Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность, содержание и формы воспитания экологической культуры учеников на уроках биологии.
Задачи исследования:
Изучение литературы по данной теме;
Анализ сущности и направлений экологического воспитания школьников на уроках биологии;
Изучить проблему актуальности и необходимости экологических знаний в современном мире;
Рассмотреть культурологический подход к преподаванию биологии в школе;
Разработать урок или мероприятие, направленное на воспитание экологической культуры учащихся.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Сущность и значение экологического воспитания на уроках биологии.
1.1. Сущность экологического воспитания школьников............................5
1.2 Необходимость экологических знаний в современном мире..............11
1.3. Использование культурологического подхода к преподаванию биологии в школе.................................................................................................14
Глава 2. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике.
2.1 Обобщающий интегрированный урок: ...Oxygenium... Oxygenium...сохраните........................................................................................18
2.2. Экологическое занятие по теме: "Биологическое разнообразие организмов"..........................................................................................................23
Заключение...................................................................................................31
Литература....................................................................................................32
В результате этого процесса масса кислорода в воздухе постоянно пополняется.
Заведующий лабораторией. Нашими экспертами установлено, что количество выделяемого кислорода зелеными растениями в год превышает все затраты, связанные с его использованием. Но всегда ли так будет?
Мы должны ответить на главный вопрос – возможно ли уменьшение количества кислорода на нашей планете?
Эксперт-химик. Мы выяснили, что кислород используется в огромных количествах и поэтому на Земле возможно уменьшение его содержания.
Заведующий лабораторией. А какие последствия ожидают планету, если содержание кислорода на Земле будет уменьшаться?
Эксперт-биолог. Жизнь на Земле прекратится, так как кислород – газ, поддерживающий дыхание, без него живые организмы существовать не смогут.
Заведующий лабораторией. Что мы можем сделать, чтобы содержание кислорода в атмосфере не изменялось?
Эксперт-биолог. В целях сохранения кислорода в воздухе необходимо сохранять зеленые насаждения – именно они являются источником пополнения этого ценного газа на нашей планете. Кроме этого, нужно создавать новые зеленые зоны, особенно вокруг городов и крупных промышленных центров. Они являются мощными потребителями кислорода.
III. Подведение итогов работы комиссии.
Заведующий лабораторией. Уважаемые коллеги, изучив огромное количество документов, мы пришли к выводу, что экологическая катастрофа на Земле, связанная с уменьшением кислорода в атмосфере Земле, возможна!
Наши города и промышленность развиваются слишком бурно, мы смело отвоевываем у природы ее территории, вырубая леса, сады и парки, тем самым, приближая себя к неминуемой гибели. Пришло время задуматься. Мы должны сделать все, чтобы жизнь на Земле продолжалась.
IV. Домашнее задание.
Предложите
необходимые мероприятия, связанные
с защитой окружающей среды.
2.2. Экологическое занятие по теме: "Биологическое разнообразие организмов"
Цель занятия:
Методы:
Форма
организации учебной
Даже в грезах своих человек не может вообразить ничего прекрасней природы.
Ж.Б.
Ламарк
Вводное слово учителя. Учеными описано 2,5 млн. видов, но предполагается, что их истинное число с учетом низших животных – “невидимок” достигает 5 млн., а может быть, даже 15 или 30 млн. Совокупность всех видов составляет биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие – это число различимых типов биологических объектов или явлений и частота их встречаемости на фиксированном интервале пространства и времени, в общем случае отражающие сложность живого вещества, способность его к саморегуляции своих функций и возможность его разностороннего использования. Оно включает в себя все виды животных, растений, грибов и микроорганизмов, экосистем и протекающих в них процессов. Биологическое разнообразие – частный случай всеобщего феномена разнообразия природы. Выделяют три уровня биологического разнообразия.
Все
названные уровни биологического разнообразия
тесно связаны между собой
и составляют единую систему. Благодаря
этому биоразнообразие
Следует помнить, что виды гибнут не только в тропиках, а везде, где разрушаются экосистемы или сильно сокращается их площадь. Люди научились использовать всего 0,1 % видов планеты. Мы применяем для своих нужд около 50 видов растений, в то время как 75 тыс. видов остаются невостребованными. Сокращение животного и растительного многообразия природы неминуемо сказывается и на человеке. Это понимали еще задолго до того, как возникли современные глобальные экологические проблемы. Еще в 1855 г. одним из индейских вождей было сказано: “Если бы все животные исчезли, люди бы тоже умерли от невыносимого одиночества, ибо то, что случается с животными, неминуемо происходит и с человеком. Все взаимосвязано. То, что суждено пережить Земле, суждено и детям Земли”. Поэтому все живое на Земле имеет ценностные свойства, занимая определенное место в структуре биосферы. Большинство ученых считают, что понимание всеобщей, универсальной ценности живой природы для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе ценностей и приоритетов – это магистральный путь обеспечения целостности природной среды и предотвращение глобальной экологической катастрофы. В связи с этим, утрата биологического разнообразия - это та проблема, которая существует повсеместно и делает каждого из нас сопричастным с ней. Теряя биоразнообразие Земли, человечество теряет свое будущее.
Задание: прослушать сообщения и составить вопросы по сообщению (2-3).
Сообщение № 1.
Проблема сокращения биологического разнообразия
Чрезмерная
эксплуатация, а иногда и варварское
уничтожение природных
Как
пишет Джеральд Даррелл: “По всему
свету последовательно и
Но
сколько ни сделано, предстоит сделать
куда больше. К сожалению, основная
часть полезных усилий по охране животных
была сосредоточена на видах, представляющих
экономическую ценность для человека.
А сколько малоизвестных видов, которые,
хотя и защищены на бумаге, на самом деле
потихоньку вымирают, потому что никто,
кроме нескольких пытливых зоологов, не
считает их достаточно важными и ценными,
чтобы на них стоило тратить деньги. С
каждым годом растет численность населения
земного шара, человек осваивает все новые
области, сжигая и уничтожая ресурсы природы.
Нельзя утешаться мыслью о том, что отдельные
частные лица и отдельные учреждения придают
значение борьбе за спасение и сохранение
истребляемых животных. Работа эта важна
по многим причинам, и, пожалуй, главная
из них следующая: человек, при всех его
талантах, не может ни создать новый вид,
ни возродить уничтоженный. Предложите
разрушить лондонский Тауэр – какой поднимется
шум! И справедливо. А вот какой – нибудь
уникальный и замечательный вид фауны,
на эволюцию которого ушли сотни тысяч
лет, может запросто сгинуть, и лишь горстка
людей возвысит голос протеста. Право
же, пока мы не станем относиться к животным
с таким же вниманием и почтением, с каким
лелеем старинные книги, картины и исторические
памятники, до тех пор у нас всегда перед
глазами будут животные – беженцы, живущие
на грани вымирания, всецело зависящие
в своем существовании от милосердия единичных
энтузиастов”. (Из книги “По всему свету”).
Таблица
1.
Сокращение видового разнообразия Земли
после 1600 г. (по данным 1999 г.)
|
Сообщение № 2.
Редкие и исчезающие растения Республики Беларусь
По этой теме можно использовать следующую схему:
Схема
2.
Сообщение № 3. Редкие и исчезающие животные Республики Беларусь
Сообщение № 4. Вымершие животные (растения)
Для
этого сообщения можно
Таблица
2.
Виды птиц, истребленные человеком
|
Таблица
3.
Виды млекопитающих, истребленные человеком
|
Возможные вопросы:
По итогам обсуждения сообщений и поисков ответов на вопросы заполняется таблица.
Таблица
4.
Проблема снижения биоразнообразия
|
Информация о работе Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике