Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность, содержание и формы воспитания экологической культуры учеников на уроках биологии.
Задачи исследования:
Изучение литературы по данной теме;
Анализ сущности и направлений экологического воспитания школьников на уроках биологии;
Изучить проблему актуальности и необходимости экологических знаний в современном мире;
Рассмотреть культурологический подход к преподаванию биологии в школе;
Разработать урок или мероприятие, направленное на воспитание экологической культуры учащихся.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Сущность и значение экологического воспитания на уроках биологии.
1.1. Сущность экологического воспитания школьников............................5
1.2 Необходимость экологических знаний в современном мире..............11
1.3. Использование культурологического подхода к преподаванию биологии в школе.................................................................................................14
Глава 2. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике.
2.1 Обобщающий интегрированный урок: ...Oxygenium... Oxygenium...сохраните........................................................................................18
2.2. Экологическое занятие по теме: "Биологическое разнообразие организмов"..........................................................................................................23
Заключение...................................................................................................31
Литература....................................................................................................32
В популяции морских котиков, лежбище которых находится на Командорских островах, с 1972 года уменьшается число котиков – секачей. Учёные предполагают два варианта решения восстановления численности самцов: 1) закрепить промысел на ряд лет с тем, чтобы после восстановления численности добывать 9–10% самцов данного поколения трёхлетнего возраста; 2) перейти на осенний промысел, добывать 3–4 месячных серых котиков. Добыча может достигать 30% общего числа детёнышей или 60% всех самцов. Цель – проанализировать каждый из предлагаемых вариантов и дать им оценку с позиции оптимизации отношений человека к популяции этих животных. Решение задачи предполагает привлечение знаний о кочевом образе жизни, разорванном ареале, полигамии, оптимальном числе самок, пищевых связях, динамике численности [12].
Экологическим
кризисом ученые называют напряженное
состояние взаимоотношений
Таблица № 1. Антропогенные факторы среды (по И. Д. Звереву)
|
Взаимосвязи общества и природы наиболее полно и обобщенно раскрываются через знания об охране природы. В нашей стране охрана природы направлена на обеспечение рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов.
При обучении биологии дети осваивают научные основы таких мер по охране природы, которые направлены на сохранение генофонда биосферы, связаны с оценкой состояния популяций и их использования человеком, с защитой окружающей природной среды от загрязнения [9].
Наилучшие
условия для практического
Например. В два аквариума с пресной водой (контрольный и экспериментальный) помещены животные разных видов (рыбы, водные растения, моллюски). Сначала учащиеся описывают видовой состав, общую биомассу, первичную продукцию. Затем в обоих аквариумах имитируем «вспашку» и внесение удобрений. Через некоторое время численность одних видов быстро возрастает, общее разнообразие быстро падает, резко возрастает отношение первичной продукции к биомассе. Эти результаты служат хорошей аналогией того, что происходит в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Ясно, что неразумная деятельность человека в биосфере в целом приводит к её деградации.
Очевидна
необходимость и
В
процессе развития умений и навыков
самостоятельного исследования укрепляется
взаимосвязь интеллектуального
и эмоционального начал познания. В
итоге рождается важнейшее свойство личности
– убеждённость, которая упирается на
личный опыт ученика, успешнее осмысливаются
нравственные и правовые основы поведения
человека в окружающей природной среде.
1.3. Использование
культурологического подхода к преподаванию
биологии в школе.
В современном мире происходят существенные изменения ценностных основ взаимодействия общества и природы. По мере усиления негативного воздействия на природу возрастает и степень человеческой ответственности за нее, которая достигла в настоящее время той стадии, когда правомерно говорить о ее моральном статусе.
В период модернизации содержания образования, когда идеи гуманизации и гуманитаризации, выбора и ответственности стали особенно определяющими, естественным образом на передний план вышла проблема взаимозависимости и взаимоответственности человека и природы.
Решение
вышеназванных проблем
Смысл культурологического подхода к преподаванию биологии в современной школе заключается в подготовке информированного, компетентного, осознающего себя в общекультурном контексте, готового продолжить образование и действовать в новых социально – экономических условиях выпускника. При этом основной акцент делается на такие человеческие ценности, как жизнь и здоровье, достоинства человека, свобода личности и естественное право человека быть хозяином своей судьбы, осознающего меру морально–нравственной ответственности за свой выбор и за свои деяния.
Реализация культурологического подхода в преподавании биологии, как один из вариантов ответа на современную социокультурную ситуацию в современном мире, предполагает сочетание следующих факторов: общей структуры учебного плана школы; содержания образовательных программ; системы понятий и теорий биологии как науки; ее место и роль в культуре; интересы и потребности школьников и т.д., что определяет возможные варианты структуры курса школьной биологии и методических подходов к ее изучению [15].
В этом случае целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их применения в различных областях материальной или духовной культуры.
Для осуществления указанной цели создается образовательная программа на основе программы Д.Д.Утешинского, которая соответствует культурологическому направлению преподавания биологии в школе.
В основу реализуемой образовательной программы положены научные, нормативные аспекты, включающие систему моральных и правовых принципов, норм и правил взаимодействия человека, природы, общества, ценностные ориентации, раскрывающие единство нашей планеты и биосферы, понимание природы как универсальной ценности.
Это
содержание раскрывается и наиболее
успешно реализуется через
Таким образом, биологическое образование, отражая структуру культуры, включает не только знания о мире и способах деятельности, но и опыт творческого поиска, эмоционально – ценностного отношения к миру и друг другу.
Подобно тому, как мы обычно используем в системе уже утвердившиеся в методике преподавания биологии методы и приемы обучения, планируем включение в уроки тех или иных элементов, которые способствуют эмоциональному настрою учащихся. В конечном счете все это укрепляет любовь к родной земле, рождает чувство патриотизма, гуманизма, развивает эстетические взгляды и художественный вкус школьников.
На наш взгляд, особенно широкие возможности в этом плане заложены в содержании тем “Биоценозы и биогеоценозы”, “Природные ресурсы и их использование”, “Последствия художественной деятельности человека для окружающей среды”, “Охрана природы и основы рационального природопользования”, “Окружающая среда и здоровье человека”, “Современное состояние природной среды” и т.д [20].
Приведем несколько примеров включения в уроки таких элементов. Начиная крупную тему, подбираем к ней эпиграф, своеобразный девиз. Так, девизом всех уроков по теме “Биосфера и человек ” мы выбрали слова.
… Давай пройдемся медленно по лугу
И “ Здравствуй ” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Такой девиз – ключ к пониманию ребятами этой темы с позиции ответственности человечества в целом и каждого отдельного человека за судьбы нашей планеты, природы нашей страны (загрязнение атмосферы, вод, порча земли, незаконная добыча животных, и растений, незаконная охота, порубка деревьев и кустарников и т.д.).
К первому уроку по теме “Основы экологии” подходит: “Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету” (слова Антуан де Сент–Экзюпери).
Проводя урок, в котором рассматриваем вопросы взаимосвязи природы и общества, проблемы охраны природной среды, предпосылаем слова К.Маркса: “Культура, – если она развивается стихийно, а не направляется сознательно..,– оставляет после себя пустыню”.
Использование таких приемов помогает создать проблемную ситуацию в начале урока, которая вызывает эмоциональный настрой учащихся по решению задач урока, что способствует более заинтересованному, серьезному отношению учащихся к содержанию темы. А в конце урока – как завершающий аккорд:
“Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство…” (В.А. Сухомлинский).
Совершенствование
человека происходит, прежде всего, через
передачу необходимых качеств от
человека к человеку, от поколения
к поколению посредством
Культурологический
подход направлен на способность
человека использовать знания как ценность,
нацеливает учащихся на получение знаний,
их рефлексивное осмысление. Одним
из важнейших положений
Реализация
культурологического подхода к
преподаванию биологии позволяет достичь
высокой продуктивности образовательного
процесса и создает условия для
успешного воспитания экологической культуры
ребенка.
Информация о работе Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике