Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить сущность, содержание и формы воспитания экологической культуры учеников на уроках биологии.
Задачи исследования:
Изучение литературы по данной теме;
Анализ сущности и направлений экологического воспитания школьников на уроках биологии;
Изучить проблему актуальности и необходимости экологических знаний в современном мире;
Рассмотреть культурологический подход к преподаванию биологии в школе;
Разработать урок или мероприятие, направленное на воспитание экологической культуры учащихся.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Сущность и значение экологического воспитания на уроках биологии.
1.1. Сущность экологического воспитания школьников............................5
1.2 Необходимость экологических знаний в современном мире..............11
1.3. Использование культурологического подхода к преподаванию биологии в школе.................................................................................................14
Глава 2. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике.
2.1 Обобщающий интегрированный урок: ...Oxygenium... Oxygenium...сохраните........................................................................................18
2.2. Экологическое занятие по теме: "Биологическое разнообразие организмов"..........................................................................................................23
Заключение...................................................................................................31
Литература....................................................................................................32

Файлы: 1 файл

воспитание экологической культуры учащихся на уроках биологии 2.doc

— 332.50 Кб (Скачать)
 

 Закрепление можно  провести в двух вариантах:

    Вариант № 1

    Игра  “Дуэль” по теме “Редкие и охраняемые растения и животные Ярославской области”

    Правила игры:

    Класс (группа) делится на пары дуэлянтов (произвольно), которые садятся напротив друг друга.

    Каждой  паре дается вопрос по теме.

    Представитель какой команды дает более правильный, точный ответ, в ту команду переходит и побежденный.

    Так продолжается до последнего вопроса  или абсолютного перевеса какой-либо команды.

    Работа  участников команды – победителя оценивается на “отлично”.

    Вопросы к теме:

    В Скандинавии эту многолетнюю траву называют цветком тролля. У нас - “воловьим глазом”. Зацветает она только на девятый год. Каково название этого растения? Ответ: купальница

    Ночной  хищник. Поймав на лету добычу, никогда  не ощипывает ее, а глотает вместе с перьями или шерстью. Непереваренные остатки в виде комочков (погадков) птица отрыгивает. Назовите ее. Ответ: филин

    Однажды, как гласит легенда, нечистая сила попробовала  спрятаться в цветке. Но какой-то архангел возмутился и метнул в цветок огненное копье. С тех пор нечистая сила как огня боится этого цветка, а сам цветок стал называться…? Ответ: прострел

    Это животное с крупную крысу; отлично  плавает и ныряет. Голова оканчивается хоботком, которым оно отыскивает себе добычу в воде. Кто это? Ответ: выхухоль

    У данного растения очень красивые листья, но цветков никто никогда не видел. В связи с этим родилась легенда, что его цветки заколдованы и только счастливец может их увидеть. Это растение еще называют “ключ – травой” из-за якобы присущей ему способности помогать отыскивать клады. Каково название растения? Ответ: папоротник

    Согласно  средневековому поверью, курение ветками  этого растения изгоняет из дома злых духов и держит на расстоянии нечистого. Древние мудрецы советовали его  применять, дабы обрести бессмертие. Назовите растение. Ответ: можжевельник

    Размах  крыльев этой птицы достигает 150 см. Обычно ее видят как бы “трясущейся” над водой. Два пальца на ногах обращены вперед, два – назад, образуя клещи, которыми она ловит добычу. Единственная хищная птица в Европе, питающаяся в основном рыбой. Гнездо строит большое, из толстых сучьев, чаще на деревьях. Перелетная; любит возвращаться в старое гнездо каждый год. Кто она? Ответ: скопа

    По  древнерусской легенде царевна  Волхова полюбила удалого купца  Садко, но тот отдал свое сердце Любаве, дочери лесов и полей. Опечаленная  Волхова вышла на берег и стала плакать. Ее слезы превращались в цветы – символ чистой и безответной любви. Назовите их. Ответ: ландыши

    Эта малоподвижная донная рыба достигает  длины 12 см. Является своеобразным индикатором  чистой воды. Свое название она получила за пристрастие прятаться под различными подводными предметами. Ведет одиночный, скрытный образ жизни. Очень любит свое потомство, постоянно обмахивает икринки грудными плавниками. Ответ: подкаменщик

    Одно  из названий этого вымирающего потомка  древнейших на Земле деревьев лепидодендронов – ликоподий, что означает “волчья нога”. Каждый год он вырастает на 0,5 м, укореняясь молодыми побегами, при этом те части растения, которые старше 5 лет, постепенно отмирают. Дайте другое название этого растения. Ответ: плаун топяной

    Какая птица выкармливает своих детенышей  рыбой, а из рыбьих костей строит гнездо, которое обычно устраивает в норе, выкопанной в береговом обрыве, поросшем кустарником? Ответ: зимородок 

    Это растение, по выражению Чарльза Дарвина, является “живым ископаемым”. Время его происхождения относится к послеледниковой эпохе. Растение вечнозеленое, обладает целебными свойствами, ягоды съедобны. Ответ: брусника

    Вариант № 2

    Венгерский  кроссворд “Редкие животные и  растения СНГ”

    Щ     Л     А     Н     Д     Ы     Ш     Б     З     У     К     О     Б     Ч     И     К     К
    М     Ф     О     Е     Т     А     Р     Б     А     Г     А     Н     В     Г     Э     Р     Ш
    А     С     И     Т     Л     Ь     С     И     П     У     Х     А     Д     Ю     Л     О     К
    Х     А     Р     З     А     Й     Ю     Х     Ш     И     П     Ж     Р     Р     И     Л     О
    А     Я     К     У     П     А     Л     Ь     Н     И     Ц     А     О     З     Ь     М     Р
    О     Ф     Ы     Ц     М     О     Р     О     Ш     К     А     Ъ     Н     А     К     Ю     О
    Н     Г     О     Р     П     Б     Ь     П     О     Л     И     К     С     Е     Н     А     С
    Е     Ш     Ж     Е     Н     Ь     -     Ш     Е     Н     Ь     З     В     Э     Х     Ы     Т
    В     Ы     Х     У     Х     О     Л     Ь     А     К     Щ     М     А     Н     У     Л     Е
    Г     Ц     Й     Ю     Г     О     Р     А     Л     Ф     В     А     Я     Ч     И     В     Л
    Е     П     Р     О     С     Т     Р     Е     Л     И     Т     З     У     Б     Р     Ц     Ь
    К     У     Ъ     С     Т     Р     Е     П     Е     Т     Б     П     Л     А     У     Н     Е

    Ответы  на кроссворд:

1. ландыш 6. шип 11. выхухоль 16. стрепет
2. кобчик 7. купальница 12. манул 17. плаун
3. тарбаган 8. морошка 13. горал  18. махаон
4.сипуха 9. поликсена 14. прострел 19. гюрза
5.харза 10. жень-шень 15. зубр 20. коростель

    В конце занятия подводятся итоги; выводы записываются в тетрадь:

    Действия  человека сравнивают с такими отношениями, при которых один вид причиняет вред другому, не извлекая для себя никакой пользы.

    Благополучие  человека зависит от биологического разнообразия планеты.

    Каждый  человек должен включиться в работу по сбережению условий жизни разнообразных  существ.

    Домашнее  задание: составить информационную карточку с описанием вида растения, животного или гриба, находящегося под угрозой исчезновения.

    Информационная  карточка о виде, находящемся в  опасности:

    Научное (латынь) и обиходное название организма.

    Статус (что угрожает существованию данного вида организмов).

    Значение  в сохранении генофонда.

    Краткое описание организма.

    Место обитания.

    Основные  лимитирующие факторы.

    Принятые  меры охраны.

    Необходимые меры охраны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

    Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

    Исходя  из темы нашего исследования, можно  сделать следующие выводы:

    Проблема  экологического воспитания школьников актуальна и требует к себе пристального внимания. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

    Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут  исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании школьников. 
 
 
 
 
 

Литература. 

  1. Алексеев  В. А. 300 вопросов и ответов о животных, – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Борисова Н.А. Краткие методики разработок уроков. // Бiялогия: праблемы выкладання. – 1999. - №4. – С. 25-60.
  3. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение. – 1976.
  5. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1984
  6. Градобоева Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней. // Дошкольное воспитание. - 1993. -№ 1.
  7. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
  8. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
  9. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983.
  10. Зверев И.Д.  Экология в школьном обучении.- М., 1980.
  11. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое  воспитание. // Воспитание школьников.-1985. - №6. - С. 30-35.
  12. Конюшко В.С. Методика обучения биологии. – Мн., 2004. – С. 143-156.
  13. Конюшко В.С., Чубаро С.В. Практикум по методике обучения биологии: Учебное пособие. – Витебск: УО «ВГУ» им. П.М. Машерова, 2002.
  14. Кучер Т.В.  Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
  15. Нестеров В. В. Зоовикторина, – М.: Просвещение, 1969.
  16. Николаева С. Н Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: Новая школа, 1993.
  17. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990.
  18. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. – М.: Акадкмия, 2003.
  19. Сабунаев В. Занимательная зоология, – Ленинград: Детская литература, 1976.
  20. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – М., 1990.
  21. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя // Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983.

Информация о работе Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике