Экологическое воспитание в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – поиск оптимальной технологии экологического воспитания в начальной школе.
Для достижения поставленной в курсовой работе мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей.
2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе.
3. Проанализировать формирование у школьников основ экологической культуры.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………….8
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …8
1.2 Содержание экологического воспитания в начальной школе …..............18
ГЛАВА II.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….30
2.1 Экологическая игра как средство воспитания…………………………....30
2.2 Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся………………………………………………………………………….32
2.3 Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру учащихся в начальной школе…………………………………………………35
2.4 Анализ экологических аспектов в книге В.А.Сухомлинского «Сердце
отдаю детям»……………………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая 5 семестр.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Социально-экологическое образование призвано отражать систему “общество-природа” и взаимодействия между ее элементами.

 Социально-экологическое образование представляет собой психолого-педагогический процесс. В ходе него происходит воздействие на человека с целью образования у него знаний научных основ природопользования, необходимых нравственных принципов, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной социальной позиции в области охраны  
                                                            10 
 
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

    В начале70-х годов произошло зарождение современных направлений экологического воспитания в начальной школе. Происходит введение в учебный план предмета "природоведение". В природоведении прослеживается четко выраженная экологическая направленность, в наше время она называется  традиционной и является малоэффективной. Основными причинами малоэффективности является то, что один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания по  
биологической экологии, не может справиться с формированием всестороннего отношения младших школьников как к природной, так и социальной среде. Появляется необходимость в добавлении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникает мысль о многопредметной модели. В ней каждый учебный предмет раскрывает свой момент отношений человека с природой. Сейчас использование межпредметного содержания обучения и формы обучения носят в основном стихийный характер. В наши дни тенденции развития экологического образования на практике показывают, что самые оптимальные возможности для становления экологической культуры в начальной школе представляет смешанная модель. При этой модели учебные предметы сохраняют свои специфические учебные и воспитательные цели. Из этого следует, что типология моделей экологизации прошла путь становления: от однопредметной - к смешанной.  
    Направленность экологического образования на воспитание ответственного отношения детей к окружающей среде должно стать основой и необходимым составным элементом общего образования учащихся. Один из важнейших принципов экологического образования это принцип  
непрерывности.    На первой ступени системы непрерывного экологического  
образования стоит дошкольное образование.  В дошкольном возрасте  
                                                     11 
происходит развитие личности ребенка, закладываются основы мировоззрения, формируется отношение к окружающему миру. 
Линию развития экологического образования и воспитания дополняют:  
    предельный учет возрастных возможностей учеников, создание необходимого минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической и глобальной  экологии.

      На базе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей учащихся были разработаны разнообразные формы экологического воспитания. Они делятся на: массовые,  групповые и  
индивидуальные.

       К массовым формам воспитания относится работа учеников по озеленению и благоустройству школьных помещений и территории школы, работы на пришкольном участке, массовые природоохранные  праздники и кампании; конференции; экологические фестивали, ролевые игры. Основными критериями эффективности массовых форм экологического воспитания является: участие детей в деятельности, направленной на охрану природы; порядок и дисциплина, активность. 
      К групповым формам относятся клубные и секционные занятия юннатов; факультативы по охране окружающей среды и основам экологии; экскурсии; кинолектории; туристические походы по изучению природы и экологический практикум. Критериями эффективности групповых форм воспитания является стабильность состава кружка, клуба, секции, достижение коллективных успехов. Здесь значительную роль играет содержание и методика занятий; важен успех всего коллектива и  признание его заслуг обществом.

      Индивидуальная форма экологического воспитания предполагает работу учеников по подготовке докладов, лекций, бесед, наблюдения за растениями и животными; изготовление поделок, рисование, фотографирование, лепка.

Показателем эффективности таких форм экологического воспитания является 
                                                           12 
повышенный интерес учеников к изучению биологических учебных дисциплин и охране окружающей среды и  целенаправленное использование знаний, а также умений природоохранной деятельности.

      Существуют определенные условия, необходимые для развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, которые направлены на успешное достижение целей экологического воспитания.

      Для этого есть необходимость выполнения следующих условий:

- четкое планирование всех элементов системы на основе планов  
совместной работы. Эта работа обеспечивает правильность, последовательность, ритмичность и устойчивость элементов всех звеньев со школой и между собой;

- организация деятельности всех составных частей системы управления экологическим воспитанием, а также создание условий для их правильного  
функционирования; 
- регулярное  информирование о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними;

- постоянный контроль, выявление слабых сторон и недостатков в работе,  
    внесение корректив в ее программу; 
- изучение эффективности работы каждого из звеньев, подведение общих итогов, анализ полученных результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

    Определены основные этапы взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На этапе подготовки педагог изучает отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Далее проводится разработка индивидуализированных и групповых способов ознакомления с достопримечательностями природы. Совместно с учащимися преподаватель определяет трудовые, поисковые и природоохранительные дела. Ученики вносят свои предложения, а учитель старается связать их с зоной  
                                                          13 
ближайшего развития индивидуальных способностей и склонностей.  
        Начальный этап воспитательного процесса характеризуется привлечением школьников к предметно-преобразующей деятельности среди природы. Цели этого этапа - это приучение учащихся к рациональному природопользованию, труду, сбережению природных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, осуществляемой в коллективных формах, выявляет  
способность ребенка считаться с одноклассниками, оказывать им помощь,  
пробовать сочетать общественные и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

       Результатом экологического воспитания на данном этапе становятся практические знания и умения школьников, личный опыт воздействия на окружающую среду и сбережение природных богатств, потребность в деятельности среди природы и обогащение познавательных интересов. Также активизируются деловые отношения учеников класса, растет их взаимопонимание, проявляется стремление сравнивать себя с одноклассниками, заслужить авторитет и уважение.

         На следующем этапе построения воспитательного процесса на первое стала учебная деятельность. Она помогла систематизировать впечатления учащихся о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с окружающей средой и образованием. Большое внимание уделяется связи деятельности школьников в природе с обучением родному языку и литературе. Развитие языка и речи детей, их работа с произведениями литературы, музыки и изобразительного искусства позволяет глубже и шире  раскрыть учащимся духовную ценность природы, заново рассмотреть роль заботы о природе и ее разумном использовании.  
        Особенным этапом в построении экологическо-воспитательного 
процесса является формирование личности школьника. 
Различают попутное и специально организованное воспитание личности.  
                                                             14 
Попутное воспитание личности происходит в различной деятельности,  
отношениях с людьми и природой. Специальная организация воспитания возникает при постановке конкретной цели на данном этапе воспитания, при  
индивидуализации воздействия учителя и вовлечения учеников в дела среди природы, которые предполагают формирование речи, мировоззрения, убеждений, ценностных ориентаций, воли и характера. В отношениях между учителем и учащимися реализуются важные функции: 1.укрепление и обогащение связей с окружающей средой; 2. развития практических 
отношений; 3.организаторского сочетания педагогического и системного подхода.

     Важнейшим требованием реформы школы является усиление экологического воспитания в начальной школе. Это требование вытекает из представлений современной экологии, оно приобрело законодательный характер и   основано на некоторых принципах, которые широко известны:

  1.Принцип всеобщей связи с живой природой. Все живое на земле связано воедино цепями питания и другими способами. Эти связи чаще всего  они скрыты от людских глаз. Любое нарушение этих связей может привести к непредсказуемым последствиям, которые  будут, скорее всего, нежелательными для человека.

2. Принцип потенциальной полезности. Люди не  могут предвидеть каковым будет значение для человечества  того или иного вида в будущем. При смене обстоятельств то, к чему сейчас относятся как к ненужному или вредному может оказаться и нужным, и полезным. Если  допустить исчезновение какого-либо вида, то существует риск потерять многое в будущем.

3. Принцип разнообразия. Живая природа непременно должна быть очень разнообразной, только в этом случае ее сообщества смогут нормально существовать, они будут устойчивыми и долговечными. Важной  задачей педагога является убеждение школьников в том, что все эти существа – это наши «соседи на планете». 
                                                             15

          Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание учащихся, сам учитель должен постоянно искать новые и эффективные приемы обучения и воспитания.

       Школа является центральной системой экологического воспитания школьников. Именно она  должна   организовывать связи с различными учреждениями с целью расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к окружающей среде. 
    В современной ситуации взаимодействия общества с природной средой требуется новая  разработка целостного содержания социально-экологического образования. Именно оно поможет  ребенку включиться в социально-экологические отношения, научиться жить и действовать в них. Сущность социально-экологического образования  заключается в: 1. в системе знаний о взаимодействии общества и отдельного человека с  
природой; 2.  способах такого взаимодействия, которые позволят  
сформировать целостную картину об окружающем  мире и овладеть системой методов познания реальной социально-экологической действительности и практической деятельности в ней. В этой системе заключены знания об основных объектах среды: человеке, обществе, природе и технике.  Содержание социально-экологического обучения включает: 1.систему интеллектуальных и практических умений и навыков, которые способствуют становлению и укреплению реальных связей со всеми элементами природной среды и которые затем становятся основой будущей деятельности в ней; 
2. накопленный опыт творческой деятельности; 
3.опыт эмоционально-оценочного и волевого отношения к социально-экологической действительности, каждому ее элементу, к себе. 
Это обеспечит формирование психологической готовности растущей личности к оптимальному взаимодействию с окружающей средой, твердой  
                                                           16 
убежденности в обязательном ее сохранении, восстановлении и возобновлении, усвоении системы социально-экологических ценностей. 
   Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет учащимся усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого  ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                          17

      Содержание  экологического воспитания в начальной школе 
 
     Приоритетной целью современного начального образования является разностороннее развитие личности школьника. Эта цель достигается через гуманизацию всего процесса обучения и через создание устойчивого развития учащегося. Частью начального образования является и экологическое воспитание.

   На современном этапе развития человечества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – это единственный экологический вид на планете, который в процессе своего развития нарушает законы природы. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса накапливает все больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей совершенно лишены знаний и навыков в области экологии. Уничтожая собственную среду обитания, общество тем самым заставляет себя задумываться над вопросами о своем благополучии и комфорте и вместе с тем над вопросами, которые касаются  сохранения природы? Чтобы ответить на эти вопросы, необходима экологическая грамотность всего населения. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре всего народа, возможно возродить лишь воспитанием и образованием.

     Для успешного экологического образования и воспитания общества необходимы непременные условия: 1.  люди должно быть готовы усвоить экологические идеи и знания; 2. необходима соответствующая литература и пособия по экологическому воспитанию и образованию; 3.необходима качественная экологическая подготовка педагогов любой специализации, так как именно педагоги являются теми людьми, которые могут организовать своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта подрастающему поколению.  
 
                                                             18 
      Начинать проводить экологическое воспитание нужно как                                                                 
можно раньше. Именно в период обучения в начальных классах учащиеся готовы воспринимать существующие экологические нормы. Можно утверждать, что начальная школа является важнейшим этапом в становлении отношения детей к окружающему миру и к своему здоровью на основе чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы: 
                                                       

 
      
      В  подготовке молодого поколения к рациональному 
природопользованию важное место отводится начальной школе, так как она является начальной ступенью обогащения ребенка знаниями о социальном и природном окружении, знакомства его с целостной картиной мира, формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру. В период    обучения в начальной школе ребенка легче убедить и объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более впечатлителен и доверчив, он более близок к природе, у ребенка отмечается повышенная любознательность. 
    Основу для становления и развития ответственного отношения к  
                                                      19 
окружающей среде, формирование экологической культуры младших  
школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы. Эти предметы  несут информацию о жизни природы, о взаимодействии человека  и общества с природой, о ее ценностных свойствах. Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное  
время. Учителя начальных классов проводят: 
- выставки газет и плакатов;

Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе