Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа
цель исследования: Изучить роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников .
Эта цель включает ряд задач:
* способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;
* познакомить детей с экологическими факторами среды обитания растений;
* изучить методическую литературу по теме исследования;
* сформировать растениеводческие умения и навыки старших дошкольников с помощью комплекса мероприятий по ознакомлению с комнатными растениями.
Глава 1 Изучение комнатных растений со старшими дошкольниками
1. Роль комнатных растений в работе с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………………..
2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями……………………...
3. Принципы подбора комнатных растений в разных возрастных группах…...
4. Особенности методики формирования представлений и
положительного отношения к комнатным растениям …………………………….
Глава 2 Биологический подход к содержанию комнатных растений…………….
2.1 Уход за комнатными растениями ………………………………………………
2.2 Размножение комнатных растений …………………………………………….
Глава 3 Повышение эффективности работы по экологическому
воспитанию старших дошкольников с помощью комнатных растений…………
3.1 Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы ДОУ№30
о комнатных растениях……………………………………………………………….
3.2 Формирующий эксперимент по развитию знаний о комнатных
растениях детей подготовительной группы ДОУ №30 г. Бузулука………………
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня
знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы…………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………………..
Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
1) констатирующий этап;
2) формирующий этап;
3) контрольный этап.
В педагогическом эксперименте принимали участие две подгруппы детей по 10 человек, составляющих экспериментальную группу и контрольную группу соответственно.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня знаний о растениях дошкольников подготовительной группы.
Уровень сформированности знаний о комнатных растениях определялся во следующим критериям:
1) знания названий комнатных растений;
2) знания о росте и размножении комнатных растений;
3) знания о сезонных изменениях в жизни комнатных;
4) навыки ухода за комнатными растениями.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о комнатных растений:
Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень:
Ребенок самостоятельно называет все предложенные комнатные растения; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; рассказывает и показывает, как правильно ухаживать за ними; проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень:
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии комнатных растений; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень:
Ребенок затрудняется называть и показывать комнатные растения; затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями; практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Работа
по выявлению уровня знаний о комнатных
растениях у детей
Результаты
констатирующего эксперимента проведенного
в экспериментальной и контрольной
группах были занесены в таблицы 1 и 2 соответственно.
Таблица 1
Результаты
уровня знаний детей
подготовительной (экспериментальной)
группы на этапе констатирующего
эксперимента
Вопросы | Средний уровень | |||||||||||
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Азамов Азамат | С | С | С | Н | В | С | Н | С | С | Н | С |
2 | Богданов Данил | Н | С | Н | С | С | С | Н | Н | Н | Н | Н |
3 | Баскаков Никита | С | Н | Н | Н | С | Н | С | Н | Н | С | Н |
4 | Веселов Илья | С | С | Н | Н | С | Н | Н | С | С | Н | Н |
5 | Душакова Таня | С | С | С | В | С | В | С | С | В | С | С |
6 | Жидова Полина | С | С | Н | Н | С | Н | С | Н | С | Н | Н |
7 | Кленина Настя | В | С | В | В | С | С | С | С | В | С | С |
8 | Смирнова Маша | С | Н | С | Н | Н | С | Н | Н | Н | С | Н |
9 | Спиридонов Данил | С | В | В | В | С | С | В | С | В | С | В |
10 | Мишина Марина | С | В | С | С | С | С | С | С | В | С | С |
Высокий | 10% | |||||||||||
Средний | 30% | |||||||||||
Низкий | 60% |
Таблица
2
Результаты
уровня знаний детей
подготовительной (контрольной)
группы на этапе констатирующего
эксперимента
Вопросы | Средний уровень | |||||||||||
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Безрукова Вика | С | С | Н | Н | С | Н | С | Н | С | Н | Н |
2 | Брайцева Маша | В | С | В | В | С | С | С | С | В | С | С |
3 | Васильченко Лиза | С | Н | С | Н | Н | С | Н | Н | Н | С | Н |
4 | Галлиев Амир | С | В | В | В | С | С | В | С | В | С | В |
5 | Литвинова Даша | С | В | С | В | В | С | В | В | В | С | В |
6 | Обухова Диана | С | С | С | Н | В | С | Н | С | С | Н | С |
7 | Скворцова Алина | Н | С | Н | С | С | С | Н | Н | Н | Н | Н |
8 | Штоббе Яна | С | Н | Н | Н | С | Н | С | Н | Н | С | Н |
9 | Штудент Вова | С | С | Н | С | С | Н | С | С | С | Н | С |
10 | Чаплыгин Кирилл | С | С | С | В | С | В | С | С | В | С | С |
Высокий | 20% | |||||||||||
Средний | 40% | |||||||||||
Низкий | 40% |
Полученные результаты показывают, что дети контрольной группы показали более высокие результаты знаний о комнатных растениях, в отличие от детей экспериментальной группы. Высокие результаты в ходе констатирующего обследования получили 20% детей контрольной группы и 10% детей экспериментальной группы, средний результат показали 40% детей контрольной группы и 30% - экспериментальной, низкий результат был выявлен у 40% детей контрольной группы, и 60% детей экспериментальной группы.
Для более наглядного представления полученных результатов мы построили сравнительную диаграмму уровня знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы (контрольной и экспериментальной) на этапе констатирующего эксперимента (диаграмма 1).
Диаграмма
1
Сравнительные результаты уровня знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы (контрольной и экспериментальной) на этапе констатирующего эксперимента
Сравнив
полученные результаты эксперимента
на констатирующем этапе, мы приходим
к выводу о необходимости проведения эксперимента
формирующего знания о комнатных растениях.
3.2
Формирующий эксперимент
по развитию знаний
о комнатных растениях
детей подготовительной
группы ДОУ №30 г. Бузулука
Для успешных результатов экологического воспитания в группах ДОУ№30 г. Бузулука созданы необходимые условия для экологического воспитания и образования дошкольников. В течение учебного, воспитатели с детьми наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений.
В подготовительных группах ведется работа по наблюдению за ростом, размножением, цветением комнатных растений. Дети по очереди дежурят в уголке природы. В обязанности дежурных входит полив, рыхление , уход за листьями комнатных растений.
Используя предоставленные условия дети принимают активное участие в изучении комнатных растений.
На этапе формирующего эксперимента нами занята подготовительная (контрольная) группа детей. Контрольная группа занимается по Программе воспитания и обучения детей в детском саду.
Для облегчения работы на этапе формирующего эксперимента нами был составлен перспективный план по развитию знаний о комнатных растениях у детей подготовительной (экспериментальной) группы ДОУ №30 г. Бузулука, его содержание отражено в таблице 1.
Таблица
3
Перспективный
план по формированию
представлений о
комнатных растениях
и правилах ухода за
ними
Занятие
№1
Тема: «Путешествие с комнатными растениями» |
Цель: Познакомить детей с многообразием комнатных растений. |
Игра «Кто быстрее?» | Цель: закрепить
представления детей о внешнем виде
растения.
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. |
Занятие
№2 Тема: «Размножение
растений» |
Цель занятия: Дать детям представление о размножении растений с помощью корня, стебля, листьев. |
Игра «Скорая помощь» | Цель: воспитывать
заботливое отношение к растениям, желание
оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь. |
Занятие
№3
Тема «Целебные комнатные растения» |
Цель: познакомить
детей с целебными комнатными растениями.
|
Игра «Найди по описанию» | Цель: закрепить
представление об особенностях внешнего
вида комнатных растений, учить детей
самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам. |
Занятие №4 Тема «Что мы знаем о комнатных растениях» | Цель: познакомить детей с целебными комнатными растениями. |
Игра «Посадим комнатное растение» | Цель: Закрепить умения детей сажать комнатные растения. |
Информация о работе Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников