Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:48, курсовая работа
В современном обществе считается вполне нормальным воспитание ребенка в семье без отца. Отец в данный момент играет роль добытчика (денег, еды и т.д.) и роль в формировании сознания ребенка недооценивается.
Путем анализа и обобщения литературы по данной теме выявлена роль отца в воспитании ребенка, его место и функции в воспитании и развитии ребенка.
Задачи:
- обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания
отцом.
- Определение функций и места папы в воспитании и развитии ребенка, а также в формировании его здоровья;
Введение…………………………………………………………………..........2
I. Семейное воспитание
I.1. Роль матери и отца в воспитании ребенка……………………………….4
I.2. Зачем ребенку нужен папа или чего
не может женщина………………………………………………………………...7
I. 3. В чем разница между материнским и
отцовским воспитанием ………………………………………………………….9
I.4. Отцы и дети:
с чего начинается понимание……………………………………………...........10
Выводы по главе I………………………………………………………………..14
II. Отец в контексте семейного воспитания
II.1. Готовность к отцовству………………………………………………….15
II.2. Ребенок глазами отца……………………………………………………18
II.3. Отцы глазами детей……………………………………………………...21
II.4. Отец для сына и для дочери…………………………………………......24
II.5. Влияние отца на психическое развитие ребенка…………………........27
II.6. Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка
раннего возраста………………………………………………………………....32
II.7. Потребность ребенка в отцовской защите……………………………..37
II.8.Рольотца в воспитании подростка……………………………………….39
Выводы по главе II……………………………………………………………....42
Заключение…………………………………………………………………...43
Список литературы………
Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованные любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.
Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственны холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношение к ребенку).
Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном - чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение - все это несвойственно для большинства современных отцов.
В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец - он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.
Очень
осторожно следует пользоваться
порицанием и запрещением. Младенцы
уже в первом полугодии жизни
чрезвычайно чувствительны к
ним, а во втором становится очевидным,
что поощрение взрослого
Еще
одна негативная черта нашей традиции
воспитания - преобладание порицания
над похвалой. Многие папы думают, что
воспитывать - значит делать замечания,
запрещать, наказывать, и именно в
этом видят свою родительскую функцию.
В результате к 4-5 годам у ребенка
складывается представление об отце
как о человеке, который ожидает
от него "неправильного", "плохого"
поведения (в отличие от матери),
низко его оценивает - не только тот
или иной конкретный поступок, но и
его личность в целом. В дальнейшем
это представление
Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, и в конечном счете он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечаются напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.
С
воспитательной точки зрения поощрение
более информативно, чем порицание.
Когда ребенку запрещают что-
Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, такие отцы убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.
Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.
Эффективный
родитель выступает в роли консультанта
своего ребенка по всем вопросам. Кроме
того, он является "архитектором"
окружающей среды. Мать и отец должны
быть доступны для малыша, чтобы
объяснять ему незнакомое явление,
назвать новый предмет или
новый субъективный опыт, похвалить
за исследование, успешное действие. Важно
также установить для малыша границы
безопасной деятельности и помочь приспособиться
к социальным требованиям. В то же
время необходимо создавать среду,
стимулирующую и поддерживающую
познавательное и физическое развитие
ребенка, побуждать его самостоятельно
исследовать окружающий мир. Такое
поведение родителей будет способствовать
благоприятному умственному и эмоциональному
развитию детей8.
II.6.
Роль и функции отца
в воспитании и развитии
ребенка
раннего возраста
Уже на первом году жизни у ребенка формируется привязанность не только к матери, но и к другим взрослым, окружающим его. Младенец как бы выстраивает для себя некоторую иерархию предпочтений, напоминающую пирамиду, на вершине которой находится мать, а чуть ниже – остальные члены семьи. Но иногда ребенок бывает больше привязан к отцу, чем к матери.
Вероятно, это связано с тем, что в отдельных случаях папа больше времени проводит с ребенком и чаще, чем мать ухаживает за ним.
Рассмотрим подробнее роль отца в воспитании ребенка. Некоторые психологи полагают, что обычно в семье существует разделение обязанностей в вопросах, касающихся воспитания подрастающего поколения. Например, к матери младенец «склонен обращаться» в ситуациях, когда он чувствует дискомфорт, в частности, если он голоден, устал, испытывает легкое недомогание. Громкий крик ребенка в подобных случаях выражает призыв к матери, просьбу о помощи.
Именно от матери эту скорую помощь ребенок чаще всего получает, именно от нее он вправе ожидать поддержки.
Когда у ребенка хорошее настроение и его непосредственные потребности удовлетворены, малыш охотно вступает в контакт с другими взрослыми, например, с отцом.
Наиболее распространенной формой этого контакта может стать игра.
Играя с ребенком, отец поощряет его любопытство, формирует определенные двигательные навыки. Чаще всего именно в игре ребенок, которому нет и года, начинает понимать простейшие команды, такие как «возьми», «дай» и другие.
Но у главы семейства есть и своя, специфическая роль. И состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем мужского пола, а это значит, что он несет ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по-мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так, как это делает он сам. Первое и главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой образец настоящего мужчины. Заботясь о ребенке, оберегая его, родители вместе с тем передают ему и определенное представление о жизни, чтобы тот смог адаптироваться в обществе и со временем, когда покинет отчий дом, стать хорошим воспитателем уже своих детей. Уход за ребенком и забота о нем – самые легкие из родительских обязанностей. Научить с малолетства умению жить среди людей – задача куда более трудная и тонкая. Для этого никогда не бывает достаточно знаний и мудрости. Однако сам по себе факт, что у ребенка имеются отец и мать, исключительно важен для ребенка и его адаптации. И это понятно, ведь мир состоит из мужчин и женщин, и нужно знать и учитывать, как смотрят на вещи и те и другие.
Психологи
считают, что отец может во многом
повлиять на половую идентификацию
ребенка. Это понятие связанно с
формирующимся у ребенка
Как уже отмечалось выше, отец является для сына уже в раннем возрасте своеобразным примером, моделью подражания и, следовательно, значительно влияет на процесс половой идентификации. Психологические исследования показали, что первые признаки отождествления ребенка со своим полом проявляются еще в возрасте до 3-х лет.
В общении с отцом мальчик учится быть мужчиной путем подражания ему. А не будь мужчины в семье, мальчику многого не доставало бы, потому что матери может подражать только дочь.
Многие ученые полагают, что отец является для сыновей примером того, как следует сдерживать и контролировать себя. Другие считают, что отцы во многом влияют на моральное воспитание детей, формирование у них понятия о добре и зле.
Считается,
что чрезмерная враждебность по отношению
к окружающим возникает у подростков
как бунт против излишней зависимости
от матери, ее фиминизируещего (женского)
влияния на протяжении всего детского
возраста, для которого в отсутствии
отца нет мужской компенсации. Агрессивность,
по мнению сторонников этой точки
зрения, есть как бы выражение поиска
своего мужского «я». Полагают, что
агрессивность в этих случаях
есть проявление собственно мужских
черт, бессознательная попытка
Большинство исследований роли отца в воспитании касалось тех семей, где росли мальчики. А что происходит в семьях, где мать воспитывает дочь?
Оказалось, что вплоть до юношеского возраста отсутствие отца никак не проявляется в поведении девочек. Однако в юности возникают определенные сложности в установлении контактов и дальнейшем обращении с молодыми людьми. Причем подобные трудности появляются не в связи с общими подозрениями и сомнениями в отношении лиц мужского пола, а, скорее, из-за непомерной идеализации и нереалистического отношения к ним.
Девушки, не имея в детстве опыта общения с людьми противоположного пола, со всеми их достоинствами и недостатками, взрослея, пытаются найти того, кто бы соответствовал их возвышенному идеалу. Эти девочки не имели возможности наблюдать, как складываются отношения между мужчиной и женщиной в повседневной жизни.
Таким образом, чем больше времени уделяет отец общению с девочкой в раннем возрасте, тем более адекватные формы полового поведения формируются у нее в дальнейшем. Помимо этого, она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей. Например, супруг, который вносит в семью уверенность и покой, дает своим детям представление о мужчине совсем иное, нежели муж, что ищет опору в своей жене. Точно так же отец семейства, часто ссорящийся со своими родителями или родственниками жены, непременно подаст своим детям дурной пример вместо того, чтобы научить их относиться к родным с любовью и уважением. Это уроки первостепенной важности и для мальчика и для девочки. Ничего из того, что они узнают в последствии из книг и учебников, не оставит большего следа в их сознании, не повлияет так на их чувства. Вот почему хороший отец должен быть, прежде всего, образцом настоящего мужчины и уже потом – идеального мужа.
Быть отцом означает также хотеть и уметь общаться со своим ребенком. К сожалению, нет такого волшебного заклинания, которое помогло бы преуспеть в этом. Обычно характер взаимоотношений отца с ребенком отражает основные черты личности родителя.
Некоторые психологи считают, что для мужского склада ума скорее характерно развитие математических, а для женского – гуманитарных способностей. Этому соответствуют данные о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности.
И все-таки, что делает мужчину хорошим отцом? Ответ крайне прост. Если отец является яркой личностью, если он готов поделиться своими знаниями и опытом, несомненно, это хороший отец. Если же он идет на жертву, соглашаясь отправиться с детьми в цирк, а там оказывается беспомощным в шумной толпе, проку от него мало.
Способен ли отец в одиночку воспитывать ребенка? Этот вопрос в наше время далеко не риторический. Нередко по разным причинам (развод, смерть матери, усыновление и др.) отцы вынуждены воспитывать детей сами.
Психологи изучали подобные семьи и конкретно те проблемы, которые встают в таких случаях перед отцами. Выяснилось, что мужчины вполне успешно справлялись со своими обязанностями и не стремились ради облегчения этих обязанностей жениться вторично. Общие трудности, возникавшие у отцов- одиночек, были связаны с отсутствием терпения и недостатком времени, а также с постоянными сомнениями при принятии решений, касающихся вопросов воспитания. Вместе с тем, став отцами-одиночками, такие люди начинали более ответственно относиться к детям, меняли свое отношение к ребенку, пытаясь, в чем возможно, заменить ему мать. Конечно, многие из них жаловались на чрезмерную загруженность, связанную с работой по дому, и постоянное чувство усталости.