Экологическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 11:26, реферат

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.

Файлы: 1 файл

Экологическое воспитание.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

3.       Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном,  региональном,  локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности,  достигнутое усилиями детей.

 

2.3. Задачи и содержание курса «ознакомление с окружающим миром»

«Ознакомление с окружающим миром» – предмет синтетический, включающий элементарные сведения о природе, труде людей. В содержании курса отражены два основных направления:

1.       Ознакомление с явлениями общественной жизни людей и их трудом, воспитание культуры поведения.

2.       Знакомство с природой в непосредственном общении с ней, формирование элементарных представлений о предметах и явлениях природы, воспитание ответственного отношения к ним, культуры поведения в природе, организация посильной деятельности по ее охране.

В ходе знакомства с окружающим миром у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном и природном окружении; дети накапливают социально-нравственный жизненный опыт, учатся правилам поведения.

В содержании курса большое место занимает природоведческий материал. В процессе общения с природой в сознании ребенка на основе чувственного опыта формируются знания об окружающем мире. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей действенное отношение к природе. С этой целью детей необходимо приучать к посильному труду на огороде, в цветнике, уголке живой природы, уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Ведущим методом ознакомления детей с окружающим миром является наблюдение. Кроме наблюдений используются беседы, рассказы, дидактические игры, экскурсии.

Постоянное внимание  воспитателя к  раскрытию  экологических связей значительно повышает интерес детей к предмету. При описательном  же  изучении курса интерес у дошкольников постепенно снижается,  это происходит неизбежно,  даже в том случае,  если педагог привлекает занимательные факты,  загадки, пословицы и т.д.,  поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при ознакомлении с окружающим миром раскрываются разнообразные и достаточно  сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается,  познавательные задачи,  поставленные  перед ребенком, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.  Причем, человек рассматривается как часть природы,  он существует внутри природы и неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется,  прежде всего, в той многообразной роли,  которую природа играет в  материальной и духовной жизни людей.  Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь  может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха,  воды,  уничтожение  растений, животных  и  другое).  Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом  содержания  курса «Ознакомление с окружающим миром».

              Таким образом, связь между воспитанием экологического отношения к природе и ознакомлением с окружающим миром очевидна. При ознакомлении с окружающим миром обязательным считается раскрытие взаимосвязей между всеми живыми и неживыми существами в природе. А понятие экологии включает в себя этот же аспект.

 

 

2.4. Методы и формы экологического воспитания.

                 Содержание экологического воспитания усваивается детьми в их основной деятельности: игра формирует опыт принятия целесообразных  решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

                 На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые

анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические  ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используется метод наблюдения, далее воспитатель с помощью беседы, разъяснений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

                 На этапе формирования экологической проблемы особую  роль

приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствуя проявлению  личного  отношения детей к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

Игровая деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельно­сти и поэтому является универсальной. Особен­но важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответ­ственности за состояние родной природы.

При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятель­ности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Среди традиционных массовых форм натура­листической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карна­вал и др.). Содержание натуралистических празд­ников может быть различным, но принципы ор­ганизации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на все­стороннее развитие дошкольников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и на­долго запечатлелся в памяти всех его участни­ков. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью долж­на проходить через композицию всякого нату­ралистического дела.

Желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично вклю­чать в экскурсии, прогулки, в кружковые за­нятия. Удачным сочетанием игровой и познава­тельной деятельности дошкольников являются игры-экскурсии.

Игра-путешествие. Старт игры обычно проводится в театрализованной форме, напри­мер лесной царь Берендей может пригласить ребят в гости в сказочный лес. На пути старшие школьники встречают различные препятствия, которые надо преодолеть. Каждый последующий игровой пункт принимает только тех участников, которые выполнили предыдущие задания. Всех ребят, прошедших испытания, Берендей встречает на поляне чаем и черничным пирогом.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности ребят. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая  друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание, творческое развитие каждого ребенка.                                                                                                                                                    В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.                                                                                        

              Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития дошкольников, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

              Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

              Развитию ценностных  ориентацией способствует выполнение практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой.  На их основе у детей вырабатывается привычка правильно,  критически оценивать свое поведение в  природе, поступки других людей,  выбрать линию поведения,  соответствующую законам природы и общества. 

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала,  с учетом преемственности,  постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

   Второе непременное условие - надо активно вовлекать детей в посильные для них практические дела по  охране местных природных ресурсов.  Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых  растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

 

3. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром

3.1. Учебная тропа

              Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Остается лишь организовать занятия по ознакомлению с окружающим миром таким образом, чтобы это способствовало развитию экологического отношения детей к природе.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятель­ности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учеб­ного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях при­родная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направля­ющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также поле­вого практикума.

Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель соз­дания тропы заключается в обучении и воспитании по­сетителей. С одной стороны, задачей тропы является своеобраз­ный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у эк­скурсантов элементарных сведений об объектах, процес­сах и явлениях окружающей природы. С другой сторо­ны, задача экскурсоводов и проводников— научить сво­их слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической куль­туры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к  природе.             

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического соче­тания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

Часто орга­низуют тропы в окрестностях школ, садов, пионерских лаге­рей, где они создаются силами самих детей. Та­кие маршруты получили название учебных экологичес­ких троп. Сам процесс создания и последующего ис­пользования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подт­верждает и многолетний практический опыт. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников дает педаго­гам возможность создавать различные жизненные ситуа­ции, решение которых требует от ребят творческо­го подхода, активной деятельности. Задания по изуче­нию и оценке состояния окружающей среды в зоне тро­пы побуждают детей не только использовать свои зна­ния из разных областей жизни, но и — самое важ­ное — принять посильное участие в трудовых природо-охранительных делах. Самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важней­шее качество личности — убежденность, которая опира­ется не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки эколо­гически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

 

3.2. Практический опыт использования «экологической тропы» в дошкольном учреждении

Данная методическая разработка была сделана с целью иллюстрации того, каким образом ознакомление детей старшего дошкольного возраста может способствовать воспитанию экологического отношения к природе.

Паспорт

Местонахождение: г. Новосибирск, детский сад № 35 «Кораблик»

Задачи учебной тропы: просвещение, обучение и воспитание детей в духе бережного отношения к природе.

Краткое описание маршрута: тропа идет по территории детского сада, состоит из участков – деревья леса, деревья и кустарники сада, редкие растения, зеленая аптека, участки для труда и отдыха детей. Тропа оформлена планшетами.

Исторические сведения об окружающей среде: территория до строительства детского сада была березовой рощей. Часть берез во время строительства была сохранена. Часть деревьев и кустарников посажена во время строительства детского сада: береза, клен, рябина, черемуха, яблонька дикая, лиственница, сосна, спирея, барбарис, сирень.

Информация о работе Экологическое воспитание