Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить сущность, содержание и формы воспитания экологической культуры учеников на уроках биологии.
Задачи исследования:
Изучение литературы по данной теме;
Анализ сущности и направлений экологического воспитания школьников на уроках биологии;
Изучить проблему актуальности и необходимости экологических знаний в современном мире;
Рассмотреть культурологический подход к преподаванию биологии в школе;
Разработать урок или мероприятие, направленное на воспитание экологической культуры учащихся.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Сущность и значение экологического воспитания на уроках биологии.
1.1. Сущность экологического воспитания школьников............................5
1.2 Необходимость экологических знаний в современном мире..............11
1.3. Использование культурологического подхода к преподаванию биологии в школе.................................................................................................14
Глава 2. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике.
2.1 Обобщающий интегрированный урок: ...Oxygenium... Oxygenium...сохраните........................................................................................18
2.2. Экологическое занятие по теме: "Биологическое разнообразие организмов"..........................................................................................................23
Заключение...................................................................................................31
Литература....................................................................................................32

Файлы: 1 файл

воспитание экологической культуры учащихся на уроках биологии 2.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

    Одним из ведущих понятий, раскрывающих взаимосвязи природы и общества, является понятие охраны природы. Элементы знаний об охране природы рассматривается в программах средней школы в нескольких аспектах. Первый аспект рассмотрения знаний об охране природы - сохранение видового многообразия биосферы в целом и редких видов в особенности раскрывается в программе по биологии. В связи с этим введены понятия о правовом и моральном регулировании поведения в природе, развитии заповедного дела, сохранении условий естественного воспроизводства популяций, селекции [4, стр. 124].

    Второй  аспект - оценка состояния популяций  и их использования человеком представлен в программе по общей биологии.

    Третий  аспект рассмотрения знаний об охране природы - защита окружающей природной среды от загрязнения. Программа и учебники школьных естественнонаучных предметов предусматривают изучение этих вопросов.

    Научные знания помогают предвидеть последствия  влияний человека на природную среду, разоблачают ограниченность потребительского отношения к природе только как к источнику материальной выгоды.

    Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных  воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но; и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. Преодоление экологического кризиса человечество видит в создании новой концепции взаимодействия общества с природой, основанной на принципах коэволюции (возможности совместного взаимосогласованного гармонического развития общества и природы), что потребует изменения традиционных норм и ценностей личности по отношению к природе и к своим потребностям.

    В этой связи коренные изменения претерпевает система воспитания, системообразующим  фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры важнейшего качества личности современного человека.

    Воспитание  бережного, внимательного отношения  к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения, должны стать неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров.

    Но  сегодня и педагогическая теория, и школьная практика еще отстают от требований времени. У выпускников школы подчас преобладает потребительский подход к природе: еще низок уровень восприятия экологически? проблем как лично значимых; поверхностны знания об объектах охраны в экосистемах разного уровня и степени организации, биосфере в целом; слабо развита потребность практического участия в реальной природоохранительной работе [18].

    В нашей стране экологическое образование  и воспитание выросло из традиционной работы школ по охране природы, которая зародилась еще в середине 20-х годов 20 века в системе внеклассных занятий. В течение многих десятилетий работу школ по охране природы связывали преимущественно с расширением натуралистических знаний учащихся, получаемых при изучении биологических и географических дисциплин. Широкое распространение в науке к концу 70-х годов 20 века понятий «комплексная, социальная, глобальная экология», как наиболее адекватно отражающих сущность учения о взаимодействии человека и общества с природой, привело к тому, что на смену термину «природоохранительное образование» пришел термин «экологическое образование».

    Главная направленность концепции экологического образования состоит в том, что у учащихся должны формироваться не только соответствующие знания и умения, но и определенные качества личности. Чтобы подчеркнуть воспитательный аспект педагогической деятельности, направленной на формирование ответственного отношения учащихся к природной среде, теперь говорят об экологическом образовании и воспитании или об экологическом воспитании в широком смысле этого слова. Строго говоря, образование, направленное на овладение системой знаний и способов деятельности, и воспитание, направленное на овладение определенной системой ценностей, не могут осуществляться в отрыве друг от друга.

    Формирование  ценностных экологических  ориентации.

    Экологическое образование включает в себя осознание  школьниками разносторонней ценности природы как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека. Это касается в первую очередь материальных, практических потребностей, а также познавательных и эстетических. Ценностные свойства природы в последнее время приобретают экономическое значение, выраженное через стоимость ее ресурсов [12, стр. 144].

    Ценностные  ориентации как установки и мотивы деятельности предполагают осознание школьниками значения природы как универсальной ценности. Выделяются следующие мотивы: гражданско-патриотические основаны на желании приумножать богатства природы и связаны с чувством долга перед обществом по охране природы своей родины; гуманистические выражаются в стремлении проявить добро, сострадание по отношению к живому, желание защитить; эстетические проявляются в потребности сохранить красоту природной среды; научно-познавательные связаны с пониманием сложных связей общества, человека и природы, стремлением познавать ее законы; гигиенические исходят из понимания значения природы для здоровья человека и желания сохранить ее оптимальные биофизические и химические параметры; экономические основаны на признании природы как источника ресурсов для развития производительных сил общества, научно-технического прогресса.

    Н.А. Рыков дает каждому из мотивов  природоохранительной деятельности еще одно название, более простое, понятное и доступное для учащихся младшего и среднего - школьного возраста. Так, гражданско-патриотические мотивы для учащихся могут быть сформулированы в виде простого тезиса - «надо родине», гуманистические -«жалко», эстетические - «красиво», научно-познавательные - «интересно», экономические - «выгодно», гигиенические - «полезно для здоровья».

    Специфика экологических ценностных ориентации со-i стоит в их универсальности: они охватывают свойства природы с точки зрения не только практической, утилитарной ценности, но и познавательной, эстетической, нравственной, экономической. При этом субъективная оценка природы человеком не всегда совпадает с ее объективной ценностью.

    Система норм и правил отношения  к природе.

    Нормативные аспекты содержания экологического образования включают систему моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природе. Изучая основы наук, ученик должен осознать социальные и природные причины, которые диктуют определенные нормы и правила профессионального и индивидуального поведения в окружающей среде, Соблюдение этих норм и правил есть общественно необходимый акт, так как позволяет сохранить природу для будущих поколений [12, стр. 146].

    Нормы морали и нравственности по отношению  к природе тесно связаны с нормами права. Поэтому просвещение учащихся в области морали связано с правовым просвещением. Необходимо знакомить школьников с правовыми нормами природопользования, которые сформулированы в Конституции Республики Беларусь и в системе специальных законов, в том числе и в законе об охране и использовании животного мира. Важно, чтобы учащиеся знали правовые документы местных Советов народных депутатов по вопросам охраны и рационального использования окружающей природы.

    Освоение  познавательных, ценностных, нормативных  аспектов содержания экологического образования  предполагает вовлечение учащихся в разнообразную деятельность, что обеспечивает достижение обучающего, воспитывающего и развивающего эффектов экологического образования, формирование экологической ответственности.

    Умения  и навыки по изучению и охране окружающей природной среды.

    Они составляют важнейший компонент содержания экологического образования. Среди них особо следует выделить умение учащихся оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения двора, улицы, пришкольного участка, парка, леса и т.п. Можно использовать наблюдения учащихся во время экскурсий в природу, проведения полевого практикума, при выполнении общественно полезного труда, анализе литературных данных и т.п.

    Реальное  значение в жизни имеет и умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Здесь важная роль принадлежит умениям трех видов.

    Первый  вид умений связан с соблюдением  культуры личного поведения (например, не допускать отрицательных явлений в окружающей среде: вытаптывания, загрязнения бытовыми отходами, шума и т.п.).

    Второй  вид умений направлен на предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков других людей.

    Третий  вид умений связан с выполнением  посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления.

    Умения  и навыки по пропаганде современных проблем экологии и охраны природы в известной мере как бы завершают экологическое образование школьников, поскольку их осуществление в жизненных ситуациях требуют опоры как на широкие теоретические знания о среде и охране, так и на все практические навыки и умения, вошедшие в другие группы.

    Практическая  деятельность учащихся, как показатель сформированности их умений и навыков, условно выражается тремя уровнями: положительным, нейтральным и отрицательным. При положительном уровне отношения к природе у учащихся, как правило, уже сформированы основные нравственно-этические нормы правильного поведения в природе, и такого ученика можно считать в достаточной степени экологически культурным. Нейтральный уровень отражает безразличное отношение к окружающей природе и пассивное поведение ученика в случаях столкновения  с  безобразными  действиями  по  отношению   к природе. Отрицательный уровень - это брак в педагогической работе и означает, что у школьников не сформированы самые элементарные основы экологической культуры и они потенциально опасны для природы, так как способны причинить ей ущерб [12, стр. 147].

    Таким образом, экологически образованной личностью  можно назвать человека, который овладел суммой экологических знаний, определенными умениями и навыками и у которого выработано ответственное отношение к окружающему миру. 

    1.2 Необходимость экологических знаний в современном мире. 

    Осознание людьми угрозы экологического кризиса  было связано не только с ростом технической мощи общества, демографическим взрывом, но и с определённой степенью зрелости экологии как науки, с пониманием того, что её законы охватывают и всё человеческое общество в его отношениях к природе, со всеми формами его социальной и технической деятельности. Стало понятно, что всё то, что мы называем экологическими катастрофами, есть следствие нарушения человеком основных законов и условий функционирования живой природы. Стала происходить экологизация разных областей жизни, возникло множество пограничных научных и прикладных направлений на базе применения экологических подходов к другим областям знаний. Экология сейчас практикуется как форма самосознания человечества на современном этапе.

    Применительно к содержанию биологического образования  это означает глубокое изучение фундаментальных и прикладных проблем экологии в их взаимосвязи. Методически правильно поставленное изучение приводит учащихся к пониманию взаимосвязи живого вещества в биосфере. В ней нет лишней энергии, которую можно применять без последствий, и каждая использованная человеком единица энергии должна быть восстановлена и возвращена биосфере [11].

    Основные  правила природоиспользования должен знать каждый грамотный человек. Систематизация последствий неконтролируемого  и несогласованного с законами биосферы развития техники (производственные загрязнения воды, почвы, воздуха, нерациональное использование природных ресурсов, аварии и др.) позволяет школьникам ориентироваться в решении вопросов о предпочтительных направлениях развития современного производства, поможет сделать выбор среди альтернативных путей развития энергетики, сельского хозяйства, медицины и т.д.

    Школьный  курс биологии подводит базу под проблему экологизации производства, способствует подготовке будущего специалиста к  принятию обоснованных решений о структуре экономики. Экологически грамотный человек уже будет строить безотходное производство, уважая законы живой природы, соотнося с ними хозяйственную деятельность.

    Понимание закономерностей круговорота и  потока энергии в биосфере помогает предугадать последствия нерационального хозяйствования.

    Взаимосвязи причинного и целевого объяснения взаимодействия общества и природы – условие  развёртывания экологических знаний. Взаимодействие человека, общества и  природы происходит на базе связей в основном причинного характера, поэтому развитие знаний должно строиться на базе принципа детерминизма в сочетании с объяснением целей деятельности человека. Для этого эффективно могут быть использованы задания, требующие опоры на все функции причинности – объяснительную, прогностическую, обобщающую. Эта деятельность может развиваться и в процессе решения задач, например, типа мыслительного эксперимента – «что будет, если», процесс решения которых включает такие действия, как оценка ситуации, формулирование цели деятельности, цели управления, выбор решения на основе цели, оценки состояния и способов деятельности [8].

    Педагогически целесообразны познавательные задачи с использованием реальных ситуаций. Например, площадь охотничьего хозяйства 39 тыс. га. Численность лося определяется в 421 особь. Лесистость хозяйства 73%. Определить плотность поголовья лося (на 100 га), на сколько голов будет увеличиваться стадо при ежегодном приросте в 15%. Дать оценку плотности вида, если для этих лесов плотность поголовья лося должна составлять 3–5 особей на каждые 100 га. Как отражается на состоянии лесных посадок, кормовой базе и качестве стада такая плотность поголовья зверя? Выгодно ли экономически и желательно ли с точки зрения экологии дальнейшее увеличение численности лося? Предположите оптимальный вариант численности лося в данном хозяйстве.

Информация о работе Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике