Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа
В настоящее время экологическое образование дошкольников, как начальное и наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического просвещения населения в России, стало важнейшим направлением в деятельности многих дошкольных учреждений. Сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-сознательного поведения в окружающей среде, привития практических природоохранных навыков, познавательной и творческой активности ребёнка.
Введение ……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Педагогические основы экологического воспитания старших
дошкольников …………………............................
5
Сущность экологического воспитания дошкольников ……..……
5
Программы экологического воспитания старших дошкольников
10
Создание условий для исследовательской деятельности в ДОУ...
15
Глава 2. Опыт экологического воспитания старших
дошкольников ………………………………………………………………….
17
2.1. Роль экскурсий в экологическом воспитании старших
дошкольников ……………………………………….........................................
17
2.2. Знакомство старших дошкольников с растениями из Красной
книги………………………………………........................................................
20
2.3. Роль родителей в воспитании старших дошкольников.........................
23
Заключение …………………………………………………………………….
28
Список литературы …………………………………………
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям. Они очень нужны всем.
Любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к растениям.
В заключение проекта дети создали альбомы: Красная книга. Растения Оренбургской области. «Охраняйте растения! Берегите природу!»
2.3 Роль родителей
в воспитании старших
Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играют родители. Совместно с родителями проводятся вечера вопросов и ответов, беседы, экскурсии, экологические тропы.
На родительских собраниях через различные виды наглядной агитации педагог совместно со старшим воспитателем и родителями разрабатывает план экологических мероприятий. Которые предполагают повседневное внимание к данной проблеме.
После проведения консультации совместно с родителями определяются положения для подержания интереса детей к экологии.
В этом велика роль мамы и папы, которые своим отношением к природе, своим поведением оказывают сильное воздействие на личность ребенка. Таким образом велика необходимостью донести до родителей, что показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания поведения в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.
В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.
Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье.
Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.
«…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги».
Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое воспитание с эстетическим. Возьмем одно из чудес природы – цветы. Они не раз пробуждали в людях вдохновение.
Народная пословица гласит: «Кто любит цветы, тот не может быть злым».
Тысячи цветов украшают землю и всегда дарят людям радость. Вот почему в разных странах в честь цветов устраиваются праздники. Древние греки и римляне преклонялись перед гиацинтами и лилиями, у славян был праздник Ивана Купалы, когда искали мифический Перунов огнецвет (цветок папоротника). А если цветы собраны в красиво оформленные композиции, то это уже искусство и зародилось оно в Японии в VI веке, получив название – икебана. Японские мастера украшали ими храмы и дворцы, а затем красивые композиции из растений стали украшать интерьеры жилых помещений.
Каждому человеку доступно развести цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это – уют в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе.
Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы, села. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку с гроздьями алых ягод или вырвать с корнем молодое деревце. Они остановят тех, кто попытается из рогатки подбить птицу или растерзать яркую весеннюю бабочку, которая весело порхает над цветами в скверах и парках, будут оберегать природу и самого человека.
Но чтобы таких людей
на нашей Земле было большинство,
необходимо с первых шагов своим
действием закладывать в
Память людей сохранила много примеров такого бережного взаимоотношения человека и природы. Это целая школа народной мудрости, которая окажет существенную помощь в экологическом воспитании детей. Родителям только надо умело использовать весь педагогический арсенал в процессе воспитания: сказки и эпосы, пословицы, загадки и поговорки, предания и былины, поверия и верования, чтобы возродить в человеке чувство благоговейного отношения ко всему живому и неживому на земле.
Язык природы – это музыка звуков. Журчание лесного ручейка, ревущий стон бушующего моря, убаюкивающий шелест листвы, переливы певчих птиц, жужжание насекомых, дробный стук дятла. Трудно представить себе, что вдруг пропадут все эти звуки и наступит абсолютная тишина, тогда в душе человека появится страх полного одиночества. Вот почему наполняются радостно наши сердца, когда наступает весна, и снова мы слышим голос природы – этот животворный симфонический оркестр лесов, полей, лугов, рек, морей и гор.
Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков специально записывал голоса птиц и очень удачно вводил их в свои музыкальные произведения.
Пение птиц воздействует на людей не само по себе, а вместе со всей окружающей природой, являясь источником творческих побуждений и основой для изображения картин природы.
А колыбельные песни, которые поет мама своему малышу, не сама ли природа? Колыбельная песня – это связь с миром у малыша, его первое познание музыки природы, песня нежности.
Ученые утверждают, что живые организмы растут быстрее, если около них звучит музыка. Утверждают также, что успокаивающе действует на людей и вызывает радость общение с животными: кошками, собаками, хомячками, черепашками и т. д.
Среди людей подобного типа можно назвать английского ученого-натуралиста Джеральда Даррелла. Еще юношей он приносил домой различных четвероногих и пернатых питомцев. Основная цель его жизни была познакомиться с животным миром, увидеть зверей и птиц в их родной обстановке. Об этом Даррелл рассказывает в своих удивительных книгах. Образы животных, изображенные в них, запоминаются своей трогательностью и индивидуальностью. Было бы очень полезно иметь книги Джеральда Даррелла, Бернгарда Гржимека и других писателей-натуралистов в домашней библиотеке, чтобы дети могли их прочитать.
Книги о животных помогут понять и с уважением относится к животным, не выбрасывать своих питомцев на улицу, правильно ухаживать за ними и не истреблять их.
Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают к природе детей. Походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.
Но экскурсия в природу – это не только восстановление физических сил, это еще и познание окружающего мира, умение видеть красоту. Но видят красоту природы люди по-разному.
Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на земле, однако это еще не означает, что вся природа принадлежит ему, как он надменно воображает. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать ее богатства и беречь ее несравненную красоту.
Любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека. Люди должны сохранять природу не только для себя, но и для потомков. Воспитывать у молодежи потребность охранять природу – ответственная задача взрослых.
Таким образом, экологическое воспитание неразрывно связано с семейным воспитанием, и чем раньше родители начнут обращать внимание ребенка на окружающей мир, тем быстрее ребенок научится беречь и охранять природу, а значит станет экологически грамотным человеком.
Заключение
Проблеме формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. Большой вклад в разработку методики экологического воспитания детей внесли Н.А. Рыжова, Н.Н. Поддъяков, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева.
Формирование экологических
о росте и развитии живых существ
– одно из главных условий выработки
такого отношения к окружающему
миру, которое носит эмоционально-
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние.
Наша задача — помочь ему проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого исследователя и его окружения. Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения представления и защиты результатов, полученных в исследовании.
В современной образовательной практике значение исследовательской деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам хотел бы исследовать практически все. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем наиболее важным. В итоге учебная деятельность предельно автономизируется от познавательной и становится скучной повинностью. Стремясь сделать благое дело — научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.
Важно, чтобы учебная деятельность ребенка была максимально приближена к исследовательской, познавательной деятельности. Основная движущая сила исследовательского обучения — система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми. Требуются не любые вопросы а вопросы, в которых сталкиваются противоречия. Потребность в преодолении противоречий — один из самых мощных двигателей мысли.
В связи со сказанным особое значение в процессе формирования экологических представлений приобретает исследовательская деятельность с объектами живой природы. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о животном и растительном мире.
Список литературы
Информация о работе Педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников