Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:48, курсовая работа
В современном обществе считается вполне нормальным воспитание ребенка в семье без отца. Отец в данный момент играет роль добытчика (денег, еды и т.д.) и роль в формировании сознания ребенка недооценивается.
Путем анализа и обобщения литературы по данной теме выявлена роль отца в воспитании ребенка, его место и функции в воспитании и развитии ребенка.
Задачи:
- обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания
отцом.
- Определение функций и места папы в воспитании и развитии ребенка, а также в формировании его здоровья;
Введение…………………………………………………………………..........2
I. Семейное воспитание
I.1. Роль матери и отца в воспитании ребенка……………………………….4
I.2. Зачем ребенку нужен папа или чего
не может женщина………………………………………………………………...7
I. 3. В чем разница между материнским и
отцовским воспитанием ………………………………………………………….9
I.4. Отцы и дети:
с чего начинается понимание……………………………………………...........10
Выводы по главе I………………………………………………………………..14
II. Отец в контексте семейного воспитания
II.1. Готовность к отцовству………………………………………………….15
II.2. Ребенок глазами отца……………………………………………………18
II.3. Отцы глазами детей……………………………………………………...21
II.4. Отец для сына и для дочери…………………………………………......24
II.5. Влияние отца на психическое развитие ребенка…………………........27
II.6. Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка
раннего возраста………………………………………………………………....32
II.7. Потребность ребенка в отцовской защите……………………………..37
II.8.Рольотца в воспитании подростка……………………………………….39
Выводы по главе II……………………………………………………………....42
Заключение…………………………………………………………………...43
Список литературы………
Согласно
представлениям А. Адлера, роль отца в
воспитании заключается в поощрении
активности, направленной на развитие
социальной компетентности. Если мать
предоставляет ребенку
А.
Греймс отмечает: "Материнская забота
обеспечивает возможность принятия,
отцовская же забота побуждает к
отдаче. И то и другое необходимо
для развития личности"2.
I.4.
Отцы и дети: с чего начинается
понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в игру "Дочки-матери". Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае - только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца - лег на диван и сказал: "Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер". Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие, и в самых общих словах: "Ходят на работу", "Зарабатывают деньги", "Ругают маму", "Наказывают".
И в самом деле, современный папа часто становится для ребенка чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то "на работе" занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда на компьютер. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец - не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. "Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться", - часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, являются стереотипом нашей "культуры отцовства".
Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: "Интересно ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите? Играете ли вы с ним? В какие игры?". Большинство отцов отвечали так: "Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить... А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело".
Установка
на отстраненность часто становится
источником непонимания, недоверия, конфликтов
в последующие годы, вплоть до отрочества
и юности. Упущенные с самого начала,
в раннем детстве, первые контакты с
малышом, общение во время ухода
за ним, совместные прогулки, игры проявятся
впоследствии в трудностях взаимопонимания
между отцами и детьми, отсутствии
у ребенка доверия и
Проблема
установления контактов младенца с
отцом начиная с первых дней жизни
хорошо изучена зарубежными
Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. В ряде исследований было установлено, что позднее эти отцы привязываются к своим детям и заботятся о них гораздо больше, чем те, кто увидел ребенка впервые через несколько дней после его рождения. Присутствие на родах, совместные переживания и привязанность к жене укрепляют чувство общности между мужем и женой, которое нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.
По
результатам психологических
Однако психологи отмечали также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом они играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру "по кочкам, по кочкам", качают на ноге, кружат, катают на спине... Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы при виде отца тянутся к нему и поднимают брови: "Раз папа здесь, будем играть". В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило, предпочитали отцов. Предполагается, что это можно объяснить тем, что отцы играют с ними в более подвижные игры (Бразельтон).
Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своих детей, которые больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.
В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют "школы для пап", где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.
В
России же с ее культурными и историческими
особенностями наблюдается
Тем
не менее полученные данные показывают,
что не только на Западе, но и в
России отцы все чаще привлекаются
к уходу за грудными детьми и участвуют
в их воспитании наряду с матерями,
причем в семьях возникает сотрудничество,
какого прошлые поколения не знали.
Таким образом, функции отца в
семье претерпевают сравнительно быстрые
изменения, складывается новая модель
отцовства, сочетающая в себе две
формы эмоционального отношения
к ребенку - условную отцовскую и
безусловно-принимающую
Выводы
по главе I
Родительская
любовь матери и отца различаются. Любовь
матери является врожденной. Отцовская
же любовь не является врожденной, а формируется
на протяжении первых лет жизни ребенка.
Отец и мать несут различные воспитательные
функции и никого из них нельзя выключать
из воспитательного процесса.
II. Отец в контексте семейного воспитания
II.1.
Готовность к отцовству
Существует
психологическая связь между
сформированностью отцовского чувства
и уровнем зрелости личности родителя.
Вот почему гораздо чаще отцовство
в полной мере переживается отцами
поздних детей. Основная психологическая
трудность "незрелых" отцов (что,
впрочем, свойственно и молодым
матерям) заключается в неумении
извлекать удовольствие, радость
от общения с ребенком. Зрелость
отцовских чувств выражается в любящем,
принимающем стиле воспитания, ориентированном
на ребенка. Таким отцам свойственно
опекать ребенка, заботиться о нем.
Отцовство со всей силой захватывает
их именно в первые годы жизни ребенка.
Характеризуя любовь к ребенку зрелых
отцов, можно сказать, что они
испытывают потребность в том, чтобы
научить ребенка, передать ему свой
опыт, сделать ребенка своим
Что происходит, когда отцовские чувства или роль отца в семье недостаточно выражены? Как это сказывается на развитии ребенка?
Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания - следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.
Психиатр
Р. Кэмпбелл отмечает, что влияние
отца на половую идентификацию девочки
наиболее значительно проявляется
в период юности. Половая идентичность
девочки есть одобрение себя самой
как достойной
В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского Я. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками (Бютнер).
Известный отечественный психолог А.И. Захаров характеризует отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.
У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий, или педантизм отца также являются факторами невротизации ребенка.
Излишняя
строгость отца может спровоцировать
появление у сына страхов. Такой
же эффект наблюдается у дочери в
случае отсутствия четких требований
и вседозволенности со стороны отца
(А.И. Захаров).4
II.2.
Ребенок глазами
отца
В нашем сознании живет столетиями сформировавшееся представление о том, что папы всегда мечтают о сыновьях, а мамы - о дочерях. Казалось бы, так оно и есть - отец с сыном вместе что-нибудь мастерят, а девочка помогает матери по хозяйству... Однако в жизни, особенно в последнее время, типичной стала другая ситуация: муж реагирует на рождение собственного сына как на... младшего брата, испытывая мучительную ревность - "а как же я?"