Зеландия Середина XIX века
Бескрылая гагарка Острова Северной Атлантики (Америка и Европа) 1844 г., о. Исландия 
Стеллеров баклан Командорские  острова 1852 г.
Странствующий голубь Северная Америка 1900-1907 г.г. (1914 г. – умер в неволе)

Таблица 3. 
Виды млекопитающих, истребленные человеком

Виды  млекопитающих Местообитание Время истребления 
Европейский тур Европа 1627 г. – последний  убит около Варшавы (Польша)
Стеллерова  корова У Командорских островов 1768 г., о. Беринга
Квагга Южная Африка 1878 г. у реки  Оранжевая убита последняя вольная  зебра. В 1883 г. последняя зебра  умерла в зоопарке Амстердама
Сумчатый  волк Австралия, Новая  Гвинея, Тасмания 1933 г., о. Тасмания  – последняя достоверная встреча

    Возможные вопросы:

    1. Как деятельность человека влияет на растительные сообщества?
    2. Что означает косвенное влияние человека на сообщества? Привести примеры.
    3. Какие виды организмов занесены в Красную книгу Ярославской области?
    4. Какие организации занимаются вопросами охраны природы?
    5. Что может сделать каждый из нас в деле охраны природы?
    6. Каковы правила поведения в природе?

По итогам обсуждения сообщений и поисков  ответов на вопросы заполняется  таблица.

    Таблица 4. 
Проблема снижения биоразнообразия

Возможные причины снижения биологического разнообразия Последствия Стратегия решения  проблемы
уничтожение природных сообществ (вырубка лесов, распашка степей, осушение болот, городские  застройки, строительство дорог)

изменение природных сообществ в результате человеческой деятельности, создание агроценозов

ухудшение условий обитания организмов вследствие загрязнения окружающей среды

нерегламентированная  охота, рыбная ловля, сенокошение и  т.д.

изменение видового состава сообществ в  результате биологического “загрязнения” (интродукция несвойственных данной местности организмов)

непонимание или игнорирование значения биоразнообразия

сокращение  видового разнообразия планеты 

нарушение экологического равновесия экосистем

глобальные  изменения в биосфере

регулирование численности населения

энергосбережение

ресурсосбережение

уменьшение  загрязнения окружающей среды

отказ от потребительского подхода к природным  благам

сохранение  биологического разнообразия природы

Информация о работе Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике