Эссе
по теории обучения и воспитания:
Роль СМИ в воспитании.
Воспитание – это процесс организованного
и целенаправленного воздействия на личность
и поведение ребенка. То есть воспитание
можно рассматривать как совокупность
факторов, действий и приёмов, которые
будучи организованы, формируют личность
ребёнка.
Конечно, в идеале всё, что оказывает
хоть какое-то влияние на развитие и формирование
личности ребёнка должно чётко контролироваться,
родителями, педагогами, детскими психологами
и так далее. Но на деле, по каким-либо причинам
некоторые факторы не могут попасть под
полный контроль со стороны родителей,
педагогов. Или же этим факторам не придают
особого значения сами родители. К
таким фактором, на мой взгляд, можно отнести
СМИ.
СМИ (средства массовой информации)
- под этим понятием подразумевают целую
«систему учреждений, созданных в обществе
для открытой, публичной передачи информации
с помощью специальных технических средств». К ним относят печатные издания,
радио, телевидение, и другие формы распространения
информации.
СМИ оказывают влияние почти
на все сферы и институты общества, включая
политику, здравоохранение, образование,
религию. Они формируют и распространяют
не только массовую культуру, но и восприятие
и интерпретация важнейших явлений и событий,
происходящих в стране и мире. Обстоятельства
или события приобретают особую актуальность
или вовсе другое значение, будучи освящёнными
в СМИ.
Так же велико влияние СМИ и
на процесс формирования личности ребёнка,
так как на сегодняшний день телевидение
и интернет стали неотъемлемой частью
жизни не только взрослого, но и ребёнка.
Особое место среди многочисленных видов
средств массовой информации занимает
телевидение и компьютеризация, из-за
их возможного наглядно-образного восприятия,
что обеспечивает более сильное эмоциональное
влияния на ребёнка. Над проблемой такого
влияния работают многие известные научные
учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский
институт по изучению средств массовой
коммуникации, Национальный институт
психического здоровья США и т.д.). Вопрос
о влиянии средств массовой информации,
а именно телевидения, вызывает множество
дискуссий, и в настоящее время существует
две точки зрения на эту проблему: средства
массовой информации оказывают позитивное
влияние; оказывают негативное влияние.
Мнение, что современные СМИ
оказывают исключительно негативное воздействие
на развитие детей, пропагандируя насилие,
жестокость и ложные идеалы, неверно. Безусловно,
существует множество телепрограмм, фильмов,
не предназначенных для детей. Но и те
мультфильмы, детские передачи, предназначенные
для развлечения ребёнка, могут нанести
вред и его психике, привести к неправильным
выводам о мире, поведении и отношению
к родителям, окружающим, природе и так
далее.
За последние 40 лет в мире было
проведено более 1000 исследований, посвященных
влиянию телевидения и кинематографа
на детей. Исследования проводились во
многих странах мира, среди мальчиков
и девочек, принадлежащих к различным
расам, национальностям и социальным группам.
Тем не менее, результаты исследований
были практически идентичны: агрессия
на экране делает детей более агрессивными
по отношению к людям, животным и к неодушевленным
предметам. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения,
принятые или не непринятые обществом.
Однако воспитать ребенка в
информационном вакууме невозможно. Многие
родители поняли, как может отразиться
на формировании личности ребёнка не предназначенные
для него фильмы. Поэтому всё больше родителей
стали интересоваться, что смотрит или
читает их ребёнок.
Современные технологии производства
позволяют контролировать телеканалы,
которые смотрит ребёнок. Существует
множество компьютерных программ, которые
блокируют вредные сайты. И нужно признать,
эта система действительно эффективна,
когда ребёнок дома или в детском учреждении.
Но, к сожалению, не все родители пользуются
ей.
Так же не так давно в силу
вступил закон "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию".
Теперь можно узнать возрастное ограничение
для любого фильма, телепрограммы, которые
транслируются по телевидению или
показываются в кинотеатрах. Однако эти
ограничения весьма условны, их не обязательно
соблюдать. Не все родители соблюдают
эти ограничения, но в кинотеатрах стараются
следовать федеральному закону. На мой
взгляд, эти ограничения не всегда верны,
но это связано и с тем, что современные
развлекательные передачи для детей крайне
редко могут оказаться полезными и добрыми.
Но реклама на телевидении
всё ещё остаётся неконтролируемой. Рекламные
ролики занимают значительную часть телеэфира,
они буквально пропагандируют огромное
количество ненужных товаров. Она может
повлиять на складывающееся мировоззрение.
В рекламе в самом благоприятном свете
выставляется материальный успех, самолюбие,
получение удовольствий.
Мы не можем знать наверняка,
как сильно в личности ребёнка отразится
увиденное, услышанное, прочитанное. Насколько
сильно приживутся в ребёнке те идеалы,
которые мы видим с экранов? И каким будет
поколение, выросшее на этих идеалах? На
эти вопросы мы не можем дать определённые
ответы, предположения уже не внушают
уверенности.
При всём негативном влиянии
СМИ, хотелось бы отметить, что при правильном
использовании и должном контроле СМИ
могут оказывать и положительное влияние.
Чтобы сделать управляемым
воздействие средств массовой информации
на учащихся, ученые-педагоги предложили
несколько вариантов использования новейших
технологий в воспитании и образовании.
Один из них получил название «мультимедиа».
Его смысл состоит в комплексном использовании
технических средств информации для школьного
воспитания и образования для создания
новых возможностей передачи знаний, восприятия
знаний, оценки качества обучения и, безусловно,
всестороннего развития личности обучаемого
в ходе учебно-воспитательного процесса.
Если мы посмотрим функции СМИ,
то среди них увидим две представляющие
для нас особый интерес: культурно-просветительская
и образовательная функции.
Любая телевизионная передача
в той или иной мере приобщает зрителя
к культуре. Даже в информационных выпусках
сам облик показываемых людей, их манера
общения, степень грамотности оказывают
влияние на зрительские установки. Ведущие
информационных и других программ воспринимаются
как некие эталоны. Итак, к культуре (или
ее отсутствию) имеет отношение всякая
телепередача. Но есть такие программы,
в том числе особый канал «Культура», которые
специально создавались для приобщения
к достижениям науки и культуры.
Образовательная функция СМИ
прослеживается в образовательных статьях,
передачах, каналах. Современное телевидение
открывает множество возможностей для
получения многих разнообразных знаний
обо всём на свете. Почти на каждом телеканале
есть несколько образовательных передач,
рассчитанных на детей разного возраста.
И нужно отдать должное, эти передачи способны
многому научить даже взрослого.
В формировании патриотической позиции
главную роль отводят электронным и печатным
источникам информации. Роль СМИ в процессе
патриотического воспитания нельзя оценивать
однозначно. СМИ, безусловно, способны
оказать положительное влияние на
формирование любови к Родине, патриотизма. Широкие возможности
СМИ и технологий позволяют воссоздать
исторические события, реконструировать
битвы, снимать фильм об истории нашей
страны, которые способны привить гордость
за свой народ. Но в тоже время, постоянные
сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых
норм событиях порождают у читателей,
слушателей и зрителей беспокойство и
страх, пессимизм в отношении возможности
искоренения негативных явлений.
В заключение хотелось бы сказать, что
невозможно недооценить роль СМИ в жизни
общества, в воспитании. СМИ уже давно
являются неотъемлемой частью жизни каждого
из нас. Они раскрывают широкие возможности
для формирования нравственной личности,
с помощью СМИ мы можем охватить всё содержание
воспитания: нравственное, патриотическое,
политическое, экологическое, эстетическое
и многие другие. Велико влияние средств массовой информации
на развитие личности современного ребенка,
поэтому оно должно корректироваться
влиянием других общественных институтов,
таких как семья, школа, социальное окружение.
Невозможно оградить ребёнка от СМИ, но
мы в силах не только контролировать и
отфильтровывать получаемую им информацию, но и предотвратить негативные последствия
неграмотного и неразумного пользования,
научив правильно вести себя в мире информации.
А также научить ребёнка тому, что существует
много других способов развлечения или
нахождения информации, которые окажутся
не просто полезнее, но и приятнее и интереснее.