Роль игр в экологическом воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………….2
Цель экологического воспитания…………………………………………...4
Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей……....11
Заключение…………………………………………………………………..17
Литература…………………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

— 35.55 Кб (Скачать)

       1

Оглавление……………………………………………………………………1

Введение…………………………………………………………………………………………………….2

Цель экологического воспитания…………………………………………...4

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей……....11

Заключение…………………………………………………………………..17

Литература…………………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

                                                           2

Введение 

Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании  дошкольников речь не шла. В настоящее  же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически  все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские  конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются  в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились  педагоги-экологи.

Дошкольное учреждение уже сегодня  призвано проявить настойчивость в  воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как  объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая  задача дошкольного учреждения в  настоящее время. Сейчас очень много  экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это  происходит оттого, что детский сад  всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая  ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни .

                                                             3

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок  выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу  близких и знакомых людей, осознанно  ориентироваться в окружающем предметно-природном  мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей .

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между  предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления  от жизненных явлений в образах  игры, дети испытывают эстетические и  нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           4

Цель экологического воспитания.     

 Цель экологического воспитания  достигается по мере решения  в единстве следующих задач:

-    образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

-    воспитательных- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-     развивающих- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие  стремления к активной деятельности по охране окружающей  среды: интеллектуального( способности к анализу экологических  ситуаций),эмоционального(отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного( воли и настойчивости).

Было выявлено, что воспитание в  широком смысле рассматривается  многими учеными-педагогами как  общественное явление, передача социального  опыта одного поколения людей  – другому. Однако, природная среда  не менее, чем социум, содержит в себе развивающий, воспитывающий потенциал, реализация которого происходит не только, условно говоря, « при посредничестве» социума, но и в процессе индивидуального взаимодействия личности с природным окружением.    

 Процесс экологического воспитания  в широком смысле – это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа культуры  взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды

                                                               5

(включая целенаправленный педагогический  процесс) и внутренней природы  человека.    

 В широком смысле процесс  экологизации человека выступает более емким понятием относительно процесса его социализации, что объективно обусловлено вторичностью человека и общества относительно природы.    

 Однако, следует заметить, что только благодаря процессу  социализации экологическая культура формируется как качественное новообразование личности, ибо личность – понятие социального происхождения.     

 Под экологической культурой мы понимаем  часть общей культуры – совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоцианально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой). Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребенка.    

 Понятие экологической культуры – комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Это понятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания.

 

                                                             6    

 Учитывая непрерывный характер  развития личности, необходимость  придания педагогическому процессу  целостного характера, мы считаем  целесообразным в качестве целевой  установки определить развитие  экологической культуры личности  и в процессе образования, и  воспитания. При этом каждый из  рассматриваемых процессов не  может выступать достаточным,  но является необходимым условием  эффективности развития экологической  культуры.    

 Соотношение понятий «образование»  и воспитание остается в педагогике  дискуссионной проблемой. На уровне  целенаправленных педагогических  воздействий «экологической образование»  и «экологическое воспитание»  - равноценные и самоценные категории,  имеющие свою специфику и играющие  особую роль в развитии экологической  культуры личности.    

 Экологическое воспитание –  целенаправленное воздействие на  духовное развитие детей, формирование  у них ценностных установок,  нравственно-экологической позиции  личности, умение и навыков экологически  обоснованного взаимодействия с  природой и социумом.    

 Экологическое образование  – целенаправленное воздействие  на формирование мировоззрения,  осознанного отношения к окружающему,  формирование экологических знаний, умений, навыков.    

 

Развитие экологической культуры личности – результат широкого процесса экологизации личности – становление ее сущностных сил, обеспечивающее экологически обоснованное взаимодействие с окружающим.

                                                             

                                                          7   

 Исходя из выше сказанного  понятия «экологическое воспитание»  и «воспитание экологической  культуры» можно рассматривать  как тождественные при условии  установки экологического воспитания  на развитие экологической культуры.     

 Следует также остановиться  на взаимосвязи процессов экологического  воспитания и образования. Заметим,  что специального внимания заслуживают  вопросы экологического воспитания  в процессе образования и, напротив, экологического образования в  воспитательном процессе. В первом  случае важно проследить логическую  взаимосвязь воспитательной работы  с образовательными программами,  обеспечить взаимосвязь содержания  учебного процесса с деятельностью  младших школьников во внеурочное  время. Во втором – обеспечить  решение воспитательных задач  в процессе изучения детьми  основ экологии.    

 Специфика процесса экологического  воспитания объективно обусловлена  ориентированностью его на окружающую  среду. Ориентация на внешний  мир выступает ведущей относительно  внутреннего мира, а возникающие  противоречия между внутренней  сущностью личности (интересами, потребностями  и  другое) и необходимостью соизмерения «внутреннего» с «внешним» окружением, включая природную среду, - мощной специфической движущей силой процесса экологического воспитания.    

 Данное противоречие характерно  для всех уровней процесса  экологического воспитания. Обострения  глобальных экологических проблем  выступило сегодня в острейшее  противоречие с потребительской  культурой населения планеты  и стимулирует человечество к  соизменению, переориентации, поиску новых принципов взаимодействия с окружающим.

 

                                                                8    

 Специфическими движущими силами  процесса экологического воспитания  младших школьников выступают  противоречия между многообразием  окружающего мира и небольшим  опытом по взаимодействию с  ним, знаний  о явлениях окружающей жизни. Этим противоречием, наиболее острым в период дошкольного детства младшего и школьного возраста обусловлена та интенсивность, с которой в рассматриваемый период происходит накопление личного опыта, познавательная активность ребенка.

Специфической движущей силой процесса экологического воспитания ребенка, является противоречие между преимущественно  негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок  приобретает «стихийно», и знаниями, ценностями, предлагаемыми ему в  целенаправленном педагогическом процессе. Обострение данного противоречия является особенностью нашего времени, конкретно-исторической, экологической ситуации, сложившейся  как в нашей стране, так и  в масштабах всей планеты..    

 Процесс экологического воспитания  дошкольников, характеризуется противоречием между интенсивностью освоения ребенком окружающего мира, накопления личного опыта и эффективностью целенаправленных  воздействий. Последние, как правило, отступают на второй план перед «стихийным» влиянием окружающей среды.    

 Процесс освоения ребенком  окружающего мира, как и процесс  развития личности, является непрерывным  и, как уже было отмечено, отличается  своей  интенсивностью. В связи с этим в экологическом воспитании дошкольников особо важен принцип «опережающего педагогического воздействия», лишь следуя которому возможно обеспечить ребенку позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой и «удержать» в

                                                             9

системе целенаправленных воздействий. Принцип «опережения» должен распространятся и на содержание процесса, и формы организации деятельности детей.

Важнейшей закономерностью процесса экологического воспитания дошкольников, выступающей следствием происходящего в данном возрасте осознанного восприятия окружающего мира, является постепенное преодоление ребенком мифологического мироощущения, выделение природы и самого себя как самостоятельных объектов и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой. При этом интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода.

Исследователями в области экологии и охраны природы разработаны  основные принципы и технологии экологически целесообразного взаимодействия человека с природной средой и ее отдельными элементами.

Экология как форма общественного  сознания является частью биологической  науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны  и флоры, их представителей между  собой и с окружающей средой.

Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе  и предотвращении нарушений  биологического взаимодействия и равновесия.

Информация о работе Роль игр в экологическом воспитании