Роль отца в домашнем воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 12:06, реферат

Краткое описание

Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Социально-психологические модели отцовства………………………………..4

Готовность к отцовству…………………………………………………………...6

Разница между материнским и отцовским воспитанием………………………7

Отцы и дети: с чего начинается понимание……………………………………..9

Влияние отца на психическое развитие ребенка………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

роль отца в домашнем воспитании - копия.docx

— 39.52 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «Пермский государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  отца в домашнем воспитании 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2010 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Социально-психологические  модели отцовства………………………………..4

Готовность  к отцовству…………………………………………………………...6

Разница между материнским и отцовским  воспитанием………………………7

Отцы  и дети: с чего начинается понимание……………………………………..9

Влияние отца на психическое развитие ребенка………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  литературы………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

       Исторически развитие института отцовства связывают  с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость  ее наследования одним из сыновей. Так  обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция  обеспечения женщин и детей.

       Итак, родительское поведение мужчины  является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит  от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Социально-психологические  модели отцовства

         Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни, т.е. патриархальная семья. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание прежде всего сына и то лишь с того  момента, когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать  отцовское  дело.

        В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что  являлось базой для повышения  их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме  до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

        В последнее время  в публицистике и СМИ дискутируются  вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца.

        Чтобы понять особенности  нынешних отцов, следует рассмотреть  изменения, происходящие с семьей в  обществе.

        Изменения, связанные  с семьей, наметились еще в 1960-е  годы, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения  в семье. Если раньше женщина социально  и экономически зависела от мужа - главы  и кормильца семьи, то теперь во многих семьях ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, успешно конкурирующие  с мужчинами на производстве и  в профессиональной карьере. При  этом женщины все больше времени  проводят вне семьи, и тогда перед  супругами возникает вопрос распределения  не только домашних обязанностей, но и  воспитательных функций.

        Новый взгляд на гендерные  роли с ростом феминизации не мог  не повлиять на институт отцовства. В  традиционной модели роль отца в воспитании (особенно в первые годы жизни ребенка) рассматривалась как преимущественно  вспомогательная. Однако уже в 1980-е  годы в странах Европы и США  социологи и психологи обозначили "новый образ мужчины", который  был во многом противоположен традиционному. Отличия заключались прежде всего  в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала  участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный  контакт с ребенком.

       Появление современной модели отцовства связывают  с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и  обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки  зрения американских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом  к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих  детей по сравнению с отцами, проявляющими "чисто мужские" качества. Последние  бывают гораздо более требовательными  и строгими родителями, однако ежедневные заботы они склонны возлагать  на жен.

       В России же с ее культурными и историческими  особенностями наблюдается несколько  иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 1990-х  годов хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, но все же, не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием.   А многие мамочки, взяв на себя все заботы по дому и детям, забывают вовлекать отца в вопросы воспитания ребенка. Им кажется, что мужчина не сможет правильно покормить, помыть ребенка, проверить уроки или уложить спать. Нередко  значительную  роль   в  жизни современной российской семьи играет бабушка со  стороны матери. При этом положение  отца  становится еще более тяжелым.  Вялый и безвольный, он  оттесняется  двумя  энергичными  женщинами  на  периферию  семьи,  теряя уважение и привязанность детей.

       А.Максимов автор книги «Кормящий отец. Пособие для сумасшедших пап» считает, что все отцы делятся на три категории: «сумасшедшие отцы», «равнодушные отцы» и «злостные алиментщики».  «Причем, «отец сумасшедший» - есть не только звание самое почетное, но и состояние абсолютно естественное».  
 
 
 
 
 

Готовность  к отцовству

       Существует  психологическая связь между  сформированностью отцовского чувства  и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство  в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая  трудность "незрелых" отцов (что, впрочем, свойственно и молодым  матерям) заключается в неумении извлекать удовольствие, радость  от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, понимающем стиле воспитания, ориентированном  на ребенка. Таким отцам свойственно  опекать ребенка, заботиться о нем. Отцовство со всей силой захватывает  их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя любовь к ребенку зрелых отцов, можно сказать, что они  испытывают потребность в том, чтобы  научить ребенка, передать ему свой опыт, сделать ребенка своим наследником  – в высшем культурном смысле, то есть передать в будущее все лучшее, чем владеет сам. Эти отцы более  эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и сила.

       А.Максимов в своей книге выразил мнение о готовности к отцовству следующим образом: «Ты молод и мечтаешь о ребенке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребенка? Победитель ли ты, преодолел ли самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей? Об этом спрашиваю я тебя. Или в желании твоем говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой? Я хочу, чтобы победа и свобода твои страстно желали ребенка. Живые памятники должен ты ставить победе и освобождению. Ты должен строить превыше и дальше себя. Но прежде построй самого себя, соразмерно в отношении души и тела. Возрастай же не только вширь, но и ввысь. Сад супружества да поможет в этом тебе!» 
 
 
 
 

Разница между материнским и отцовским воспитанием 

        Знаменитый американский психиатр  Э.Фромм,  автор  переведенной  у  нас недавно книги «Быть  или  иметь»,  анализируя  традиционную  семью,  выделил отцовский и материнский подходы к детям как два  принципиально  разных  типа любви.

        Отцовская любовь требовательна. Она  стремится  к  справедливости,  к тому, чтобы любить ребенка  в  соответствии с его заслугами — не больше, но и не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости.  Мать  любит ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее  ребенок.  Она не требует никаких заслуг; красивый и урод,  умный и бестолковый,  трудяга и лентяй — все  в  равной мере достойны материнской любви. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

        Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается  в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку  возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет  ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей  и идеалов, профессиональной ориентации.

        А. Греймс отмечает: "Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская  же забота побуждает к отдаче. И  то и другое необходимо для развития личности".

        Психологи отмечали также, что отношение к младенцам  отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно  играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При  этом они играют с детьми иначе, чем  матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь  на физическое развитие ребенка: они  подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру "по кочкам, по кочкам", качают на ноге, кружат, катают на спине... Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы при виде отца тянутся к нему и поднимают брови: "Раз папа здесь, будем играть". В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило, предпочитали отцов. Предполагается, что это можно объяснить тем, что отцы играют с ними в более подвижные игры (Бразельтон).

        Идеальный вариант  — когда мать  в  своем  поведении  демонстрирует  чисто женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность  к эмоциональной поддержке  и  сопереживанию,  а  отец  — такие черты,  как   энергичность, уверенность в себе,  силу,  ум,  деловитость.  Дети в такой семье легко осваивают модели  мужского  и женского  поведения,  безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отцы  и дети: с чего начинается понимание

       В одном из московских детских садов  психолог предложил детям 5-6 лет  поиграть в игру "Дочки-матери". Девочки быстро распределили между  собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае - только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца - лег на диван и сказал: "Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а  потом буду играть в компьютер". Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие, и в самых  общих словах: "Ходят на работу", "Зарабатывают деньги", "Ругают маму", "Наказывают".

Информация о работе Роль отца в домашнем воспитании