Экологическое воспитание в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – поиск оптимальной технологии экологического воспитания в начальной школе.
Для достижения поставленной в курсовой работе мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей.
2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе.
3. Проанализировать формирование у школьников основ экологической культуры.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………….8
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …8
1.2 Содержание экологического воспитания в начальной школе …..............18
ГЛАВА II.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….30
2.1 Экологическая игра как средство воспитания…………………………....30
2.2 Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся………………………………………………………………………….32
2.3 Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру учащихся в начальной школе…………………………………………………35
2.4 Анализ экологических аспектов в книге В.А.Сухомлинского «Сердце
отдаю детям»……………………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая 5 семестр.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

          НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
               ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
          ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ 
                                     АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) 
 
 
                Специальность 031200 Педагогика и методика начального 
                                                  образования 
                 Специализация – Педагогический менеджмент в системе  
                                       начального образования 
 
 
 
                               Проценко Алина Николаевна 
 
 
                                   КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 
 
                   Экологическое воспитание в начальной школе 
 
 

 
 
 
 
 

 

 
 

 
 
 
 
 
                                             
 
 
 
                                                      Анапа 2012  
 

 
                                               
                                                 ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 
 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………….8 
 
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …8 
1.2 Содержание экологического воспитания в начальной школе …..............18 
 
ГЛАВА II.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….30 
2.1 Экологическая игра как средство воспитания…………………………....30 
2.2 Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся………………………………………………………………………….32  
2.3 Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру учащихся в начальной школе…………………………………………………35 
2.4 Анализ экологических аспектов в книге В.А.Сухомлинского «Сердце  
отдаю детям»……………………………………………………………………38 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….44 
 
 
 
 
 
                                                             2 
 
                                                ВВЕДЕНИЕ  
      В настоящее время проблема взаимодействия человечества и природы приобретает глобальные масштабы. Главной причиной этого является тотальная экологическая безответственность. Сейчас жизнедеятельность человека затрагивает все геологические оболочки, а также планеты и распространяется на околоземное космическое пространство. В таких условиях возникает реальная угроза непоправимых изменений в  окружающей среде, которые могут  привести к невозможности существования человека как биологического вида. Для того  чтобы исправить сложившуюся ситуацию, людям необходимо понимать законы природы и осознавать себя ее частью. Это значит, что сегодня экологическая проблема  встает перед обществом не только как проблема сохранения окружающей среды, но и как проблема устранения глобального воздействия самого социума на природу и сознательное взаимодействие с ней. Это взаимодействие возможно лишь при наличии в каждом человеке высокого уровня нравственного и экологического сознания и культуры. Спасти природу от глобальных катастроф можно при условии глубокого осознания людьми своей гражданской позиции и ответственности за дальнейшую судьбу всей планеты. Взаимодействие людей с природой - это необходимое условие становления, существования и  развития человеческого общества. Это взаимодействие весьма противоречиво: невозможно существование человека вне биосферы, но при этом уже само его существование является постоянным и непрерывным ее изменением. Вместе с этим сама экология влияет на социальную действительность: политическую, экономическую и духовную жизнь всего общества. Она вынуждает людей по-другому посмотреть на свое бытие в мире, переосмыслить приоритеты и ценности общественного развития.

    В современных условиях  перехода к рыночной экономике  экологические проблемы вызывают  серьезный кризис нравственности, так как  экология и 
                                                        3 
нравственность взаимосвязаны. И поэтому экологию нужно рассматривать вместе с вопросами нравственного воспитания.  
     На данном этапе проблемы нравственного и экологического воспитания мало исследованы, практика такого воспитания разработана недостаточно, слабо раскрыта теория взаимосвязанности эколого-нравственного воспитания  подростков. Эти проблемы поставили перед педагогической наукой задачу построения и использования на практике экологического воспитания. В резолюции Всероссийского съезда по охране природы, принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики было отмечено  создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования.

     Актуальность взаимодействия социума и окружающей среды поставила перед школой задачу сформировать  у учащихся ответственное отношение к  
природе.  Учителя и родители должны осознать важность обучения детей  
правилам поведения в окружающей природе. Педагогическая результативность будет больше, если  начать как можно раньше работу по экологическому воспитанию школьников. Особая роль в этом процессе отводится  годам дошкольного и младшего школьного возраста. 
    В наше время под влиянием психолого-педагогических исследований и ведущей педагогической практики происходит переосмысление роли и значимости младшего школьного возраста в системе общешкольного образования. Основным содержанием экологического воспитания в начальной школе является формирование осознанного и правильного отношения к природе и ее явлениям. Осознанность детьми такого воспитания проявляется в том, что они сами могут объяснить или понять объяснения взрослых, самостоятельно могут выполнить отдельные трудовые действия, основанные на понимании ситуации и знании потребностей и нужд живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, которая 
                                                              4 
 
направлена на сохранение флоры и фауны.

     Исследования, проведенные психологами Д.Б. Элькониным, Л.Н. Занковым, В.В. Давыдовым, В.С. Мухиной, доказали возможность формирования у младших школьников более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении.

      Особая эмоциональность и чувствительность младших школьников формируют особые предпосылки для появления живого интереса ребенка к самому себе, к своему здоровью, к другим людям, к состоянию социальной и природной среды, что является обязательным условием эффективности экологического образования детей 7-10 лет.

       Детям младшего школьного возраста присуще единство знаний и переживаний. Это  позволяет подчеркнуть  возможность формирования у детей твердых основ ответственного отношения к природной среде. Все учебные дисциплины начальной школы призваны для того, чтобы внести свой вклад в формирование и развитие  экологической ответственности учащихся, ввести детей в круг реальных экологических проблем.

      Экологическое воспитание нуждается в модернизации приемов, методов и средств обучения. Необходимо внедрение новейших методик, программ и учебных пособий. Большой вклад в воспитания детей окружающей средой сделал В. А. Сухомлинский. Он утверждал, что природа лежит в основе детских чувств, мышления и творчества. Он подчеркивал, что природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Для того чтобы ребенок мог понимать природу, научился чувствовать ее красоту, необходимо растить в нем это качество еще с раннего детства.  
    Первое условие успешного экологического воспитания - это высокая точность данных о состоянии  биосферы  в целом и отдельных ее

регионов.  Эти данные нужно дополнять сведениями о тех последствиях,  
                                                                5 
которые может повлечь за собой то или иное изменение какого-либо 
компонента биосферы. 
    Вторым условием экологического  воспитания является необходимость комплексного освещения  экологических  явлений.  Необходимо  дать  обществу  целостную  систему экологических

знаний в области общих вопросов социально-экологической  теории и в тех

аспектах, которые отвечают профилю определенной профессиональной деятельности.

    Главной  проблемой, которую необходимо решить является воздействие на сознание людей, чтобы произошел переход от упрощенного,

  понимания  проблемы  взаимодействия общества  и природной среды к

более современному и адекватному пониманию.

     Экологическое сознание строится на основе познания людьми

законов целостности природы и  других  законов, которые  должны

обусловить человеческую деятельность в целях сохранения пригодного для жизни состояния природы. 

       Сложность формирования экологического сознания в том, что этот процесс должен  охватить  все  возрастные  группы учащихся с разными возможностями восприятия знаний. Поэтому необходимо самое широкое многообразие методических и дидактических приемов.

      Все выше сказанное определило мой выбор темы исследования: экологическое воспитание в начальной школе.

     Актуальность этой темы обусловлена жестким противоречием между увеличивающимися негативными воздействиями антропогенных факторов на природу и отсутствие действенных и эффективных технологий экологического воспитания. 
     Объект исследования – процесс экологического образования и воспитания школьников.

       Предмет - приемы и методы осуществления экологического воспитания в  
                                                         6 
начальной школе. 
       Цель курсовой работы – поиск оптимальной технологии экологического воспитания в начальной школе. 
       Методы: 
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию в начальной школе. 
2.Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников. 
      Для достижения поставленной в курсовой работе мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей.

2. Раскрыть основное понятие "экологическое  воспитание" в учебно-воспитательном процессе.

3. Проанализировать формирование у школьников основ экологической культуры.

       Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных педагогов, экологов и психологов: Выготского Л.С., Менчинской Н. А., Ананьева Б. Г., и др. 
 
                                                     
 
 
 
 
 
 
 
                                                       7 
 
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В  
                                          НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 
 
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема 
 
    Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Экологическое воспитание-это формирование у широких слоев населения экологической культуры всех видов человеческой деятельности, которая, так или иначе, связана с познанием, освоением и преобразованием природы. 
    Всеобщие проблемы современного мира несут угрозу жизни отдельного человека и цивилизации вцелом. Для решения этих проблем существует острая необходимость экологического образования, которое будет призвано воплощать в жизнь идеи становящегося экологическим общества. Поиск путей для всестороннего взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества и к становлению и формированию теории и практики экологического образования.      Необходимость подготовки человечества к решению глобальных экологических проблем требует экологизации всех сфер жизнедеятельности общества, содержания всех ступеней образования. Экологизация образования является важной характеристикой направленности проникновения идей, принципов, понятий, подходов экологии в другие дисциплины, а также подготовку экологически грамотных специалистов самого различного профиля. Среди путей экологизации отдается предпочтение линии, которая отражает экологизацию в системе непрерывного образования. Экологизация в системе образования не должна быть просто добавлением к общему образованию, она должна стать обязательной частью системы образования вцелом. 
      Основной целью экологического воспитания является: обучение детей  
                                                                8 
развивать свои знания о законах живой природы, понимание сущности  
взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование  
умений управлять физическим и психическим состоянием. 
      Экологическое воспитание в школе необходимо  осуществлять, начиная с младшего школьного возраста и заканчивать лишь в старших классах. Лучшей формой проведения занятий экологического воспитания являются внеклассные занятия. На них педагог должен призвать школьников задуматься над следующими вопросами:

что будет с планетой после нас, будет ли это зеленый лес или гора мусора, голубое озеро или отравленная речка…

     Основная задача педагога - научить детей вести экологичный образ жизни. Дети должны понимать, что это потребует отказа от некоторых благ и удобств. Но взамен люди приобретут чувство своей особенной значимости в сохранении планеты, а также каждый получит уверенность в том, что он  
делает очень важное и нужное дело не только для себя, но и для будущих 
поколений. 
      Задачи экологического образования и воспитания:

1.  углубить и расширить знания об экологии;

2. привить начальные экологические навыки и умения – познавательные, поведенческие, преобразовательные,

4. развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

5. воспитать чувство бережного отношения к природе. 
   Экологическое образование выступает частью общего образования. Оно позволяет углубить межпредметные связи, последовательно раскрыть основные аспекты взаимодействия общества, с природой в различных учебных предметах.  
     Каждый учебный предмет вносит свой вклад в реализацию задач экологического воспитания детей, однако ни для одного предмета эти задачи 
                                                                9 
 
не являются главными. Вся деятельность по экологическому воспитанию, переплетается с задачами, поставленными на других уроках – музыки, литературного чтения, математики, трудового обучения, окружающего мира. Здесь успех обучения зависит от мастерства учителя, который поставленные цели конкретизирует, взаимообуславливает, «вплетает» в канву других занятий, привлекает детей к творческой деятельности и тем самым закрепляет полученные раньше ребенком экологические знания. Основной  
частью экологического воспитания в начальной школе является определенная выработанная система занятий. 
       Одним из направлений экологизации современной системы образования  
является социально-экологическое образование. Оно выступает как  
целостный педагогический процесс и представляет собой  воспитание и  
обучение. Их целью выступает: 
1. усвоение учениками новых научных знаний об окружающей среде, о современных видах и способах разумного природопользования; о новых правилах взаимодействия с природой; 
2. освоение учащимися новых социально-экологических технологий, которые сберегают среду обитания для настоящих и будущих поколений; 
3. овладение школьниками опытом творческой деятельности в окружающей среде, опытом человеческого отношения к окружающей среде: отношения бескорыстия, любви, самопожертвования во взаимодействии с ней.

Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе