Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 11:26, реферат
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.
«Санитары леса»
Цель: Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представления об их роли для здоровья леса.
Ход занятия.
Старичок - лесовичок | Дети |
Хотите ли вы узнать, как живут муравьи, чем занимаются, о пользе, которую приносят они нашему лесу.
Муравьи очень интересные насекомые. Они строят себе жилище из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек. Жилище их не простое: в нем много входов и выходов, камер и коридоров. Муравьи ведет активный образ жизни: с ранней весны до поздней осени. Они обладают завидным трудолюбием и большой выносливостью. Один крохотный муравьишка может перемещать груз, по весу превышающий его собственный.
А кто главный враг муравья?
Кабаны и человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить: муравейник - залог здоровья леса, не разрушайте его и не позволяйте делать это другим. Лучше понаблюдайте за муравьями - одним из чудес природы, и вы увидите какие они труженики.
Чтение рассказа Л.Н. Толстого "О муравьях" Что интересного вы узнали из рассказа о муравьях? Как муравьи поняли, где стоит варенье? Что сделал муравей чтобы рассказать другим муравьям об этом? Домашнее задание: найти загадки о муравьях. |
|
Заключение
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Вопросами экологического воспитания и воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом помогают уроки не традиционной формы: например игры. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия детей в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
Библиографический список
1. Большая энциклопедия природы для детей. М.: гриф-фонд Межкнига, 1994.
2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1993.
4. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада./сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. М.: Просвещение, 1983.
5. Градобоева Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней.//Дошкольное воспитание, № 1, 1993.
6. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания. М. : Знание, 1986.
7. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.
8. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л «Биология в школе» №6, 2000.
9. Жуковская Р.Н. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. С.А. Козловой. М.: Просвещение, 1985.
10. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание.//Дошкольное воспитание, № 12, 1994.
11. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М.: Новая школа, 1996.
12. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников.
13. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1985.