Роль отца в воспитании ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе считается вполне нормальным воспитание ребенка в семье без отца. Отец в данный момент играет роль добытчика (денег, еды и т.д.) и роль в формировании сознания ребенка недооценивается.
Путем анализа и обобщения литературы по данной теме выявлена роль отца в воспитании ребенка, его место и функции в воспитании и развитии ребенка.

Задачи:

- обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания

отцом.

- Определение функций и места папы в воспитании и развитии ребенка, а также в формировании его здоровья;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..........2
I. Семейное воспитание
I.1. Роль матери и отца в воспитании ребенка……………………………….4
I.2. Зачем ребенку нужен папа или чего
не может женщина………………………………………………………………...7
I. 3. В чем разница между материнским и
отцовским воспитанием ………………………………………………………….9
I.4. Отцы и дети:
с чего начинается понимание……………………………………………...........10
Выводы по главе I………………………………………………………………..14
II. Отец в контексте семейного воспитания
II.1. Готовность к отцовству………………………………………………….15
II.2. Ребенок глазами отца……………………………………………………18
II.3. Отцы глазами детей……………………………………………………...21
II.4. Отец для сына и для дочери…………………………………………......24
II.5. Влияние отца на психическое развитие ребенка…………………........27
II.6. Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка
раннего возраста………………………………………………………………....32
II.7. Потребность ребенка в отцовской защите……………………………..37
II.8.Рольотца в воспитании подростка……………………………………….39
Выводы по главе II……………………………………………………………....42
Заключение…………………………………………………………………...43
Список литературы………

Файлы: 1 файл

роль отца в воспитании ребенка.docx

— 74.97 Кб (Скачать)

     Согласно  представлениям А. Адлера, роль отца в  воспитании заключается в поощрении  активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность  ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому  обществу. Отец является для детей  источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально  полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

     А. Греймс отмечает: "Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к  отдаче. И то и другое необходимо для развития личности"2. 

I.4. Отцы и дети: с чего начинается понимание 

     В одном из московских детских садов  психолог предложил детям 5-6 лет  поиграть в игру "Дочки-матери". Девочки быстро распределили между  собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае - только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца - лег на диван и сказал: "Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а  потом буду играть в компьютер". Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие, и в самых  общих словах: "Ходят на работу", "Зарабатывают деньги", "Ругают маму", "Наказывают".

     И в самом деле, современный папа часто становится для ребенка  чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то "на работе" занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и  телевизор, иногда на компьютер. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец - не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. "Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться", - часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение  от воспитания детей, похоже, являются стереотипом нашей "культуры отцовства".

     Психологи опрашивали молодых пап из семей  с ребенком первого года жизни: "Интересно  ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите? Играете ли вы с ним? В какие  игры?". Большинство отцов отвечали так: "Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить... А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это  дело".

     Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с  малышом, общение во время ухода  за ним, совместные прогулки, игры проявятся  впоследствии в трудностях взаимопонимания  между отцами и детьми, отсутствии у ребенка доверия и привязанности  к отцу.

     Проблема  установления контактов младенца с  отцом начиная с первых дней жизни  хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм  отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью  кесарева сечения, примерно в течение 15 минут. Им предлагали держать ребенка  на руках, разговаривать с ним, поглаживать  головку, ручки и ножки новорожденного. Так же, как и для матерей, ранний контакт с ребенком повлиял на последующее взаимодействие: такие  отцы были более активны, проявляли  больше понимания потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

     Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они переживали эмоциональный  подъем, гордость, росли в собственных  глазах. В ряде исследований было установлено, что позднее эти отцы привязываются  к своим детям и заботятся  о них гораздо больше, чем те, кто увидел ребенка впервые через  несколько дней после его рождения. Присутствие на родах, совместные переживания  и привязанность к жене укрепляют  чувство общности между мужем  и женой, которое нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

     По  результатам психологических исследований, младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень  умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечаются единство целей и согласие в принятии решений  по вопросам воспитания ребенка.

     Однако  психологи отмечали также, что отношение  к младенцам отцов, стремящихся  принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения  матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При  этом они играют с детьми иначе, чем  матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь  на физическое развитие ребенка: они  подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру "по кочкам, по кочкам", качают на ноге, кружат, катают на спине... Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего  возраста младенцы при виде отца тянутся  к нему и поднимают брови: "Раз  папа здесь, будем играть". В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась  возможность выбора партнера по играм, и они, как правило, предпочитали отцов. Предполагается, что это можно  объяснить тем, что отцы играют с  ними в более подвижные игры (Бразельтон).

     Отцы, у которых установились крепкие  эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к  изменяющимся потребностям и интересам  своих взрослеющих детей. В целом  такие отцы имеют большее влияние  на своих детей, которые больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех  отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

     В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют "школы для пап", где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

     В России же с ее культурными и историческими  особенностями наблюдается несколько  иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 1990-х  годов хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, но все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим отчасти социологи объясняют обнаруженную в результате опроса рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.

     Тем не менее полученные данные показывают, что не только на Западе, но и в  России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют  в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в  семье претерпевают сравнительно быстрые  изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две  формы эмоционального отношения  к ребенку - условную отцовскую и  безусловно-принимающую материнскую  любовь (0. Карабанова).3 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе I 

Родительская  любовь матери и отца различаются. Любовь матери является  врожденной. Отцовская же любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Отец и мать несут различные воспитательные функции и никого из них нельзя выключать из воспитательного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Отец в контексте семейного воспитания

II.1. Готовность к отцовству 

     Существует  психологическая связь между  сформированностью отцовского чувства  и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство  в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая  трудность "незрелых" отцов (что, впрочем, свойственно и молодым  матерям) заключается в неумении извлекать удовольствие, радость  от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном  на ребенка. Таким отцам свойственно  опекать ребенка, заботиться о нем. Отцовство со всей силой захватывает  их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя любовь к ребенку зрелых отцов, можно сказать, что они  испытывают потребность в том, чтобы  научить ребенка, передать ему свой опыт, сделать ребенка своим наследником  – в высшем культурном смысле, то есть передать в будущее все лучшее, чем владеет сам. Эти отцы более  эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты - потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и сила.

     Что происходит, когда отцовские чувства  или роль отца в семье недостаточно выражены? Как это сказывается  на развитии ребенка?

     Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но в  воспитании или развитии ребенка  либо бездействует, либо действует  искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий  авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования  матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.

     При нормальных условиях отец значительно  влияет на половую идентификацию  ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания - следовательно, воздействует на формирование половой  идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают  незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих  сыновей; при этом недостаточный  опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют  формирование отцовских чувств у  мальчика и юноши, что часто в  будущем неблагоприятно сказывается  на воспитании своих собственных  детей.

     Психиатр  Р. Кэмпбелл отмечает, что влияние  отца на половую идентификацию девочки  наиболее значительно проявляется  в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой  как достойной представительницы  женского пола. Именно в этом возрасте (13-15 лет) она должна получить признание  своей значимости как будущей  женщины в основном от отца. Он способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при  отсутствии реальной модели отношений  между мужчиной и женщиной, может  сформироваться нереалистичное отношение  к лицам мужского пола.

     В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или  слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению  к окружающим возникает у них  как бунт против излишней зависимости  от матери, ее феминизирующего влияния  на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского Я. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками (Бютнер).

     Известный отечественный психолог А.И. Захаров  характеризует отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в  общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное  мнение, чем на мнение окружающих.

     У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья  часто страдают неврозами в форме  энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий, или  педантизм отца также являются факторами  невротизации ребенка.

     Излишняя  строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой  же эффект наблюдается у дочери в  случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца (А.И. Захаров).4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.2. Ребенок  глазами отца 

     В нашем сознании живет столетиями сформировавшееся представление о  том, что папы всегда мечтают о  сыновьях, а мамы - о дочерях. Казалось бы, так оно и есть - отец с сыном  вместе что-нибудь мастерят, а девочка  помогает матери по хозяйству... Однако в жизни, особенно в последнее  время, типичной стала другая ситуация: муж реагирует на рождение собственного сына как на... младшего брата, испытывая  мучительную ревность - "а как  же я?"

Информация о работе Роль отца в воспитании ребенка