Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – поиск оптимальной технологии экологического воспитания в начальной школе.
Для достижения поставленной в курсовой работе мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей.
2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе.
3. Проанализировать формирование у школьников основ экологической культуры.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………….8
1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …8
1.2 Содержание экологического воспитания в начальной школе …..............18
ГЛАВА II.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….30
2.1 Экологическая игра как средство воспитания…………………………....30
2.2 Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся………………………………………………………………………….32
2.3 Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру учащихся в начальной школе…………………………………………………35
2.4 Анализ экологических аспектов в книге В.А.Сухомлинского «Сердце
отдаю детям»……………………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….44
-экологические игры;
- конкурсы;
- КВН;
-посещение музеев;
- однодневные походы.
На начальном этапе обучения
детям даются знания о мире людей и мире
природы как ближайшем окружении самого
учащегося. Эти элементарные знания
обеспечат ребенку естественные, социальные
и познавательные потребности. Ребенок
посредством окружающего мира должен
познать разнообразие форм, красок, различных
проявлений, состояний природы, мир растений,
мир животных, сезонные изменения и свое
важное место в этом
мире.
Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний детей о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни отдельного человека и всего общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, рационального использования природных ресурсов.
На формирование экологического
сознания оказывают немаловажное влияние
экологические знания и убеждения. Экологические
представления формируются на уроках
природоведения. Уроки природоведения
включают три уровня изучения природы:
Первый уровень: объекты природы рассматриваются
отдельно, без акцентирования внимания
на связях между ними.
Второй уровень: объекты природы рассматриваются
в их взаимосвязи.
Третий уровень: рассматриваются не
только предметы природы, но и процессы,
связанные с ними. Содержание природоведения
дает основу понимания младшими школьниками
острой необходимости природоохраны,
так как в этом курсе уделяется особое
внимание формированию конкретных знаний
о живой природе.
На основе содержания всех учебных
предметов формируются ведущие идеи и
понятия, которые составляют ядро экологического
образования и воспитания в начальной
школе. На основе накопления фактических
знаний, получаемых из разных предметов,
школьники подводятся к мысли о том, что
природа – это среда и необходимое условие
жизни человека.
Немаловажной для реализации патриотического
аспекта экологического воспитания является
идея, заложенная в программе уроков чтения:
охранять природу – значит охранять свою
Родину. Для каждого человека понятие
Родина связано с родной природой, чувство
ответственности за свою страну
тождественно с чувством ответственности
за ее природу.
По мере изучения тем о природе на уроках
природоведения и чтения само
понятие «природа» постепенно обогащается.
Оно наполняется конкретным содержанием:
знанием об объектах и различных явлениях
природы, природных ландшафтах и сообществах.
К числу важнейших понятий, обязательных
для экологического воспитания школьников,
принадлежит понятие человека как биологического
и социального существа, которое связанного
со средой своего обитания. Учащимся в
начальной школе трудно прийти к осознанию
этой идеи во всей ее полноте, но все же
некоторые элементы знаний о взаимосвязи
человека с
природой они получают.
Огромную познавательную и воспитательную роль
в формировании
бережного отношения школьников к
природе играет раскрытие термина «охрана
природы». Охрана природы - это деятельность,
направленная на сохранение и приумножение
богатств природы. Вопросам охраны природы
уделяется большое внимание на уроках
природоведения и чтения.
Содержание нравственных норм
и правил поведения человека в окружающей
среде раскрываются перед учащимися постепенно,
по мере изучения вопросов охраны конкретных
объектов природы. На доступных и наглядных
примерах дети учатся понимать что можно,
а что нельзя делать в природе, чтобы не
вызвать негативных последствий.
Важнейшим компонентом экологического
воспитания является деятельность самих
школьников. Ее виды дополняют друг
друга: учебная деятельность способствует
теории и практике взаимодействия людей
и природы, а так же овладению приемами
мышления в области экологии; общественно-полезная
деятельность служит для приобретения
опыта принятия рациональных экологических
решений и позволяет внести свою лепту
в изучение и охрану экосистем, пропаганду
экологических идей; игра формирует опыт
понятия
экологически целесообразных решений.
Определяя сущность экологического
воспитания можно выделить некоторые
особенности этого процесса:
1. ступенчатый характер экологического воспитания:
- формирование экологических представлений;
- развитие экологического сознания и чувств;
- формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
- выработка навыков и привычек поведения в природе;
- преодоление потребительского отношения к природе;
1) длительность;
2) сложность;
3) скачкообразность;
4) активность;
2. большое значение психологического
аспекта, который включает в
себя:
1) развитие экологического
2) формирование природосообразных потребностей, мотивов и
установок личности;
3) выработку нравственных и эстетических
чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей
экологической деятельности.
Сочетание доступности и познавательного
интереса, а так же научности материала,
предполагает цели экологического воспитания,
формирование навыков наблюдения и поведения
в природе, развитие творческого мышления,
пробуждение интереса детей к науке.
В образовательном пространстве начальной
школы экологическое воспитание и образование
строится, прежде всего, в соответствии
с особенностями местных природных и социальных
явлений, постепенно знания расширяются
до уровня соседних областей, края, страны,
далее идет
выход за рамки своей родины. Так постепенно
происходит знакомство
школьников с проблемами экологии других
стран и планеты.
Каждый педагог сам определяет последовательность изучаемых на экологических занятиях тем.
В процессе практической
деятельности школьники учатся распознавать
растения и животных своего природного
окружения. Выявляются наиболее характерные
общие и отличительные признаки схожих
видов. Объяснение учителем или самостоятельный
поиск ответов на вопросы о происхождении
названий разных видов животных или растений.
После проводятся занятия по упражнениям,
закрепляющие знания названий рассмотренных
на занятии растений и животных. Далее
детям предлагаются занятия по изучению
способов охраны природы и видов животных
и растений, которым угрожает
исчезновение: знакомство с памятниками
природы, заповедниками,
заказниками, зоопарком, национальными
парками; ботаническими садами, как местами
сохранения и размножения редких видов
животных и растений; с помощью видеофильмов
организация путешествий по заповедникам
нашей страны.
Цель экологического воспитания способствовать пониманию сущности глобальных проблем экологии, подготовка учащихся к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитание гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Задачами
экологического воспитания
- формирование целостного
- обучение детей различным методам познания окружающей среды;
- воспитание нравственного и эстетического отношения
к окружающему
миру, умение вести себя в нем в соответствии
с нормами морали, активное
присвоение нравственных табу и предписаний
в отношениях с окружающей природой;
- физическое развитие школьников
- выработка ответственности за собственное
благополучие, экологию своего тела и
экологическое благополучие окружающей
среды;
-становление начального опыта защиты природы и своего здорового образа жизни.
Формами проведения экологического образования в начальных классах являются:
- предметная форма – на уроках природоведения;
- межпредметная форма – это
экологическое содержание уроков –
практическая реализация внедрения экологического
образования и
воспитания на уроках чтения, математики,
рисования, технологии и др.;
- внеурочная:
- экскурсии на пришкольный участок и близлежащую местность;
- наблюдения и беседы;
- написание сочинений, ролевые игры, викторины;
- сбор опавших листьев, шишек и семян;
- однодневные походы;
- рисунки различной сезонной одежды,
наиболее соответствующей природным
условиям своего района;
- рисунки домов, которые больше всего подходят
к природным условиям своего района и
в которых детям хотелось бы жить;
- рисунки цветников, скверов и парков,
которые хотелось бы иметь на
пришкольном участке или в своем районе;
- экскурсии с целью ознакомления с
источниками загрязнения природы;
- уборка и озеленение территории, разбивка
цветников и другие мероприятия, направленные
на защиту природы и улучшение условий
жизни
людей, растений и животных.
В программе по экологии для
начальной школы поставлены следующие
направления; разработка методического
обеспечения экологического
образования с учётом различных вариативных
моделей; обобщение опыта экологического
воспитания и образования школьников.
В современной концепции воспитания экологической
культуры основное значение имеет технологический
аспект. В его основе лежат современные
образовательные технологии: игровые,
компьютерные тренинговые, и т.д.
Основными методами и формами
воспитания экологической культуры являются:
воспитывающие ситуации: трудовые, проблемные,
игровые, ситуации выбора, а также экологические
знания, построенные на предыдущем опыте.
К формам воспитания экологической культуры
относятся следующие: традиционные учебные
занятия, экологические игры и сказки,
экологическая тропа, опыты, практикумы
и т.д. – то есть те технологические приёмы,
которые в наибольшей степени отвечают
потребностям и возможностям младшего
возраста и позволяют изменить потребительское
отношение учащихся к природе.
Технология воспитания экологической
культуры выполняет функцию двойного
назначения - она позволяет сократить
разрыв между базовым и
дополнительным образованием и перейти
к педагогике развития, расширяя при этом
общий кругозор и эмоциональный мир учащегося.
При исследовании готовности учителя
начальных классов к воспитанию экологической
культуры было выявлено несколько проблем,
с которыми сталкиваются педагогии:
- недостаточная разработанность современных
технологий в области воспитания экологической
культуры (20%);
- слабая методическая подготовка (32%);
-дефицит времени (11%);
-недостаточная помощь со стороны семьи
(7%);
- недостаточная помощь со стороны администрации
школы (10%);
-отсутствие методического материала
(40%).
По мнению большинства педагогов,
наиболее неразработанной является методическая
подготовка в области современных образовательных
технологий: игровых, диалоговых, тренинговых.
Большинство учителей усиливают экологическую направленность
существующих учебников природоведения:
Н.И. Сонин и А.А. Плешаков, предложили вводить
схемы с целью показа взаимосвязи в природе.
Это воспитывает у школьников абстрактное
мышление. Взаимосвязь на первых этапах
вводится в виде динамического рисунка.
Системный подход по экологическому
воспитанию школьников позволяет:
– установить более тесные взаимосвязи
между познанием социальной жизни и познанием
природы;
– создать условия для плавного и целесообразного
формирования нравственно-этических установок;
– обеспечить реальную преемственность
и перспективность изучения окружающей
природы;
– углубить теоретические знания в области
экологии;
– расширить экологические представления детей, конкретизировать их на доступных примерах из жизни;
– сформировать ряд основных экологических понятий, которые составляют соответствующие возрастным возможностям младших школьников первичные знания об экологии, как о науке;
– обеспечить более разнообразную и широкую практическую деятельность
школьников по изучению окружающей среды
и ее охране.
Работа по экологическому воспитанию
в начальной школе позволяет реализовать
образовательный, воспитательный и развивающий
потенциал знаний о природе, обеспечить
самые надежные основы экологической
ответственности детей.
Функции экологического воспитания в начальной школе в обобщенном виде могут быть представлены в следующем виде:
1. Образовательная – это формирование различных представлений
об окружающей природе, человеке и обществе,
элементарная ориентировка в
доступных обществоведческих, естественнонаучных,
исторических и экологических понятиях.
2. Развивающая функция – осознание отдельных доступных для ребенка связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие младшего школьника.
3. Воспитывающая – социализация учащегося
начальной школы, принятие им законов
существования в среде обитания, формирование
в этических и
эстетических чувств, воспитание эмоционального
взгляда на мир, формирование экологической
культуры, формирование умения рационально
организовывать свою жизнедеятельность
в соответствии со знанием своего организма
и гармоничным взаимодействием с окружающей
средой,
обеспечение элементарной эрудиции ребенка,
его культурного фонда.
Исходя из всего
многие другие виды деятельности. Я также
считаю, что большую роль в экологическом
воспитании в начальной школе играет усиление
роли
внеклассных занятий.
Роль занятий по экологическому
воспитанию на классных часах в условиях
школы также постоянно меняется: из формы
организации вербального накопления знаний
они становятся средством обобщения, систематизации
и применения представлений, которые получены
чувственным путем. Структура занятия
представляет собой несколько частей.
Она включает несколько взаимосвязанных
по теме, но различных по типу деятельности
частей (игра, беседа, рассказывание, конструирование
или изобразительная деятельность, просмотр
фильма на экологическую тему, рассматривание
иллюстраций, рассказ учителя, и т.д.).
Этот пример показывает, что обязательной
структурной элементом занятия по экологии
является ролевая игра и продуктивная
деятельность (изобразительная, трудовая,
проведение опытов).
Необходимость проведения
ролевой игры в начальных классах определяется
тем, в ее процессе осуществляется всестороннее
развитие психических процессов и особенно
важного для начального этапа обучения–
воображения.
В этой главе был
проведен анализ состояния экологического
воспитания в начальной школе на современном
этапе. Сделан вывод, что внедрение учебных
предметов и внеклассных мероприятий
способствуют формированию целостного
представления о природном и социальном
мире
посредством органов чувств, познавательного
интереса, а также способности к причинно-следственному
анализу фактов и явлений окружающей действительности.
Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе