Роль игр в экологическом воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………….2
Цель экологического воспитания…………………………………………...4
Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей……....11
Заключение…………………………………………………………………..17
Литература…………………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

— 35.55 Кб (Скачать)

Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому  человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлено 

                                                                10

необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

Экологическое сознание включает в  себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере  их обитания и в целом в окружающей среде.

. Его составной частью являются  эстетические чувства и экологическая  ответственность. В состав экологического  сознания входят волевые устремления  человека, направленные на охрану  природы, на активную борьбу  с нарушителями законодательства  об охране окружающей среды.

Помочь детям увидеть  своеобразие и тайну жизни  растений и животных, понимать красоту  родной природы и бережно относиться ко всему живому - является целью  экологического образования дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          11

Игры с правилами и  их роль в экологическом воспитании детей

Игра - это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.

Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет ( зоопарк, ферма, цирк и т.п.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

  1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
  2. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
  3. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Трудно переоценить вклад  игры в развитие ребенка, в том  числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными  и растениями, взаимодействовать  с предметами неживой природы, усваивает  сложную систему отношений с  окружающей средой.

В игре ребенку предоставляется  возможность решить множество проблем  без утомления, перенапряжения, эмоциональных  срывов. Всё происходит легко,

                                                            12

естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного  интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьёзную  проблему для детей дошкольного  возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а так  же таких нравственных норм, как  ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти  нормы лучше всего в игровой  деятельности. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая  их действия и состояние, ребенок  проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у  детей экологической этики.

Так, играя в игру «Зимующие  птички» дети знакомятся с важными  экологическими закономерностями: влияние  количества и доступности корма  на поведение и образ жизни  зимующих птиц; а зимующих насекомых  – от надежности их укрытия в  убежищах. Ребенок, исполняющий роль птички, должен в течение определенного  времени найти и собрать необходимое  количество пищи. Такие игры способствуют развитию экологического мышления, понимания  того, что «все в природе взаимосвязано». Этот способ дидактической игры позволяет  наглядно и убедительно продемонстрировать детям такие экологические закономерности, объяснить суть которых другим способом весьма затруднителен.

Дети любят играть, они  с удовольствием по многу, раз  обращаются к знакомым играм, игровым  сюжетам. Поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения  и не догадываясь, что на самом  деле они будут учиться. Ребенок  действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения. Если младшие дети способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему

                                                            13

виду, то старшие дети могут  сравнивать объекты природы, классифицировать по признакам, оценивать состояние  животного, растений, деятельности человека в природе, воссоздавать образ по части. Обучающие игры природоведческого  и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Дошкольный возраст считается  классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает  наиболее развитую форму особый вид  детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические  качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов  – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению  к окружающему миру заложены в  играх, прежде всего дидактических.

Чем разнообразнее по содержанию игровые  действия, тем интереснее и эффективнее  игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и  особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и  другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач  и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как  ее

                                                           14

участник. Игра требует от ребенка  включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все  обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей  ситуации, из которой надо правильно  выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного  обучения, - ребенок учится играя .

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают  свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких  играх целесообразно применять  наглядный художественно оформленный  материал, придумывать интересные игровые  моменты, действия, занять всех детей  решением единой задачи .

Развить положительные эмоции по отношению  к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у  ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам  движений и игровым упражнениям  проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок  должен воспроизвести знакомые ему  образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях  и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной  экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической  игре, есть два начала: учебное –

                                                            15

познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную  значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах  природных объектов становятся более  осознанными и прочными.

Игры необходимо подбирать с  учетом закономерностей развития детей  и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

Игра должна давать ребенку возможность  применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать  к усвоению новых.

Содержание игры не должно противоречить  экологическим знаниям, формируемым  в процессе других видов деятельности.

Игровые действия должны производиться  в соответствии с правилами и  нормами поведения в природе.

Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольника, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Критерием сформированности  ответственного отношения к  окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие  основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть  неповторимость и целостность не только определенного живого

 

                                                             16

организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности  и неповторимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              17

Заключение

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской  деятельности, музыки, изобразительной  деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации  самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

При использовании игр и игровых  ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более  внимательными. Они с интересом  слушают рассказы о животных и  растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

На этапе дошкольного детства  складывается начальное ощущение окружающего  мира: ребенок получает эмоциональное  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической  культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей  проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

 

 

 

                                                        18

Литература:

1,Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

2,Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.

3,Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

4,Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с.

5,С.Н. Николаева. «Эколог в детском саду» – программа повышения квалификации дошкольных работников. Москва, 2002г

6,Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.

7,Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.

8,Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил.

9,Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.

10,Л.М. Потапова. «Популярное пособие для педагогов и родителей «Детям о природе, экология в играх». Ярославль, 2000г.


Информация о работе Роль игр в экологическом воспитании