Педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экологическое образование дошкольников, как начальное и наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического просвещения населения в России, стало важнейшим направлением в деятельности многих дошкольных учреждений. Сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-сознательного поведения в окружающей среде, привития практических природоохранных навыков, познавательной и творческой активности ребёнка.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Педагогические основы экологического воспитания старших
дошкольников …………………............................
5
Сущность экологического воспитания дошкольников ……..……
5
Программы экологического воспитания старших дошкольников
10
Создание условий для исследовательской деятельности в ДОУ...
15
Глава 2. Опыт экологического воспитания старших
дошкольников ………………………………………………………………….
17
2.1. Роль экскурсий в экологическом воспитании старших
дошкольников ……………………………………….........................................
17
2.2. Знакомство старших дошкольников с растениями из Красной
книги………………………………………........................................................
20
2.3. Роль родителей в воспитании старших дошкольников.........................
23
Заключение …………………………………………………………………….
28
Список литературы …………………………………………

Файлы: 1 файл

К.Р. Экология.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….

3

Глава  1. Педагогические основы экологического воспитания старших

дошкольников …………………............................

5

    1. Сущность экологического воспитания дошкольников ……..……

5

    1. Программы экологического воспитания старших дошкольников

10

    1. Создание условий для исследовательской деятельности в ДОУ...

15

Глава 2. Опыт экологического воспитания старших

дошкольников ………………………………………………………………….

17

2.1. Роль экскурсий в экологическом воспитании старших

дошкольников ……………………………………….........................................

17

2.2. Знакомство старших дошкольников с растениями из Красной

книги………………………………………........................................................

20

2.3. Роль родителей в воспитании старших дошкольников.........................

23

Заключение …………………………………………………………………….

28

Список литературы ……………………………………………………………

30


 

 

Введение

 

В настоящее время экологическое  образование дошкольников, как начальное  и наиболее значимое звено в системе  непрерывного экологического просвещения  населения в России, стало важнейшим  направлением в деятельности многих дошкольных учреждений. Сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-сознательного поведения в окружающей среде, привития практических природоохранных навыков, познавательной и творческой активности ребёнка.

В дошкольном детстве закладываются  основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.

Экологические знания являются необходимым условием воспитания осознанно-бережного  отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к среде.

В настоящее время экологическое  образование дошкольников, как начальное  и наиболее значимое звено в системе  непрерывного экологического просвещения  населения в России, стало важнейшим  направлением в деятельности многих дошкольных учреждений. Сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-сознательного поведения в окружающей среде, привития практических природоохранных навыков, познавательной и творческой активности ребёнка.

В дошкольном детстве закладываются  основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы; о том, что природа является средой обитания для человека.

Экологические знания являются необходимым условием воспитания осознанно-бережного  отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира.

Цель работы: изучить структуру экологического воспитания детей в дошкольном учреждении.

Объект исследования: экологическое  воспитание в дошкольном учреждении.

Предмет исследования разнообразные  формы и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Задачи работы:

  • изучить сущность экологического воспитания в дошкольном учреждении;
  • охорактеризовать программы экологического воспитания дошкольников и возрастные особенности;
  • проанализировать опыт экологического воспитания старших дошкольников.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников

1.1 Сущность экологического  воспитания дошкольников

 

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое  направление, которое появилось  на рубеже 80-х и 90-х годов и в  настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный  раздел «Ознакомление детей с  природой», смысл которого состоит  в том, чтобы сориентировать маленьких  детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному  наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавить причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно  связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих  на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно  важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал  экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих  в дальнейшем, в соответствии с  Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать  в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с  природой, который обеспечит его  выживание и развитие.

Эта цель согласуется с  Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической  культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под  руководством взрослых с предметно-природным  миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию  в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Отношение, построенное вне  понимания закономерных связей в  природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Биоцентрический подход к  вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу  и рассматривающий человека как  ее часть, выдвигает необходимость  изучения закономерностей, которые  существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с  ней и самому жить по ее законам.

Это тем более важно  для России, спецификой которой являются большая протяженность и географическое разнообразие. Исторически сложившееся благоговейное отношение народов России к природе, представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной тенденцией в образовании. Можно отметить и тот факт, что в России не прижился термин «образование в области окружающей среды», который принят во всем мире и, который отражает антропоцентрические тенденции во взаимоотношении человека с природой. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, соответствует российской специфике и решению существующих экологических проблем средствами образования.

Изучение законов природы  может быть начато в дошкольном детстве  в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого  процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

В этом случае содержание экологических  знаний охватывает следующий круг:

  • связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
  • многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
  • человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
  • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными  примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

Информация о работе Педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников