Экологическое воспитание в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – поиск оптимальной технологии экологического воспитания в начальной школе.
Для достижения поставленной в курсовой работе мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей.
2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе.
3. Проанализировать формирование у школьников основ экологической культуры.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………….8
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …8
1.2 Содержание экологического воспитания в начальной школе …..............18
ГЛАВА II.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….30
2.1 Экологическая игра как средство воспитания…………………………....30
2.2 Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся………………………………………………………………………….32
2.3 Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру учащихся в начальной школе…………………………………………………35
2.4 Анализ экологических аспектов в книге В.А.Сухомлинского «Сердце
отдаю детям»……………………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая 5 семестр.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                         29 
            МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В  
                                        НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 
                    Экологическая игра как средство воспитания 
 
  Экологическая игра – это такая форма экологического образования и воспитания экологической культуры, которая основана на развёртывании особой игровой деятельности учеников. Она стимулирует высокий уровень мотивации и интереса к окружающей природе. В практике школьного воспитания экологической культуры существует классификация экологических игр, представленная С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным: соревновательные экологические игры и ролевые экологические игры

Основными задачами педагога при использовании им экологической игры являются следующие:  
* -формирование комплексной системы знаний о природе;

-формирование мотивов, потребностей и привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в окружающей среде;

-формирование коммуникативных умений и навыков.

   Технология проведения экологической игры.

1.Учитель выбирает раздел программы и темы, в которых будет проводиться экологическая игра.

2.Определяется место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяются основные понятия, идея и система формирующих отношений.

3.Составляет состав и ход экологической игры.  
4.Определяет систему педагогических условий, которые построены на базе  
игрового метода и  обеспечивающие эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.

5.Учитель составляет  задания  для проверки начального уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику и анализ. 
                                                              30 
6.Составляет комплекс заданий для проверки эффективности использования игрового метода. 
Для определения психолого-педагогического значения и структуры экологической игры можно воспользоваться следующей схемой:

   При разработке экологической игры педагогу необходимо обратить внимание на возможность реализации междисциплинарного подхода в воспитании экологической культуры. 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                 
 
                                                       31 
Метод проектов в процессе формирования экологического сознания 
                                                учащихся 
     Ряд ученых выявил три направления по проведению занятий, направленных на экологическое воспитание:  
1.констатирующий,2.формирующий,3.контрольные эксперименты. 
         На констатирующем этапе школьникам дается анкета с целью проверки первоначальных умений и навыков вести себя в окружающей среде.

          На формирующем этапе проводят беседу на тему «Охрана природы» (по Плешакову А. А.). На этом этапе педагог проводит игру «Мир вокруг нас». Результаты этого занятия  следующие:

1. Формирование экологического сознания – это самая важная задача школы и учителя. Делать это нужно ненавязчиво и доходчиво. Для этого существуют уроки не традиционной формы: например, игры. На таких уроках можно добиться всего того, чего невозможно добиться на простом традиционном уроке: активного участия всех детей в подготовке урока, заинтересованности в успешном проведении урока. Нетрадиционные уроки  и материал, который на них изучался,  надолго запоминаются учащимся. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у детей.

        На контрольном этапе школьникам дается анкета. Анкетирование проводится в двух классах - контрольном и экспериментальном.

     Постоянное внимание  педагога к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес школьников к природе.

Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры учащихся, воспитанию ответственного отношения к природе.

     Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в процессы, которые происходят в 
природе. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.  
                                                                32 
     При формировании экологического сознания очень хорошо пользоваться методом проектов. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми (выполняться малыми группами  по 2–5 чел.). По срокам исполнения проекты могут быть краткосрочными (выполняются в течение какого-то определенного этапа урока или рассчитаны на один урок), среднесрочные или долгосрочные – выполняются в течение более длительного времени.

    Во втором классе метод  проектов  можно реализовать на уроках по темам: «Дикие и домашние животные Краснодарского края», «Дикорастущие и культурные растения». Темами проектов могут быть: «Животные в моем доме» и «Растения в моем доме».  Дети выбирают одну тему, исходя из личных интересов, жизненных потребностей и увлечений. Проект может выполняться  индивидуально либо  группами от 2 до 4 человек. Проект по срокам исполнения - среднесрочный. Темы проекта учитель сообщает заранее, также учитель объясняет цели и задачи проекта, и этапы его выполнения. Данные проекты предусматривают самостоятельную работу школьников дома. Все шаги по реализации проекта преподавателем контролирует посредством консультаций и бесед.  Результатом проекта является сообщение или доклад, представленный на уроке по данной теме.

    В 3 классе метод проектов  можно реализовать на уроке по теме «Вода». Примерные темы проектов: «Варианты отдыха на воде», «Способы очистки воды», «Влияние состава воды на здоровье человека». Проекты - исследовательские, выполняются малыми группами, краткосрочные. На уроке необходимо подробно разобрать цели, задачи и этапы выполнения проекта. Реализация проекта осуществляется под постоянным контролем  педагога. Результат проекта - доклад или сообщение.

      В 4 классе на уроке по теме: «Виды почв» предлагается к реализации проект «Влияние типа почвы на урожайность овощных культур моего  
дачного участка». Проект выполняется индивидуально или малыми группами. Проект долгосрочный, выполняется в течение летних каникул. 
                                                               33 
Проект рекомендуется выполнять всем ученикам. Следить  за выполнением  проектов может  учитель биологии. Результат выполнения проекта -  доклад, сравнительная таблица, фотоматериалы и т.д.

    Актуальным является  проведение урока «Экологические  проблемы Краснодарского края». Детям можно предложить выполнить проект по теме: «Влияние экологических проблем города – курорта Анапа на моё здоровье». Проект краткосрочный по срокам выполнения, выполняется всеми учениками. Результат работы предоставляется на уроке по данной теме в форме, которой дети выбрали самостоятельно.

 Также при формировании экологического сознания и поведения целесообразно использовать на уроках окружающего мира элементы информационно-коммуникационных технологий, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного изучения и подбора материала, способствуют развитию умения работать с учебниками и книгами, с электронными носителями информации, развивают компьютерные умения и навыки, реализуют творческий потенциал личности учащихся. Данная работа может носить как индивидуальный таки и групповой характер. Учащиеся, овладевая элементами  ИКТ учатся работать в команде, презентовать  итоговый продукт своей деятельности.

    Если формирование экологического сознания идет на классном уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

         Хорошим  методом будет создание экологических  организаций с целью

пропаганды экологических знаний, воспитания у детей  бережного отношения к природе, формирование общей и экологической культуры. 
     
 
 
 
                                                           34 
           Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру  
                                   учащихся в начальной школе 
 
                                        “Экологический светофор”

С помощью этой методики можно развивать:

-  представление ребят о рациональном взаимодействии человека с окружающей природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, деятельности по охране окружающей среды;

- умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

- расширить опыт младшего школьника в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование.

Набор из  кружков зелёного, жёлтого и красного цветов для каждого ученика.

Набор карточек с изображением и описанием деятельности и поступков человека на природе.

Методика - в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.

     В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Учитель поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

  На видном месте учитель вывешивает таблицу, напоминающую о значении цветов – сигналов экологического светофора.

    Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.

   Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе. 
                                                         35

    Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. 
   Учитель зачитывает описание поступка человека на природе и демонстрирует детям соответствующий рисунок. Дети должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.

                                       “Письмо зелёному другу”

Методика помогает определить готовность учащихся помогать окружающей природе и заботиться о ней, а также развивает у детей чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.

   “Представь, что где-то в глубине леса растёт маленькое деревце. Иногда его иногда покачивает ветер и поливает дождик. Иногда на деревце прилетает стайка птиц, они поют, суетятся, дерутся, а потом улетают. Это деревце очень хочет иметь друга – школьника.  И что сначала деревцу хочется получить письмо от друга…”

   Далее ученикам предлагается: “Напишите деревцу письмо. Может быть, кто-нибудь из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём деревцу хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить , чтобы оно с радостью согласилось с вами дружить”.

    Методика может быть проведена в форме  небольшого сочинения, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п.

                                 “Радости и огорчения”

Методика базируется на проведении прогулки в лес осенью. После беседы, которая напомнит детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:

Что тебя больше всего порадовало во время прогулки в лес? 
                                                            36

Что тебя больше всего огорчило во время прогулки в лес?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:

Когда во время прогулки в лес ты сильнее всего чувствовал радость?

Когда во время прогулки в лес ты сильнее всего огорчался?

 Проводить методику сразу по возращении детей с прогулки нежелательно, так как полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от прогулки.

    Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.

                                         “Секретный разговор”

    Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

      Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.

     Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.

 
 
 
 
 
                                                         37 
Анализ экологических аспектов в  книге В.А.Сухомлинского 
                                     «Сердце  отдаю детям» 
 
     В книгу вошли широко известные произведения В. А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина" и "Письма к сыну". Названные произведения связаны между собой тематически и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши. Эти книги, написанные в последний период жизни Василия Александровича, принадлежат к главным программным его трудам и в своей совокупности они дают четкое представление о педагогической системе Сухомлинского и о его личности как теоретика и педагога-практика. 
    В книгах "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина" и "Письма к сыну" проблема воспитания занимает главное место. Решая ее, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать своеобразие развития каждой индивидуальности и тех социально-общественных отношений, в которых происходит развитие ребенка. "Детство,- писал он,- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь" [с. 22].  
      Традиционный учебно-воспитательный процесс происходит в помещении школы. А  у Сухомлинского  необычная "школа под голубым небом".Это школа природы и чувственного, эмоционально-конкретного восприятия мира к школе как социальному институту.

Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе