Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – поиск оптимальной технологии экологического воспитания в начальной школе.
Для достижения поставленной в курсовой работе мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей.
2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе.
3. Проанализировать формирование у школьников основ экологической культуры.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………….8
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …8
1.2 Содержание экологического воспитания в начальной школе …..............18
ГЛАВА II.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….30
2.1 Экологическая игра как средство воспитания…………………………....30
2.2 Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся………………………………………………………………………….32
2.3 Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру учащихся в начальной школе…………………………………………………35
2.4 Анализ экологических аспектов в книге В.А.Сухомлинского «Сердце
отдаю детям»……………………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….44
В. Л. Сухомлинский был
приверженцем ранней
"Школа под голубым небом"-
это своего рода творческая лаборатория,
в которой идет сложный процесс умственного
развития, физической закалки, духовного
становления, эмоционально-эстетического
роста, трудового приобщения, идейного
пробуждения воспитуемых. Главными педагогическими
средствами являются: природа, язык,
творчество и труд. "...Ребенок по своей
природе - пытливый исследователь, открыватель
мира. Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках, ярких и
трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном
творчестве, в красоте, воодушевляющей
его сердце, в стремлении делать добро
людям" [с. 35-36].
Василий Александрович не составлял
детального плана,что и в какой день он
будет говорить детям, куда он их поведет.
Учитель вводил детей в окружающий мир
так, чтобы они каждый день открывали
для себя что-то новое, чтобы каждый их
шаг был путешествием к началам мышления
и речи - к чудесной красоте природы. Сухомлинский
заботился о том, чтобы каждый его питомец
рос мудрым мыслителем и исследователем,
чтобы каждый шаг познания облагораживал
детское сердце и закалял волю.
Ребенок мыслит образами.
Слушая рассказ воспитателя о путешествии
капли воды, он рисует в своем воображении
и клубы густого тумана, и темную грозовую
тучу, и громкие раскаты грома, и теплый
весенний дождь. Чем ярче в представлении
ребенка эти картины, тем глубже он осмысливает
закономерности природы.
Мысль ученика начальных классов
неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная
насыщенность всего процесса обучения
и, особенно, восприятия окружающего мира,-
это требование, выдвигаемое законами
развития детского мышления.
Сухомлинский стремился к тому,
чтобы окружающий мир и природа постоянно
питали сознание детей яркими образами,
картинами, восприятиями и представлениями,
чтобы законы мышления школьники осознавали
как стройное сооружение, архитектура
которого подсказана еще
39
более стройным сооружением - природой.
Василий Александрович ставил
цель: запечатлеть в сознании ребят яркие
картины окружающей действительности,
добивался того, чтобы процессы мышления
протекали на основе живых, образных представлений,
чтобы дети, наблюдая окружающий мир, устанавливали
причины и следствия явлений, сравнивали
качества и признаки вещей. Его наблюдения
подтвердили важную закономерность умственного
развития ребенка: чем больше абстрактных
истин и обобщений надо усвоить на уроке,
чем напряженнее умственный труд, тем
чаще школьник должен обращаться к первоисточнику
знаний - к природе, тем ярче должны отпечатываться
в его сознании образы и картины окружающего
мира.
В своей школе Сухомлинский организовал
совместно с детьми "остров чудес",
"сад здоровья", "уголок мечты",
"уголок красоты", "комнату сказки",
во 2-м классе с ребятами осуществляли
"путешествие по земному шару".
Педагог построил обучение
в форме игры, но ученики воспринимали
его, как труд. Сухомлинский программировал
всех детей на успех, давал отстающим задания
полегче, чтобы они с ними справились,
после чего хвалил ребенка. Ребенок при
этом не чувствовал себя изгоем и дураком,
учитель не ставил в коллективе ребенка
как неуспевающего, т.е все дети были равны
и одинаковы, хотя, как в любом коллективе
были более сильные дети и более слабые.
Но Сухомлинский с этим боролся и открывал
новые таланты у детей, чтобы каждый нашел
себя в том или ином занятии.
Дети любили воспитателя, и были равными с ним, близкими ему, и именно это равенство стирало всевозможные границы, они были, прежде всего, коллективом и коллективом друзей, а потом уже учениками и учителем. Сухомлинский показал, что все его истины вполне воплощаются в реальность при правильном подходе и обращении с детьми.
Исходя из темы курсовой
работы, можно сделать следующие выводы:
1. Проблема экологического воспитания
и образования существовала всегда, и
будет существовать на всем протяжении
развития общества. Правильное экологическое
воспитание и образование позволит предотвратить
многие экологические проблемы человечества.
Именно в период обучения в начальной
школе дети получают основы систематических
знаний. В начальной школе формируются
и развиваются особенности детского характера,
нравственного облика, воли.
Постановка цели и задач экологического
воспитания позволила определить содержание
воспитательного процесса. Были выделены
основные этапы сущности процесса экологического
воспитания, его тенденции и формы. Для
каждой формы выделены основные критерии
эффективности: массовость, стабильность
и умение применять экологические знания.
Показателями воспитанной личности служат:
экологические знания и умения, практические
результаты, которые выражаются в выполнении
школьниками общественно-полезной природоохранной
работой.
Теоретическая основа
экологического воспитания основывается
на решении задач обучения, воспитания
и развития. Критерием сформированности
ответственного отношения к природе
является нравственная забота о будущих
поколениях. Правильно используя
различные методы воспитания, педагог
может сформировать экологически грамотную
и воспитанную личность.
Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет школьникам усваивать правила и нормы поведения в природе.
Конечная цель экологического образования
— это ответственное детей отношение
к окружающей природе. Важную роль в экологическом
образовании играют межпредметные
связи.
Экологическое содержание
направлено на формирование отношений,
представляющих из себя сплав знаний,
чувств и действий, поэтому оно должно
включать в себя, кроме научно-познавательного
компонента, целостные, нормативные и
практически-деятельностные компоненты.
2. Общество находится перед лицом глобальных экологических проблем. Решение этих проблем зависит: а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы; б) от переориентации духовной.
3. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классов. Эти правила нельзя навязывать.
4. Если формирование экологического сознания
идет на уроке, то нормы экологического
поведения закрепляются в деятельности,
организованной во внеклассной и внешкольной
работе.
1. Аквилева А. К. «Методика преподавания
естествознания в начальной школе». –
М.: ВЛАДОС, 2001г.
2. Антипина Т. В. «Экология и образование
// Воспитание школьников», 2000г.
3. Апраушев А. В. Эколого-педагогический
кооператив"Юный натуралист". //Начальная
школа. -1989.
4. Бухин А. П. «В дружбе с людьми и природой». – М.: Просвещение, 1991г.
5. Вилкова Л. В. «Развивающие игры на уроках природоведения». // Начальная школа, 2006г, №6.
6. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир в начальной школе». – М.; Академия, 1999 год.
7. Грекова Л. И. «В союзе с природой». – М.: Илекса, Ставрополь, Сервисшкола, 2000г.
8. Деревянко В. А. , Савельева С. С. , Бабанский И. Т. Уроки
экологического творчества. //Начальная школа. -1989.
9. Дерим-Оглу Е. Н. , Томилина Н. Г. Материалы к проведению
экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа. -1990.
10. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни-
ков. //Начальная школа. -1992.
11. Жестова Н. С. Проведение экскурсии в лес. //Начальная
школа. -1991.
12. Жестова Н. С. Состояние экологического воспитания уча-
щихся. //Начальная школа. -1989.
13. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны
природы. - М.: Педагогика, 1981.
14. Захлебный А. Н. На экологической тропе.
- М.: Знание, 1986.
15. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и другие.
«Экологическое воспитание
16.Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое
воспитание. //Воспитание
школьников. -1985, N6, С. 30-35. школьников».
– М., 1983г.
17. Зверев И. Д. , Суравегина И. Т. и др. Экологическое
образование школьников. - М. , 1983.
18. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении.
- М. , 1980.
19. Кириллова З. А. Экологическое образование
и воспитание
20.Колесникова Г. И. «Экологические экскурсии
с младшими школьниками». // Начальная
школа, 1999г.
21. Комарова Л. И. «Содержание, цель и задачи программы начального
экологического воспитания». // Начальная школа, 1994г.
22. Климцова Т. А. «Экология в начальной
школе». Из опыта. // Начальная школа, 2000г.
23. Кучер Т. В. Экологическое воспитание
учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
24. Лебедев П. А. Думы павлышского педагога.
//Начальная
школа. -1988.
25. Логовеева Г. П. Экологическое воспитание первоклассников
на уроках
26. Лола В. Л. Учим воспринимать эстетические свойства
природы. //Начальная школа. -1988.
27. Мельчаков Л. Ф. «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению». Пособие для учителя. – М.: 1999.
28.Мороза Е. Е., Горина Л. В. Эколого – гражданский проект «Зеленая аллея памяти». // Начальная школа, 2006г.
29. Николаева С. И. «о некоторых подходах к экологическому воспитанию детей». Дошкольное воспитание, 1990г.
30. Новолодская К. Г. «Методика развития
экологической культуры у младших школьников».
// Начальная школа, 2002 г.
31. Пакулова В. М. , Кузнецова В. И. Методика
преподавания
природоведения. - М: Просвещение, 1990.
32. Плешаков А. А. Изучение темы
"Будем беречь здоровье" в
новом курсе природоведения. //Начальная школа. -1991.
33. Плешаков А. А. Изучение темы "Природа и мы" в новом
курсе природоведения. //Начальная школа. -1991.
34.Плешаков А. А. Изучение темы "Сбережем
воздух, воду,
полезные ископаемые и почву" в новом курсе природоведения. //Начальная школа. -1991.
35. Плешаков А. А. Изучение темы "Сохраним удивительный
мир растений и животных" в новом курсе природоведения. //Начальная школа. -1991.
36. Плешаков А. А. Методические основы нового учебника
природоведения для 3 класса четырехлетней
начальной школы. //Начальная школа. -1991.
37. Плешаков А. А. Методические основы нового
учебника
природоведения для 4 класса четырехлетней начальной школы. //Начальная школа. -1993.
38. Плешаков А. А. Уроки из учебника "Природоведение. 3
класс". //Начальная школа. -1989.
39. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа. //Начальная школа. -1991.
40. Постникова Л. А. Роль опорных схем в формировании природоведческих понятий. //Начальная школа. -1991.
41. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших
школьников. //Начальная школа. -1991.
42. Суравегина И. Т. Методическая система
экологического
образования. //Советская педагогика.
-1988.
43. Суравегина И. Т. , Сенкевич В. М. , Кучер Т. В. Экологическое
образование в школе. //Советская
педагогика. - 1991.
44.В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
45. Трусова Т. М. Воспитание любви к природе.
//Начальная
школа. -1986.
46. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с
правилами поведения
в природе. //Начальная школа. -1988.
47. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших
школьников. //Начальная школа. -1989.
48. Холомкина А. И. Осенняя экскурсия в парк. //Начальная
школа. -1984.
49. Экологическое образование школьников.
/Под ред. Зверева И. Д. , Суравегиной И.
Т. - М.: Педагогика, 1983.
Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе