Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа
В настоящее время экологическое образование дошкольников, как начальное и наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического просвещения населения в России, стало важнейшим направлением в деятельности многих дошкольных учреждений. Сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-сознательного поведения в окружающей среде, привития практических природоохранных навыков, познавательной и творческой активности ребёнка.
Введение ……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Педагогические основы экологического воспитания старших
дошкольников …………………............................
5
Сущность экологического воспитания дошкольников ……..……
5
Программы экологического воспитания старших дошкольников
10
Создание условий для исследовательской деятельности в ДОУ...
15
Глава 2. Опыт экологического воспитания старших
дошкольников ………………………………………………………………….
17
2.1. Роль экскурсий в экологическом воспитании старших
дошкольников ……………………………………….........................................
17
2.2. Знакомство старших дошкольников с растениями из Красной
книги………………………………………........................................................
20
2.3. Роль родителей в воспитании старших дошкольников.........................
23
Заключение …………………………………………………………………….
28
Список литературы …………………………………………
Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом) не более 10-12 минут. Важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой (за урок не более трех раз).
Особенности памяти таковы, что ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти. Использование наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании.
Возрастные особенности детей предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.
Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на его замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной положительной поддержки и одобрения.
Глава 2. Опыт экологического воспитания старших дошкольников
2.1 Роль экскурсий
в экологическом воспитании
Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию дошкольников, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся
с растениями, животными и условиями
их обитания, а это способствует
образованию первичных
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).
Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.
Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.
Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
К экскурсии воспитателю
следует подготовить
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.
Через 2--3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Таким образом, экскурсия является необходимым средством экологического воспитания дошкольников. Грамотно проведенная экскурсия решает массу задач экологического воспитания, в частности: ознакомления детей с объектами природы, наблюдения за живой и неживой природной, сезонными явлениями и т.д., что в свою очередь расширяет экологические знания дошкольников.
2.2 Знакомство
старших дошкольников с
Существует большое количество форм работы с дошкольниками по ознакомлению с растениями Красной книги России, это беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций и т.д.
Для ознакомления дошкольников с Красной книгой России мы предлагаем проект «Растения России занесенные в красную книгу».
Экологический проект «Растения России занесенные в красную книгу»
развивает интерес детей к представителям растительного мира – цветам и деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; способствует гармоничному формированию разных видов отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Проект способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе России, родного края.
Главными целями проекта являются:
Основные задачи проекта: знакомство детей с растительным миром в природе; обучение составлению схем, использование моделей; развитие фантазии, воображения, активную речь; воспитание бережного отношения к природным ресурсам; совершенствование навыков исследовательских действий (умение ставить вопросы, выдвигать свои гипотезы, предлагать выход из проблемных ситуаций, рассуждать); развитие коммуникативной культуры (умение выслушать другого, совместное решение проблем и т.д.)
В рамках проекта проводятся занятия, беседы, выставки, совместные с родителями экскурсии и т.д.
Исследовательский этап проекта включал в себя знакомство с растениями Оренбургской области, занесенными в Красную книгу. Дети знакомились с данными растениями на занятиях, просматривая фильмы, книги, отыскивая сведения в Интернете совместно с родителями.
Дети совместно с родителями выполняют следующие задания: У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у растения? Дети внимательно рассматривают территорию рядом с растением и стараются отыскать его семью. Далее рисуют семейный портрет растения. В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о растениях, о природе родного края, широко используется игровая деятельность (настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые и др.), включались игры регионального компонента («Бортничество», «Медведь и пчелы», «Хитрый заяц» и др.).
Проект строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности.
Совместно с родителями дети составили перечень растений Оренбургской области занесенных в Красную книгу.
Около 40 видов растений занесены в Красную книгу Оренбургской области. Из злаков список включены ковыли красивейший, перистый, Залесского, опушеннолистный и тонконог жестколистный.
В Красную книгу занесено 8 видов орхидей, произрастающих на территории Оренбургской области, среди них башмачок крупноцветковый, липарис Лезеля и ятрышник шлемоносный. Из семейства лилейных в этот список вошли тюльпан Шренка и рябчик русский. В Красную книгу занесены солодка Коржинского, копеечники крупноцветковый, серебролистый, Разумовского, чина Литвинова из семейства бобовых. Из водных растений в этом списке - водяной орех, или чилим, произрастающий в ряде пойменных озер по Уралу, ниже города Оренбурга и Илека. Большую группу редких растений области составляют эндемики и реликты.
Уральские скалъно-горностепные эндемики - остатки древней растительности, развитой на каменистых и щебенистых почвах в третичном периоде. В этом списке - гвоздики иглолистная и уральская, живокость уральская, оносма губерлинская, шлемник остролистный и другие виды.
Реликтовыми видами области являются можжевельник казацкий, овсец пустынный, клаусия солнцепечная, истод сибирский, а также сальвиния плавающая и водяной орех, которые сохранились с доледникового периода.
Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили и составили рекомендации:
Информация о работе Педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников