Место и роль слова в экологическом воспитании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:37, контрольная работа

Краткое описание

Детская литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображения и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Оглавление

1. Роль художественной литературы в познании природы и формировании любви к ней.
2. Значение и особенности бесед о природе.
3. Обучение дошкольников составлению рассказов о природе.
4. Место словесных приёмов в экологическом воспитании дошкольников.

Файлы: 1 файл

Детская литература служит могучим действенным средством умственного.docx

— 51.70 Кб (Скачать)

Место и роль слова в экологическом воспитании дошкольников

 

1.     Роль художественной литературы в познании природы и                                                                                          формировании любви к ней.

2.    Значение и особенности бесед о природе.

3.   Обучение дошкольников составлению рассказов о природе.

4. Место словесных приёмов в экологическом воспитании дошкольников.

 

  1. Роль художественной литературы в познании природы и                                                                                          формировании любви к ней.

Детская литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное  влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная  литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображения и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают   лаконичность и точность слова,  в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста, помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе помогает всестороннему развитию дошкольника. Многие книги о природе для детей написаны учеными биологами, содержание их  научно-достоверно, она помогает детям познать природу во всем ее многообразии, тем самым способствуя интеллектуальному и познавательному развитию.

Художественная литература  о природе глубоко воздействует на чувства детей  - это помогает в воспитании эстетических представлений, любви  и бережного отношения к природе.

Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребенку прочтение художественных произведений. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им  навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателями стоит сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувством, поступкам или лирическим переживанием автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.

А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить с произведениями, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественные  формы. Педагог   должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, уметь ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном  его восприятии. Умение воспринимать  литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Очень важно донести до ребенка и познавательную и эстетическую сущность литературного произведения.

К.Д.Ушинский писал: «…не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой, а иногда пустой рассказ целый том разнообразных словесных толкований».

В круг детской литературы природоведческого характера входят:

Произведения устного творчества русского народа и народов мира.

  • Потешки;
  • Пословицы;
  • Поговорки;
  • Былины;
  • Мифы;
  • Сказания;
  • Легенды;
  • Загадки.

Классическая детская литература

  • Поэзия;
  • Проза.
  • Современная русская и зарубежная литература

 

 Произведения устного творчества русского народа и народов мира - песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки - это всё произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

 
           Потешки – это жанр устного народного творчества. Потешки помогают научить маленького человечка понимать человеческую речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово. А слово в потешке напрямую связано с жестом.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Были́ны — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веках; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Мифы — сказания, передающие представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Сказание - рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания.

Леге́нда — одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

Загадка  — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.

Классическая литература — корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи. Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей.

Поэ́зия — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное. Нередко слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст.

Про́за — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.

Главная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Экологическая культура  дошкольников – это осознанно правильное  отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя: само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном. Дети слушают литературные произведения, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Такие  разные формы деятельности позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая  является для детей источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности.

 Одним из первых   писателей-природоведов для детей был В. В. Бианки. В своих произведениях он сохраняет особенности народной сказки и в этой форме дает детям научные знания о природе. Содержание книг В. Бианки научно достоверно, оно помогает детям познавать природу во всем ее многообразии.

Еще один автор познавательных книг для детей - Н. Павлова. Она использует сказочную форму изложения, для сообщения детям реальных событий и знаний.

     Характерна для познавательных сказок Н. Павловой вера в торжество правды, справедливости. Читая ее сказки, приходишь к выводу, что познавательный материал связывается с воспитательным.

Главный герой произведений Пришвина - умный и любознательный человек, относящийся к природе любовно и бережно. Писатель-природовед Е. Чарушин любит наблюдать за животными.

 Рассказы Чарушина производят тем более сильное впечатление, что он сам их иллюстрирует. «Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства». ( С.Н. Николаева).  

Тема произведений Н. Сладкова - жизнь детенышей зверей и птиц. Сладков дает детям знания о природе в форме реалистического рассказа.

 Интерес к книге  у ребенка проявляется рано. И, впоследствии, по мере взросления, его нужно развивать и углублять. Для этого в детском саду  используются разные произведения: сказки, рассказы, стихотворения отечественных  и зарубежных писателей. Детская  природоведческая книга способствует  обогащению, расширению диапазона  имеющихся у дошкольников знаний  о природе;  формированию у детей материалистического миропонимания, основы представления о мире природы.  Чтение природоведческой литературы делает понятным, доступным, ясным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы, и знакомит  с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно.  

С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, о необычных эпизодах взаимодействия человека и природы, уточнить и конкретизировать представления о предметах, явлениях. Чтение художественного произведения  развивает у детей познавательный интерес, наблюдательность,  помогает осознать общую  экологическую картину мира. Природоведческая книга помогает воспитателю объяснить детям суть экологических проблем, причины их появления, дает возможность дошкольникам осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.  Природоведческая литература,  как и любая художественная литература,  рекомендованная для чтения детям,  служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Слушая и воспринимая книгу, ребенок  учится думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. У него развивается память, мышление, внимание, воображение.

 В поэтических образах  художественная литература открывает  и объясняет ребенку жизнь  общества и природы, мир человеческих  чувств и взаимоотношений. Она  делает эмоции более насыщенными, и дает дошкольнику прекрасные  образцы русского литературного  языка. Образный язык произведений  и иллюстрации художников способствуют  развитию у детей эстетического  восприятия. В занимательной, высокохудожественной  форме авторы книг о природе  дают маленькому читателю (или  слушателю)  не только знания о природе, но и воспитывают в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла. Они учат сопереживать, радоваться, сострадать, постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем.

Информация о работе Место и роль слова в экологическом воспитании дошкольников