Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:48, курсовая работа
В современном обществе считается вполне нормальным воспитание ребенка в семье без отца. Отец в данный момент играет роль добытчика (денег, еды и т.д.) и роль в формировании сознания ребенка недооценивается.
Путем анализа и обобщения литературы по данной теме выявлена роль отца в воспитании ребенка, его место и функции в воспитании и развитии ребенка.
Задачи:
- обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания
отцом.
- Определение функций и места папы в воспитании и развитии ребенка, а также в формировании его здоровья;
Введение…………………………………………………………………..........2
I. Семейное воспитание
I.1. Роль матери и отца в воспитании ребенка……………………………….4
I.2. Зачем ребенку нужен папа или чего
не может женщина………………………………………………………………...7
I. 3. В чем разница между материнским и
отцовским воспитанием ………………………………………………………….9
I.4. Отцы и дети:
с чего начинается понимание……………………………………………...........10
Выводы по главе I………………………………………………………………..14
II. Отец в контексте семейного воспитания
II.1. Готовность к отцовству………………………………………………….15
II.2. Ребенок глазами отца……………………………………………………18
II.3. Отцы глазами детей……………………………………………………...21
II.4. Отец для сына и для дочери…………………………………………......24
II.5. Влияние отца на психическое развитие ребенка…………………........27
II.6. Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка
раннего возраста………………………………………………………………....32
II.7. Потребность ребенка в отцовской защите……………………………..37
II.8.Рольотца в воспитании подростка……………………………………….39
Выводы по главе II……………………………………………………………....42
Заключение…………………………………………………………………...43
Список литературы………
Введение…………………………………………………………
I. Семейное воспитание
I.1. Роль матери и отца в воспитании ребенка……………………………….4
I.2. Зачем ребенку нужен папа или чего
не может
женщина……………………………………………………………
I. 3. В чем разница между материнским и
отцовским
воспитанием ………………………………………………
I.4. Отцы и дети:
с чего
начинается понимание……………………………………………....
Выводы
по главе I……………………………………………………………
II. Отец в контексте семейного воспитания
II.1. Готовность к отцовству………………………………………………….
II.2. Ребенок глазами отца……………………………………………………18
II.3. Отцы глазами детей……………………………………………………...21
II.4. Отец для сына и для дочери…………………………………………......24
II.5. Влияние отца на психическое развитие ребенка…………………........27
II.6. Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка
раннего
возраста…………………………………………………………
II.7. Потребность ребенка в отцовской защите……………………………..37
II.8.Рольотца в воспитании подростка……………………………………….39
Выводы
по главе II…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных
двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает
личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.
Отец в современной российской семье выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё больше становится полноценным субъектом воспитания.
Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных воздействий как матери, так и отца. Мы не будем рассматривать в данной работе педагогический потенциал других членов семьи, а также стороннее воздействие на ребёнка. Остановимся на проблеме отцовства в современной российской семье.
Актуальность проблемы: в современном обществе считается вполне нормальным воспитание ребенка в семье без отца. Отец в данный момент играет роль добытчика (денег, еды и т.д.) и роль в формировании сознания ребенка недооценивается. Чтобы поддержать противоположную точку зрения и фактически подтвердить ошибочность данного мнения я выбрала темой своей курсовой работы «Роль отца в воспитании ребенка».
Цель: путем анализа и обобщения литературы по данной теме выявить роль отца в воспитании ребенка, его место и функции в воспитании и развитии ребенка.
Задачи:
- обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания
отцом.
-
Определение функций и места
папы в воспитании и развитии
ребенка, а также в
Объектом исследования данной работы является семейное воспитание.
Предметом исследования роль отца в семейном воспитании.
Гипотеза. В данной работе мы докажем, что роль отца в воспитании ребенка огромна и часто недооценивается.
I.Семейное воспитание
I.1.
Роль матери и отца в
воспитании ребенка
Появление ребенка в семье
является серьёзным
Освоение и формирование роли отца или матери — важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.
Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них.
- Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).
-
Ловушка ожидаемого
- Ловушка нормальности, или «все как у людей» - отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.
- Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» - ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанные с демонстрацией силы.
- Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).
- Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») - игнорирование личностного общения.
- Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.
- Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.
- Ловушка ревности к детям - нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.
Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: «Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».
Идеальный вариант - когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец - такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.
«Первый мужчина» в жизни девочки - ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.
Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.
Осложнить
процесс воспитания психологически
здоровой личности могут отсутствие
в семье одного из родителей
(по данным статистики, неполные
семьи составляют 14% среди
всех семей); наличие
у членов семьи психологически
асоциальных зависимостей; проживание
в семье тяжело больного человека.
I.2.
Зачем ребенку нужен
папа или чего не может
женщина...
Одной из примет нашего времени давно стала феминизация, т. е. преобладание женщин во всех сферах, активно формирующих личность, и соответствующие последствия этого.
Женщина, конечно, может научить решительности, прямодушию, целеустремленности, благородству, великодушию, честности, мужеству и мальчиков, и девочек, может развить в младшем качества, необходимые будущему лидеру, организатору...
Женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью - уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его. Женщина может многое! Может даже превосходить мужчину в чисто мужских качествах ("мужская решительность", "мужская прямота", "мужское великодушие" и пр.), может быть мужественнее многих мужчин...
Одного не может женщина - быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков...
А между тем, как бы ни была мать достойна уважения своего сына, как бы ни радовался он тому, что похож на нее, все же идентифицировать себя он может только с мужчиной.
Присмотритесь
к детям детсадовского
Почему
маленький Олег копирует жесты своего
деда, а не бабушки? Почему маленький
Борис оскорбляется, когда слышит
вполне дружелюбное обращение
Правда, в последние десятилетия форма одежды почти утратила атрибутику определенного пола, становясь все более "бесполой". Однако будущие мужчины требуют себе не юбку, не платье, а "штаны строченные", "джинсы с карманами". . . И как прежде, склонны оскорбляться, если их принимают за девочек. То есть срабатывает механизм однополой идентификации.
Птенцам певчих птиц нужно в определенное время их возраста услышать пение их взрослого соплеменника, иначе они так и не научатся петь.
Мальчику
необходим контакт с мужчиной
- в разные возрастные периоды, а
лучше - постоянно. И не только для
идентификации... И не только мальчику,
но и девочке - тоже...1
I.3.
В чем разница между
материнским и отцовским
воспитанием
С
точки зрения Э. Фромма, отцовская
любовь по сравнению с материнской
- любовь "требовательная", условная,
которую ребенок должен заслужить.
Отцовская любовь не является врожденной,
а формируется на протяжении первых
лет жизни ребенка. Для того чтобы
заслужить отцовскую любовь, ребенок
должен соответствовать определенным
социальным требованиям и отцовским
ожиданиям в отношении