Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

цель исследования: Изучить роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников .
Эта цель включает ряд задач:
* способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;
* познакомить детей с экологическими факторами среды обитания растений;
* изучить методическую литературу по теме исследования;
* сформировать растениеводческие умения и навыки старших дошкольников с помощью комплекса мероприятий по ознакомлению с комнатными растениями.

Оглавление

Глава 1 Изучение комнатных растений со старшими дошкольниками
1. Роль комнатных растений в работе с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………………..
2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями……………………...
3. Принципы подбора комнатных растений в разных возрастных группах…...
4. Особенности методики формирования представлений и
положительного отношения к комнатным растениям …………………………….
Глава 2 Биологический подход к содержанию комнатных растений…………….
2.1 Уход за комнатными растениями ………………………………………………
2.2 Размножение комнатных растений …………………………………………….
Глава 3 Повышение эффективности работы по экологическому
воспитанию старших дошкольников с помощью комнатных растений…………
3.1 Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы ДОУ№30
о комнатных растениях……………………………………………………………….
3.2 Формирующий эксперимент по развитию знаний о комнатных
растениях детей подготовительной группы ДОУ №30 г. Бузулука………………
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня
знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы…………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

       Педагогический  эксперимент проходил в три этапа:

       1) констатирующий этап;

       2) формирующий этап;

       3) контрольный этап.

       В педагогическом эксперименте принимали  участие две подгруппы детей по 10 человек, составляющих экспериментальную группу и контрольную группу соответственно.

       Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня знаний о растениях дошкольников подготовительной группы.

       Уровень сформированности знаний о комнатных  растениях определялся во следующим критериям:

       1) знания названий комнатных растений;

       2) знания о росте и размножении комнатных растений;

       3) знания о сезонных изменениях  в жизни комнатных;

       4) навыки ухода за комнатными  растениями.  

       Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о комнатных растений:

       Определение характерных особенностей растительного  мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

       Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

       Инструкция  к проведению.

  1. Педагог предлагает ребенку пять комнатных растений и просит назвать и показать их.
  2. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
  3. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  4. Для чего людям нужны комнатные растения?
  5. Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
  6. Какие из растений требуют частого полива?
  7. Какие  из растений любят свет и тепло?
  8. Какие из растений красиво цветут, а какие не цветут вовсе ?
  9. Покажи, как правильно поливать растения.
  10. Покажи, как нужно рыхлить растения.

       Оценка  результатов деятельности

       Высокий уровень:

       Ребенок самостоятельно называет все предложенные комнатные растения; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; рассказывает и показывает, как правильно ухаживать за ними; проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

       Средний уровень:

       Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии комнатных растений; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений; рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

       Низкий  уровень:

       Ребенок затрудняется называть и показывать комнатные растения; затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями; практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

       Работа  по выявлению уровня знаний о комнатных  растениях у детей подготовительной группы проходил в форме индивидуальной работы с каждым участником эксперимента.

       Результаты  констатирующего эксперимента проведенного в экспериментальной и контрольной группах были занесены в таблицы 1 и 2 соответственно.  

       Таблица 1

       Результаты  уровня знаний детей  подготовительной (экспериментальной)  группы на этапе констатирующего эксперимента 

    Вопросы Средний уровень
Ф.И. ребенка  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Азамов Азамат С С С Н В С Н С С Н С
2 Богданов Данил Н С Н С С С Н Н Н Н Н
3 Баскаков Никита С Н Н Н С Н С Н Н С Н
4 Веселов Илья С С Н Н С Н Н С С Н Н
5 Душакова Таня С С С В С В С С В С С
6 Жидова Полина С С Н Н С Н С Н С Н Н
7 Кленина Настя  В С В В С С С С В С С
8 Смирнова Маша С Н С Н Н С Н Н Н С Н
9 Спиридонов  Данил С В В В С С В С В С В
10 Мишина Марина С В С С С С С С В С С
Высокий 10%
Средний 30%
Низкий 60%
 
 

 

       

       Таблица 2  

       Результаты  уровня знаний детей  подготовительной (контрольной)  группы на этапе констатирующего эксперимента 

    Вопросы Средний уровень
Ф.И. ребенка  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Безрукова Вика С С Н Н С Н С Н С Н Н
2 Брайцева Маша В С В В С С С С В С С
3 Васильченко Лиза С Н С Н Н С Н Н Н С Н
4 Галлиев Амир С В В В С С В С В С В
5 Литвинова Даша С В С В В С В В В С В
6 Обухова Диана  С С С Н В С Н С С Н С
7 Скворцова Алина  Н С Н С С С Н Н Н Н Н
8 Штоббе Яна  С Н Н Н С Н С Н Н С Н
9 Штудент Вова С С Н С С Н С С С Н С
10 Чаплыгин Кирилл С С С В С В С С В С С
Высокий 20%
Средний 40%
Низкий 40%
 

       Полученные  результаты показывают, что дети контрольной  группы показали более высокие результаты знаний о комнатных растениях, в отличие от детей экспериментальной группы. Высокие результаты в ходе констатирующего обследования получили 20% детей контрольной группы и 10% детей экспериментальной группы, средний результат показали 40% детей контрольной группы и 30% -  экспериментальной, низкий результат был выявлен у 40% детей контрольной группы, и 60% детей экспериментальной группы.

       Для более наглядного представления  полученных результатов мы построили сравнительную диаграмму уровня знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы (контрольной и экспериментальной) на этапе констатирующего эксперимента (диаграмма 1).

       Диаграмма 1  

       Сравнительные результаты уровня знаний о комнатных растениях  детей подготовительной группы (контрольной  и экспериментальной) на этапе констатирующего  эксперимента

       Сравнив полученные результаты эксперимента на констатирующем этапе, мы приходим к выводу о необходимости проведения эксперимента формирующего знания о комнатных растениях. 

 

       

       3.2 Формирующий эксперимент по развитию знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы ДОУ №30 г. Бузулука 

       Для успешных результатов экологического воспитания в группах ДОУ№30 г. Бузулука созданы необходимые условия для экологического воспитания и образования дошкольников.  В течение учебного, воспитатели с детьми наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений.

       В подготовительных группах ведется  работа по наблюдению за ростом, размножением, цветением комнатных растений. Дети по очереди дежурят в уголке природы. В обязанности дежурных входит полив, рыхление , уход за листьями комнатных растений.

       Используя предоставленные условия дети принимают  активное участие в изучении комнатных  растений.

       На  этапе формирующего эксперимента нами занята подготовительная (контрольная) группа детей. Контрольная группа занимается по Программе воспитания и обучения детей  в детском саду.

       Для облегчения работы на этапе формирующего эксперимента нами был составлен  перспективный план по развитию знаний о комнатных растениях у детей подготовительной (экспериментальной) группы ДОУ №30 г. Бузулука, его содержание отражено в таблице 1.

 

       

       Таблица 3  

       Перспективный план по формированию представлений о  комнатных растениях и правилах ухода за ними 
 

Занятие №1

Тема: «Путешествие с комнатными растениями»

Цель: Познакомить детей с многообразием комнатных растений.
Игра  «Кто быстрее?» Цель: закрепить  представления детей о внешнем виде растения.

Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.

Занятие №2 Тема: «Размножение

растений»

Цель занятия: Дать детям представление о размножении растений с помощью корня, стебля, листьев.
Игра  «Скорая помощь» Цель: воспитывать  заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Занятие №3

Тема  «Целебные комнатные растения»

Цель: познакомить детей с целебными комнатными растениями.

 

Игра  «Найди по описанию» Цель: закрепить  представление об особенностях внешнего вида комнатных растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Занятие №4 Тема «Что мы знаем о комнатных растениях» Цель: познакомить детей с целебными комнатными растениями.
Игра  «Посадим комнатное растение» Цель: Закрепить  умения детей сажать комнатные растения.

Информация о работе Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников