Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить сущность, содержание и формы воспитания экологической культуры учеников на уроках биологии.
Задачи исследования:
Изучение литературы по данной теме;
Анализ сущности и направлений экологического воспитания школьников на уроках биологии;
Изучить проблему актуальности и необходимости экологических знаний в современном мире;
Рассмотреть культурологический подход к преподаванию биологии в школе;
Разработать урок или мероприятие, направленное на воспитание экологической культуры учащихся.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Сущность и значение экологического воспитания на уроках биологии.
1.1. Сущность экологического воспитания школьников............................5
1.2 Необходимость экологических знаний в современном мире..............11
1.3. Использование культурологического подхода к преподаванию биологии в школе.................................................................................................14
Глава 2. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике.
2.1 Обобщающий интегрированный урок: ...Oxygenium... Oxygenium...сохраните........................................................................................18
2.2. Экологическое занятие по теме: "Биологическое разнообразие организмов"..........................................................................................................23
Заключение...................................................................................................31
Литература....................................................................................................32

Файлы: 1 файл

воспитание экологической культуры учащихся на уроках биологии 2.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

    В популяции морских котиков, лежбище  которых находится на Командорских островах, с 1972 года уменьшается число  котиков – секачей. Учёные предполагают два варианта решения восстановления численности самцов: 1) закрепить промысел на ряд лет с тем, чтобы после восстановления численности добывать 9–10% самцов данного поколения трёхлетнего возраста; 2) перейти на осенний промысел, добывать 3–4 месячных серых котиков. Добыча может достигать 30% общего числа детёнышей или 60% всех самцов. Цель – проанализировать каждый из предлагаемых вариантов и дать им оценку с позиции оптимизации отношений человека к популяции этих животных. Решение задачи предполагает привлечение знаний о кочевом образе жизни, разорванном ареале, полигамии, оптимальном числе самок, пищевых связях, динамике численности [12].

    Экологическим кризисом ученые называют напряженное  состояние взаимоотношений между  человечеством и природой. Обострение экологических ситуаций вызывается мощным развитием производительных сил при недостаточной заботе об относительной устойчивости биосферы. Новый элемент содержания биологического образования в школе – понятие антропогенных факторов – будет более глубоко усвоен учащимися при условии, если виды воздействия человека будут представлены и классифицированы по характеру изменений, последствий и результатов. Например.

                 Таблица № 1. Антропогенные факторы среды (по И. Д. Звереву)

Деятельность  человека Последствия деятельности Результат
Загрязнение (физическое, химическое, биологическое) Изменение химического, физического состояния воды, воздуха, почвы Нарушение свойство среды, изменение направления и  скорости естественного отбора
Расселение Появление популяций  нового вида в сообществе Изменение характера борьбы за существование
Урбанизация Изменение природных  ландшафтов Исчезновение  и смена природных сообществ

    Взаимосвязи общества и природы наиболее полно  и обобщенно раскрываются через  знания об охране природы. В нашей  стране охрана природы направлена на обеспечение рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов.

    При обучении биологии дети осваивают научные  основы таких мер по охране природы, которые направлены на сохранение генофонда  биосферы, связаны с оценкой состояния популяций и их использования человеком, с защитой окружающей природной среды от загрязнения [9].

    Наилучшие условия для практического усвоения основ экологии являются занятия  моделирования экологических систем в компьютерном классе.

    Например. В два аквариума с пресной водой (контрольный и экспериментальный) помещены животные разных видов (рыбы, водные растения, моллюски). Сначала учащиеся описывают видовой состав, общую биомассу, первичную продукцию. Затем в обоих аквариумах имитируем «вспашку» и внесение удобрений. Через некоторое время численность одних видов быстро возрастает, общее разнообразие быстро падает, резко возрастает отношение первичной продукции к биомассе. Эти результаты служат хорошей аналогией того, что происходит в экосистемах под влиянием деятельности человека.

    Ясно, что неразумная деятельность человека в биосфере в целом приводит к  её деградации.

    Очевидна  необходимость и целесообразность заповедного дела в разнообразных  её формах, обеспечение воспроизводства  и расселения популяций, создание банка генов и широкое развитие селекции. При изучении охраняемых территорий необходимо показать не только её экологическую необходимость и целесообразность, но и социальную сущность. Учащиеся должны понимать, что создание заповедников имеет смысл при условии сохранения их в неприкосновенных в течение жизни нескольких поколений людей, иначе ценность их теряется [10].

    В процессе развития умений и навыков  самостоятельного исследования укрепляется  взаимосвязь интеллектуального  и эмоционального начал познания. В итоге рождается важнейшее свойство личности – убеждённость, которая упирается на личный опыт ученика, успешнее осмысливаются нравственные и правовые основы поведения человека в окружающей природной среде. 

1.3. Использование культурологического подхода к преподаванию биологии в школе. 

    В современном мире происходят существенные изменения ценностных основ взаимодействия общества и природы. По мере усиления негативного воздействия на природу  возрастает и степень человеческой ответственности за нее, которая достигла в настоящее время той стадии, когда правомерно говорить о ее моральном статусе.

    В период модернизации содержания образования, когда идеи гуманизации и гуманитаризации, выбора и ответственности стали  особенно определяющими, естественным образом на передний план вышла проблема взаимозависимости и взаимоответственности человека и природы.

    Решение вышеназванных проблем осуществляется в контексте культурологического  подхода. Культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности: являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально – гуманистическую программу и предопределяет направленность преподавания биологии в современной школе, ее ценностных оснований.

    Смысл культурологического подхода к преподаванию биологии в современной школе заключается в подготовке информированного, компетентного, осознающего себя в общекультурном контексте, готового продолжить образование и действовать в новых социально – экономических условиях выпускника. При этом основной акцент делается на такие человеческие ценности, как жизнь и здоровье, достоинства человека, свобода личности и естественное право человека быть хозяином своей судьбы, осознающего меру морально–нравственной ответственности за свой выбор и за свои деяния.

    Реализация  культурологического подхода в  преподавании биологии, как один из вариантов ответа на современную  социокультурную ситуацию в современном  мире, предполагает сочетание следующих  факторов: общей структуры учебного плана школы; содержания образовательных программ; системы понятий и теорий биологии как науки; ее место и роль в культуре; интересы и потребности школьников и т.д., что определяет возможные варианты структуры курса школьной биологии и методических подходов к ее изучению [15].

    В этом случае целью биологического образования  является подготовка биологически и  экологически грамотного человека, который  должен понимать значение жизни как  наивысшей ценности, уметь строить  свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их применения в различных областях материальной или духовной культуры.

    Для осуществления указанной цели создается  образовательная программа на основе программы Д.Д.Утешинского, которая соответствует культурологическому направлению преподавания биологии в школе.

    В основу реализуемой образовательной  программы положены научные, нормативные  аспекты, включающие систему моральных  и правовых принципов, норм и правил взаимодействия человека, природы, общества, ценностные ориентации, раскрывающие единство нашей планеты и биосферы, понимание природы как универсальной ценности.

    Это содержание раскрывается и наиболее успешно реализуется через развертывание  тем раздела “Мир живых организмов”, “Отделы растений” (6-ой кл.), “Разнообразие и классификация живых организмов” (7-ой кл.), “Место человека в системе органического мира”, “Происхождение человека” (8-ой кл.), “Основы экологии”, “Биосфера и человек” (9–11-й кл.).

    Таким образом, биологическое образование, отражая структуру культуры, включает не только знания о мире и способах деятельности, но и опыт творческого поиска, эмоционально – ценностного отношения к миру и друг другу.

    Подобно тому, как мы обычно используем в  системе уже утвердившиеся в методике преподавания биологии методы и приемы обучения, планируем включение в уроки тех или иных элементов, которые способствуют эмоциональному настрою учащихся. В конечном счете все это укрепляет любовь к родной земле, рождает чувство патриотизма, гуманизма, развивает эстетические взгляды и художественный вкус школьников.

    На  наш взгляд, особенно широкие возможности  в этом плане заложены в содержании тем “Биоценозы и биогеоценозы”, “Природные ресурсы и их использование”, “Последствия художественной деятельности человека для окружающей среды”, “Охрана природы и основы рационального природопользования”, “Окружающая среда и здоровье человека”, “Современное состояние природной среды” и т.д [20].

    Приведем  несколько примеров включения в  уроки таких элементов. Начиная крупную тему, подбираем к ней эпиграф, своеобразный девиз. Так, девизом всех уроков по теме “Биосфера и человек ” мы выбрали слова.

    … Давай пройдемся медленно по лугу

    И “ Здравствуй ” скажем каждому  цветку.

    Я должен над цветами наклониться

    Не  для того, чтоб рвать или срезать,

    А чтоб увидеть добрые их лица

    И доброе лицо им показать.

    Такой девиз – ключ к пониманию ребятами этой темы с позиции ответственности  человечества в целом и каждого  отдельного человека за судьбы нашей планеты, природы нашей страны (загрязнение атмосферы, вод, порча земли, незаконная добыча животных, и растений, незаконная охота, порубка деревьев и кустарников и т.д.).

    К первому уроку по теме “Основы  экологии” подходит: “Есть такое  твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету” (слова Антуан де Сент–Экзюпери).

    Проводя урок, в котором рассматриваем  вопросы взаимосвязи природы  и общества, проблемы охраны природной  среды, предпосылаем слова К.Маркса: “Культура, – если она развивается стихийно, а не направляется сознательно..,– оставляет после себя пустыню”.

    Использование таких приемов помогает создать  проблемную ситуацию в начале урока, которая вызывает эмоциональный  настрой учащихся по решению задач урока, что способствует более заинтересованному, серьезному отношению учащихся к содержанию темы. А в конце урока – как завершающий аккорд:

    “Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет  благородство…” (В.А. Сухомлинский).

    Совершенствование человека происходит, прежде всего, через  передачу необходимых качеств от человека к человеку, от поколения  к поколению посредством культуры и образования. Новые подходы  к образованию требуют воспитания Человека, осознавшего себя частью Вселенной.

    Культурологический  подход направлен на способность  человека использовать знания как ценность, нацеливает учащихся на получение знаний, их рефлексивное осмысление. Одним  из важнейших положений культурологического  подхода к образованию является продуктивное обучение, когда создаются условия для творчества ребенка, в процессе которого он сам выбирает ценности, нормы, знания и образцы. У ребенка возникает интерес к учению, так как он видит реальный результат своих достижений. Содержание биологии открывает широкие возможности для творческой работы учащихся, так как в материал включаются различные теории, точки зрения ученых. Например, при изучении темы “Развитие органического мира” учащиеся анализируют различные версии и теории ученых и приходят к пониманию того, что именно это огромное многообразие мнений и создает в конечном тоге истину. Во всем этом многообразии жизни дети смогут ориентироваться только тогда, когда они получат не только знания, но и практический опыт, пережитый ими в культурной практике [16].

    Реализация  культурологического подхода к  преподаванию биологии позволяет достичь  высокой продуктивности образовательного процесса и создает условия для  успешного воспитания экологической культуры ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экологическое воспитание школьников на уроках биологии в школьной практике