Экологическое воспитание в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – поиск оптимальной технологии экологического воспитания в начальной школе.
Для достижения поставленной в курсовой работе мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей.
2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе.
3. Проанализировать формирование у школьников основ экологической культуры.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………….8
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …8
1.2 Содержание экологического воспитания в начальной школе …..............18
ГЛАВА II.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….30
2.1 Экологическая игра как средство воспитания…………………………....30
2.2 Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся………………………………………………………………………….32
2.3 Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру учащихся в начальной школе…………………………………………………35
2.4 Анализ экологических аспектов в книге В.А.Сухомлинского «Сердце
отдаю детям»……………………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая 5 семестр.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

    В. Л. Сухомлинский был  приверженцем ранней социализации  ребенка, его раннего приобщения  к нравственным и духовным  ценностям  общества: "Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями" [с. 187-188]. 
                                                              38 
    "Школа под голубым небом"- это своего рода творческая лаборатория, в которой идет сложный процесс умственного развития, физической закалки, духовного становления, эмоционально-эстетического роста, трудового приобщения, идейного пробуждения воспитуемых. Главными педагогическими средствами  являются: природа, язык, творчество и труд. "...Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям" [с. 35-36]. 
    Василий Александрович не составлял детального плана,что и в какой день он будет говорить детям, куда  он их поведет. Учитель вводил детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали  для себя что-то новое, чтобы каждый их шаг был путешествием к началам мышления и речи - к чудесной красоте природы. Сухомлинский заботился о том, чтобы каждый его питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал детское сердце и закалял волю. 
    Ребенок мыслит образами.  Слушая рассказ воспитателя о путешествии капли воды, он рисует в своем воображении и клубы густого тумана, и темную грозовую тучу, и громкие раскаты грома, и теплый весенний дождь. Чем ярче в представлении ребенка эти картины, тем глубже он осмысливает закономерности природы. 
   Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность всего процесса обучения и, особенно, восприятия окружающего мира,- это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления.  
   Сухомлинский стремился к тому, чтобы  окружающий мир и природа постоянно питали сознание детей яркими образами, картинами, восприятиями и представлениями, чтобы законы мышления школьники осознавали как стройное сооружение, архитектура которого подсказана еще  
                                                          39 
   более стройным сооружением - природой. 
    Василий Александрович ставил цель: запечатлеть в сознании ребят яркие картины окружающей действительности, добивался того, чтобы процессы мышления протекали на основе живых, образных представлений, чтобы дети, наблюдая окружающий мир, устанавливали причины и следствия явлений, сравнивали качества и признаки вещей. Его наблюдения подтвердили важную закономерность умственного развития ребенка: чем больше абстрактных истин и обобщений надо усвоить на уроке, чем напряженнее умственный труд, тем чаще школьник должен обращаться к первоисточнику знаний - к природе, тем ярче должны отпечатываться в его сознании образы и картины окружающего мира. 
В своей школе Сухомлинский организовал совместно с детьми "остров чудес", "сад здоровья", "уголок мечты", "уголок красоты", "комнату сказки", во 2-м классе с ребятами осуществляли "путешествие по земному шару". 
    Педагог построил обучение в форме игры, но ученики воспринимали его, как труд.  Сухомлинский программировал всех детей на успех, давал отстающим задания полегче, чтобы они с ними справились, после чего хвалил ребенка. Ребенок при этом не чувствовал себя изгоем и дураком, учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, т.е все дети были равны и одинаковы, хотя, как в любом коллективе были более сильные дети и более слабые. Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый нашел себя в том или ином занятии.

    Дети любили воспитателя, и были равными с ним, близкими ему, и именно это равенство стирало всевозможные границы, они были, прежде всего, коллективом и коллективом друзей, а потом уже учениками и учителем. Сухомлинский показал, что все его истины вполне воплощаются в реальность при правильном подходе и обращении с детьми.

  
 
                                                         40

 
                                                  Заключение 
 
       Исходя из темы курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема экологического воспитания и образования существовала всегда, и будет существовать на всем протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание и образование позволит предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в период обучения в начальной школе дети получают основы систематических знаний. В начальной школе формируются и развиваются особенности детского характера, нравственного облика, воли.  
   Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Были выделены основные этапы сущности процесса экологического воспитания, его тенденции и формы. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность и умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания и умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении школьниками общественно-полезной природоохранной работой.  
       Теоретическая основа экологического воспитания  основывается на решении задач обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения  к  природе является нравственная забота о будущих поколениях.  Правильно  используя  различные  методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

   Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет школьникам усваивать правила и нормы поведения в природе. 

   Конечная цель экологического образования — это ответственное детей отношение к окружающей природе. Важную роль в экологическом  
                                                               41 
образовании играют  межпредметные связи.     
      Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий, поэтому оно должно включать в себя, кроме научно-познавательного компонента, целостные, нормативные и практически-деятельностные компоненты.

        2. Общество находится перед лицом глобальных экологических проблем. Решение этих проблем зависит: а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы; б) от переориентации духовной.

3. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классов. Эти правила нельзя навязывать.

4. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                             42 
                                                          
        

                                           Список литературы 
1. Аквилева А. К. «Методика преподавания естествознания в начальной школе». – М.: ВЛАДОС, 2001г.

 2. Антипина Т. В. «Экология и образование // Воспитание школьников», 2000г. 
3. Апраушев А. В. Эколого-педагогический кооператив"Юный натуралист". //Начальная школа. -1989.

 4. Бухин А. П. «В дружбе с людьми и природой». – М.: Просвещение, 1991г.

5. Вилкова Л. В. «Развивающие игры на уроках природоведения». // Начальная школа, 2006г, №6.

6. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир в начальной школе». – М.; Академия, 1999 год.

7. Грекова Л. И. «В союзе с природой». – М.: Илекса, Ставрополь, Сервисшкола, 2000г.

8. Деревянко В. А. , Савельева С. С. , Бабанский И. Т. Уроки

экологического творчества. //Начальная школа. -1989.

9. Дерим-Оглу Е. Н. , Томилина Н. Г. Материалы к проведению

экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа. -1990.

10. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни-

    ков. //Начальная школа. -1992.

11. Жестова Н. С. Проведение экскурсии в лес. //Начальная

    школа. -1991.

12. Жестова Н. С. Состояние экологического воспитания уча-

    щихся. //Начальная школа. -1989.

13. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы. - М.: Педагогика, 1981. 
14. Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986. 
                                                         43 
15. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и другие. «Экологическое воспитание  
16.Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание. //Воспитание  
школьников. -1985, N6, С. 30-35. школьников». – М., 1983г.  
17. Зверев И. Д. , Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников. - М. , 1983. 
18. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М. , 1980.

19. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание  
20.Колесникова Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». // Начальная школа, 1999г.

21. Комарова Л. И. «Содержание, цель и задачи программы начального

экологического воспитания». // Начальная школа, 1994г.

22. Климцова Т. А. «Экология в начальной школе». Из опыта. // Начальная школа, 2000г. 
23. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.:    Просвещение, 1990. 
24. Лебедев П. А. Думы павлышского педагога. //Начальная

    школа. -1988.

25. Логовеева Г. П. Экологическое воспитание первоклассников

 на уроках сельскохозяйственного  труда. //Начальная школа. -1990.

26. Лола В. Л. Учим воспринимать эстетические свойства

    природы. //Начальная школа. -1988.

27. Мельчаков Л. Ф. «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению». Пособие для учителя. – М.: 1999.

 28.Мороза Е. Е., Горина Л. В. Эколого – гражданский проект «Зеленая аллея памяти». // Начальная школа, 2006г.

29. Николаева С. И. «о некоторых подходах к экологическому воспитанию детей». Дошкольное воспитание, 1990г.

30. Новолодская К. Г. «Методика развития экологической культуры у младших школьников». // Начальная школа, 2002 г.  
                                                                     44 
 
31. Пакулова В. М. , Кузнецова В. И. Методика преподавания

    природоведения. - М: Просвещение, 1990. 
32.    Плешаков А. А. Изучение темы "Будем беречь здоровье" в

новом курсе природоведения. //Начальная школа. -1991.

33. Плешаков А. А. Изучение темы "Природа и мы" в новом

курсе природоведения. //Начальная школа. -1991. 
34.Плешаков А. А. Изучение темы "Сбережем воздух, воду,

полезные ископаемые и почву" в новом курсе природоведения. //Начальная школа. -1991.

35. Плешаков А. А. Изучение темы "Сохраним удивительный

мир растений и животных" в новом курсе природоведения. //Начальная школа. -1991.

36. Плешаков А. А. Методические основы нового учебника

природоведения для 3 класса четырехлетней начальной школы. //Начальная школа. -1991.    
37. Плешаков А. А. Методические основы нового учебника

природоведения для 4 класса четырехлетней начальной школы. //Начальная школа. -1993.

38. Плешаков А. А. Уроки из учебника "Природоведение. 3

    класс". //Начальная школа. -1989.

39. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа. //Начальная школа. -1991.

  40. Постникова Л. А. Роль опорных схем в формировании природоведческих понятий. //Начальная школа. -1991.

  41. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших

    школьников. //Начальная школа. -1991.

   42. Суравегина И. Т. Методическая система экологического 
    образования. //Советская педагогика. -1988. 
                                                      45

   43. Суравегина И. Т. , Сенкевич В. М. , Кучер Т. В. Экологическое

 образование в школе. //Советская  педагогика. - 1991. 
44.В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям».

    45. Трусова Т. М. Воспитание любви к природе. //Начальная 
    школа. -1986. 
46. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения

    в природе. //Начальная школа. -1988.

47. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших

    школьников. //Начальная школа. -1989.

48. Холомкина А. И. Осенняя экскурсия в парк. //Начальная

    школа. -1984.   
49. Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И. Д. , Суравегиной И. Т. - М.: Педагогика, 1983.

   

 

 

 

   

 

   

   

   

 

 
 
 
 
 
 
                                                           46 
 
 
 


Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе