Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – поиск оптимальной технологии экологического воспитания в начальной школе.
Для достижения поставленной в курсовой работе мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей.
2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе.
3. Проанализировать формирование у школьников основ экологической культуры.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………….8
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …8
1.2 Содержание экологического воспитания в начальной школе …..............18
ГЛАВА II.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….30
2.1 Экологическая игра как средство воспитания…………………………....30
2.2 Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся………………………………………………………………………….32
2.3 Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру учащихся в начальной школе…………………………………………………35
2.4 Анализ экологических аспектов в книге В.А.Сухомлинского «Сердце
отдаю детям»……………………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….44
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ
ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
Специальность 031200 Педагогика и методика начального
Специализация – Педагогический менеджмент
в системе
Проценко Алина Николаевна
Экологическое воспитание в начальной
школе
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………….8
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая
проблема …8
1.2 Содержание экологического воспитания
в начальной школе …..............18
ГЛАВА II.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….30
2.1 Экологическая игра как средство
воспитания…………………………....30
2.2 Метод проектов в процессе формирования
экологического сознания учащихся…………………………………………………………
2.3 Методики, диагностирующие и развивающие
экологическую культуру учащихся в начальной
школе…………………………………………………35
2.4 Анализ экологических аспектов в книге
В.А.Сухомлинского «Сердце
отдаю детям»………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
2
В настоящее время
проблема взаимодействия человечества
и природы приобретает глобальные масштабы.
Главной причиной этого является тотальная
экологическая безответственность. Сейчас
жизнедеятельность человека затрагивает
все геологические оболочки, а также планеты
и распространяется на околоземное космическое
пространство. В таких условиях возникает
реальная угроза непоправимых изменений
в окружающей среде, которые могут
привести к невозможности существования
человека как биологического вида. Для
того чтобы исправить сложившуюся
ситуацию, людям необходимо понимать законы
природы и осознавать себя ее частью. Это
значит, что сегодня экологическая проблема
встает перед обществом не только как
проблема сохранения окружающей среды,
но и как проблема устранения глобального
воздействия самого социума на природу
и сознательное взаимодействие с ней.
Это взаимодействие возможно лишь при
наличии в каждом человеке высокого уровня
нравственного и экологического сознания
и культуры. Спасти природу от глобальных
катастроф можно при условии глубокого
осознания людьми своей гражданской позиции
и ответственности за дальнейшую судьбу
всей планеты. Взаимодействие людей с
природой - это необходимое условие становления,
существования и развития человеческого
общества. Это взаимодействие весьма
противоречиво: невозможно существование
человека вне биосферы, но при этом уже
само его существование является постоянным
и непрерывным ее изменением. Вместе с
этим сама экология влияет на социальную
действительность: политическую, экономическую
и духовную жизнь всего общества. Она
вынуждает людей по-другому посмотреть
на свое бытие в мире, переосмыслить приоритеты
и ценности общественного развития.
В современных условиях
перехода к рыночной экономике
экологические проблемы
нравственность взаимосвязаны. И поэтому
экологию нужно рассматривать вместе
с вопросами нравственного воспитания.
На данном этапе проблемы нравственного
и экологического воспитания мало исследованы,
практика такого воспитания разработана
недостаточно, слабо раскрыта теория взаимосвязанности
эколого-нравственного воспитания
подростков. Эти проблемы поставили перед
педагогической наукой задачу построения
и использования на практике экологического
воспитания. В резолюции Всероссийского
съезда по охране природы, принятой 5 июня
1995 года, в качестве одного из важнейших
условий успешного проведения экологической
политики было отмечено создание системы
всеобщего непрерывного и обязательного
экологического образования.
Актуальность взаимодействия социума
и окружающей среды поставила перед школой
задачу сформировать у учащихся ответственное
отношение к
природе. Учителя и родители должны
осознать важность обучения детей
правилам поведения в окружающей природе.
Педагогическая результативность будет
больше, если начать как можно раньше
работу по экологическому воспитанию
школьников. Особая роль в этом процессе
отводится годам дошкольного и младшего
школьного возраста.
В наше время под влиянием
психолого-педагогических исследований
и ведущей педагогической практики происходит
переосмысление роли и значимости младшего
школьного возраста в системе общешкольного
образования. Основным содержанием экологического
воспитания в начальной школе является
формирование осознанного и правильного
отношения к природе и ее явлениям. Осознанность
детьми такого воспитания проявляется
в том, что они сами могут объяснить или
понять объяснения взрослых, самостоятельно
могут выполнить отдельные трудовые действия,
основанные на понимании ситуации и знании
потребностей и нужд живого существа
или включиться в совместную со взрослыми
деятельность, которая
направлена на сохранение флоры и фауны.
Исследования, проведенные психологами Д.Б. Элькониным, Л.Н. Занковым, В.В. Давыдовым, В.С. Мухиной, доказали возможность формирования у младших школьников более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении.
Особая эмоциональность и чувствительность младших школьников формируют особые предпосылки для появления живого интереса ребенка к самому себе, к своему здоровью, к другим людям, к состоянию социальной и природной среды, что является обязательным условием эффективности экологического образования детей 7-10 лет.
Детям младшего школьного возраста присуще единство знаний и переживаний. Это позволяет подчеркнуть возможность формирования у детей твердых основ ответственного отношения к природной среде. Все учебные дисциплины начальной школы призваны для того, чтобы внести свой вклад в формирование и развитие экологической ответственности учащихся, ввести детей в круг реальных экологических проблем.
Экологическое воспитание
нуждается в модернизации приемов, методов
и средств обучения. Необходимо внедрение
новейших методик, программ и учебных
пособий. Большой вклад в воспитания детей
окружающей средой сделал В. А. Сухомлинский.
Он утверждал, что природа лежит в основе
детских чувств, мышления и творчества.
Он подчеркивал, что природа не воспитывает,
а активно влияет только на взаимодействие
с ней. Для того чтобы ребенок мог понимать
природу, научился чувствовать ее красоту,
необходимо растить в нем это качество
еще с раннего детства.
Первое условие успешного экологического
воспитания - это высокая точность данных
о состоянии биосферы в целом и
отдельных ее
регионов. Эти данные нужно дополнять сведениями
о тех последствиях,
которые может повлечь за собой то или
иное изменение какого-либо
компонента биосферы.
Вторым условием экологического
воспитания является необходимость комплексного
освещения экологических явлений.
Необходимо дать обществу целостную
систему экологических
знаний в области общих вопросов социально-экологической теории и в тех
аспектах, которые отвечают профилю определенной профессиональной деятельности.
Главной проблемой, которую необходимо решить является воздействие на сознание людей, чтобы произошел переход от упрощенного,
понимания проблемы взаимодействия общества и природной среды к
более современному и адекватному пониманию.
Экологическое сознание строится на основе познания людьми
законов целостности природы и других законов, которые должны
обусловить человеческую деятельность в целях сохранения пригодного для жизни состояния природы.
Сложность формирования экологического сознания в том, что этот процесс должен охватить все возрастные группы учащихся с разными возможностями восприятия знаний. Поэтому необходимо самое широкое многообразие методических и дидактических приемов.
Все выше сказанное определило мой выбор темы исследования: экологическое воспитание в начальной школе.
Актуальность этой темы обусловлена
жестким противоречием между увеличивающимися
негативными воздействиями антропогенных
факторов на природу и отсутствие действенных
и эффективных технологий экологического
воспитания.
Объект исследования –
процесс экологического образования и
воспитания школьников.
Предмет - приемы и методы осуществления
экологического воспитания в
начальной школе.
Цель курсовой работы
– поиск оптимальной технологии экологического
воспитания в начальной школе.
Методы:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу
по экологическому воспитанию в начальной
школе.
2.Определить наиболее эффективные методы
и приемы экологического воспитания младших
школьников.
Для достижения поставленной
в курсовой работе мною были поставлены
следующие задачи:
1. Изучить психолого-
2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе.
3. Проанализировать формирование у школьников основ экологической культуры.
Теоретической основной
курсовой работы послужили исследования
отечественных педагогов, экологов и психологов:
Выготского Л.С., Менчинской Н. А., Ананьева
Б. Г., и др.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая
проблема
Экология – наука об отношениях
растительных и животных организмов и
образуемых ими сообществ между собой
и окружающей средой. Экологическое воспитание-это
формирование у широких слоев населения
экологической культуры всех видов человеческой
деятельности, которая, так или иначе,
связана с познанием, освоением и преобразованием
природы.
Всеобщие проблемы современного
мира несут угрозу жизни отдельного человека
и цивилизации вцелом. Для решения этих
проблем существует острая необходимость
экологического образования, которое
будет призвано воплощать в жизнь идеи
становящегося экологическим общества.
Поиск путей для всестороннего взаимодействия
общества и природы приводит к интенсивному
процессу экологизации общей культуры
человечества и к становлению и формированию
теории и практики экологического образования.
Необходимость подготовки человечества
к решению глобальных экологических проблем
требует экологизации всех сфер жизнедеятельности
общества, содержания всех ступеней образования.
Экологизация образования является важной
характеристикой направленности проникновения
идей, принципов, понятий, подходов экологии
в другие дисциплины, а также подготовку
экологически грамотных специалистов
самого различного профиля. Среди путей
экологизации отдается предпочтение
линии, которая отражает экологизацию
в системе непрерывного образования. Экологизация
в системе образования не должна быть
просто добавлением к общему образованию,
она должна стать обязательной частью
системы образования вцелом.
Основной целью экологического
воспитания является: обучение детей
развивать свои знания о законах живой
природы, понимание сущности
взаимоотношений живых организмов с окружающей
средой и формирование
умений управлять физическим и психическим
состоянием.
Экологическое воспитание
в школе необходимо осуществлять, начиная
с младшего школьного возраста и заканчивать
лишь в старших классах. Лучшей формой
проведения занятий экологического воспитания
являются внеклассные занятия. На них
педагог должен призвать школьников задуматься
над следующими вопросами:
что будет с планетой после нас, будет ли это зеленый лес или гора мусора, голубое озеро или отравленная речка…
Основная задача педагога
- научить детей вести экологичный образ
жизни. Дети должны понимать, что это потребует
отказа от некоторых благ и удобств. Но
взамен люди приобретут чувство своей
особенной значимости в сохранении планеты,
а также каждый получит уверенность в
том, что он
делает очень важное и нужное дело не только
для себя, но и для будущих
поколений.
Задачи экологического
образования и воспитания:
1. углубить и расширить знания об экологии;
2. привить начальные экологические навыки и умения – познавательные, поведенческие, преобразовательные,
4. развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
5. воспитать чувство бережного отношения
к природе.
Экологическое образование выступает
частью общего образования. Оно позволяет
углубить межпредметные связи, последовательно
раскрыть основные аспекты взаимодействия
общества, с природой в различных учебных
предметах.
Каждый учебный предмет
вносит свой вклад в реализацию задач
экологического воспитания детей, однако
ни для одного предмета эти задачи
не являются главными. Вся деятельность
по экологическому воспитанию, переплетается
с задачами, поставленными на других уроках
– музыки, литературного чтения, математики,
трудового обучения, окружающего мира.
Здесь успех обучения зависит от мастерства
учителя, который поставленные цели конкретизирует,
взаимообуславливает, «вплетает» в канву
других занятий, привлекает детей к творческой
деятельности и тем самым закрепляет полученные
раньше ребенком экологические знания.
Основной
частью экологического воспитания в начальной
школе является определенная выработанная
система занятий.
Одним из направлений
экологизации современной системы образования
является социально-экологическое образование.
Оно выступает как
целостный педагогический процесс и представляет
собой воспитание и
обучение. Их целью выступает:
1. усвоение учениками новых научных знаний
об окружающей среде, о современных видах
и способах разумного природопользования;
о новых правилах взаимодействия с природой;
2. освоение учащимися новых социально-экологических
технологий, которые сберегают среду обитания
для настоящих и будущих поколений;
3. овладение школьниками опытом творческой
деятельности в окружающей среде, опытом
человеческого отношения к окружающей
среде: отношения бескорыстия, любви, самопожертвования
во взаимодействии с ней.
Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе