Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:02, контрольная работа
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.
Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей.
Введение
Роль отца в семье
Виды семейных ролей
Структурная модель феномена отцовства
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: _____"Роль отца в семье"____
Выполнил: ____Черемных Ольга Павловна_____
(ФИО)
______________________________
(подпись)
Научный руководитель:_Мылтасова О.В._________
(ученая степень, звание, ФИО)
______________________________
(подпись)
Оценка: ______________________________
Краснотурьинск 2012
Содержание
В настоящее время, в силу
сложных социально-
Исторически развитие
института отцовства связывают с возникновением
частной собственности, когда появилась
естественная необходимость ее наследования
одним из сыновей. Так обществом за мужчиной,
хранителем традиций, была закреплена
функция обеспечения женщин и детей.
Итак, родительское поведение
мужчины является по своей сути социальным
и без соответствующих социальных условий
может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое
содержание отцовской роли во многом зависит
от опыта собственной социализации мужчины
в родительской семье, от того, какую модель
отцовства демонстрировал в семье отец.
Наиболее распространенной
до недавнего времени была традиционная
модель отцовства, в которой отец - кормилец,
персонификация власти и высшая дисциплинирующая
инстанция, пример для подражания и непосредственный
наставник во вне семейной, общественной
жизни.
Отцовская роль включала в себя ответственность
за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном
обществе труд отцов был всегда на виду,
что являлось базой для повышения их авторитета.
Отец был главой семьи, человеком, который,
принимая важные решения, советовал, руководил,
потому что из всех членов семьи он был
наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная
модель отцовства в той или иной форме
до сих пор встречается в обществах, где
сохраняются традиционные виды хозяйственной
деятельности.
В последнее время в публицистике
и СМИ дискутируются вопросы, связанные
с традиционным и современным пониманием
роли отца, возникают мифы о «крахе семьи»,
«утрате отцовского авторитета», «доминировании
матери в воспитании детей».
Чтобы понять особенности
нынешних отцов, следует рассмотреть изменения,
происходящие с семьей в обществе. Изменения,
связанные с семьей, наметились еще в 1960-е
годы, когда резко возросла трудовая и
профессиональная занятость женщин. Это
привело к изменению их жизненных стратегий
и положения в семье. Если раньше женщина
социально и экономически зависела от
мужа - главы и кормильца семьи, то теперь
во многих семьях ответственность за материальное
обеспечение семьи берут на себя женщины,
успешно конкурирующие с мужчинами на
производстве и в профессиональной карьере.
При этом женщины все больше времени проводят
вне семьи, и тогда перед супругами возникает
вопрос распределения не только домашних
обязанностей, но и воспитательных функций.
Новый взгляд на гендерные
роли с ростом феминизации не мог не повлиять
на институт отцовства. В традиционной
модели роль отца в воспитании рассматривалась
как преимущественно вспомогательная.
Однако уже в 1980-е годы в странах Европы
и США социологи и психологи обозначили
«новый образ мужчины», который был во
многом противоположен традиционному.
Отличия заключались, прежде всего, в отношении
к маленьким детям: новая модель отцовства
подразумевала участие в уходе, проявление
заботы, умение вступать в эмоциональный
контакт с ребенком.
Появление современной модели
отцовства связывают с демократическими,
гуманистическими тенденциями в обществе,
равноправием супругов в распределении
прав и обязанностей в семье. Отец и мать
в современной семье представлены как
равноправные партнеры. С точки зрения
американских психологов, успешное отцовство
характеризуется активным участием в
воспитании детей, интересом к успехам
ребенка и частым общением с ним. Обычно
такие отцы менее суровы, лучше понимают
своих детей по сравнению с отцами, проявляющими
«чисто мужские» качества.
Исследование проблемы отцовства
на фоне снижения воспитательной роли
отца в семье приобретает сегодня не только
теоретико-практическое, но и социальное
звучание. Можно выделить лишь небольшое
количество работ, в которых выражен научный
интерес к проблеме отцовства: И. С. Кон
– изучение отцовства как социокультурного
феномена; В. А. Сухомлинский - педагогические
аспекты отцовства и др. Однако целенаправленного
психологического исследования феномена
отцовства до сих пор не проводилось. Этим
и обосновывается актуальность темы данной
курсовой работы.
1.Роль отца в семье
Отец, папа, папочка…
Что означают эти слова для ребенка?
Мы продолжаем утверждать: «Отец должен
быть!» Но почему? В чем роль отца? Попробуем
разобраться.
Если в семье родилась девочка,
то первый опыт общения с мужчиной она
получает именно в контакте с папой. Не
зря бытует мнение, что женщины выбирают
мужей, похожих на прародителя. Она подсознательно
повторяет в своей семейной жизни модель
отношений мамы и папы, плоха она или хороша.
А мальчики? Они живут по принципам
и подобию своих отцов. Уже с 3-5 лет они
моделируют свое поведение в соответствии
с папиным примером. Если в семье без отца
и вырастет не «маменькин сын», то представить
его заботливым и сильным по отношению
к женщинам очень сложно.
Получается, что человек, с рождения
не осознавший сосуществование двух миров
– мужского и женского – ограничен в своих
возможностях и тяжело ориентируется
во внешней среде.
В одном из детских садов города
N психолог предложил детям 5-6 лет поиграть
в известную игру «Дочки-матери». Девочки
быстро распределили между собой роли
мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков
не соглашался быть папой, в лучшем случае
– только сыночком или собачкой. После
долгих уговоров один из мальчиков согласился
на роль отца – он лег на диван и сказал:
«Дайте мне газету и включите телевизор.
Не шумите! Я посплю, а потом буду играть
в компьютер». Так он провел всю игру. На
вопрос психолога, что делают мамы, бабушки,
все дети, включая мальчиков, отвечали
охотно и подробно. О том, что делают папы,
рассказали немногие и в самых общих словах:
«ходят на работу», «зарабатывают деньги»,
«ругают маму», «наказывают».
И в самом деле, современный папа
для своего ребенка часто становится чем-то
мифическим и недоступным. Он уходит рано
утром, целый день где-то «на работе» занимается
чем-то важным, а вечером возвращается
усталым. Его хватает только на газету
и телевизор, иногда и компьютер. По существу,
работа, увлечения, жизнь отца проходят
мимо внимания ребенка. Отец – не партнер,
не друг, а некая карающая инстанция. «Вот
скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться»,
– часто грозит мама. Такое отчуждение,
отстранение от воспитания детей, похоже,
является стереотипом нашей «культуры
отцовства».
Психологи опрашивали молодых
пап из семей с ребенком первого года жизни:
«Интересно ли Вам общаться со своим малышом?
Сколько времени Вы с ним проводите? Играете
ли Вы с ним? В какие игры?» Большинство
отцов отвечали так: «Да что он понимает!
Вот подрастет, будем с ним в футбол играть,
на хоккей ходить, а пока пусть мама с бабушкой
нянчат».
Для нашей культуры не характерно
внешнее проявление любви, нежности отца
к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу
за руку с сыном – чаще они идут рядом
и даже не разговаривают, как будто папа
просто сопровождает ребенка. Обнять,
посадить на колени, похвалить, расспросить,
что видел на прогулке, в детском саду,
восхититься сооружением из кубиков, рисунком,
умением танцевать, рассказывать стихотворение
– все это не свойственно для большинства
современных отцов.
В наши дни любовь отца к ребенку
чаще всего выражается в покупке дорогой
игрушки. Но гораздо больше даже самой
привлекательной игрушки ребенку нужны
отцовское внимание, участие, понимание,
дружба, общность интересов. Папа – не
просто кормилец, но человек, открывающий
ребенку мир, помогающий ему расти умелым,
уверенным в себе.
Еще одна негативная черта нашей
современной тенденции воспитания – преобладание
порицания над похвалой. Многие папы думают,
что воспитывать – значит делать замечания,
запрещать, наказывать и именно в этом
видят свою родительскую функцию. В результате
к 4-5 годам у ребенка складывается представление
об отце как человеке, который, в отличие
от матери, ожидает от ребенка «неправильного»,
«плохого» поведения, низко его оценивает
– не только тот или иной конкретный поступок,
но и личность ребенка в целом. В дальнейшем
это представление распространяется на
других людей – ребенок становится неуверенным
в себе, ожидает от окружающих негативных
оценок своих способностей и умений.
К сожалению, сегодня существует
множество мужчин, которые только претендуют
на роль отца, но в реальности им никогда
не являлись. Ведь настоящее отцовство
– это больше, чем просто рождение детей,
это – посвященность, ответственность,
справедливость и любовь к своим детям.
Совершенный образ Небесного Отца является
тем примером, к которому должен стремиться
каждый мужчина. Ведь никакая, даже самая
совершенная мать не сможет заменить отца,
и каждый ребенок в любом возрасте для
своего гармоничного развития нуждается
в отцовском попечении, отцовском духовном
авторитете. Библейское отцовство базируется
на:
- участии, когда отец проводит
время с детьми, помогает в решении их
нужд, жертвует ради детей своими интересами;
- постоянстве, которое выражено
в эмоциональной выдержке, выполнении
своих обещаний (отец должен «держать
свое слово»), неизменности;
- осведомленности, когда отец
знает, что происходит в жизни его детей,
о чем они думают, что чувствуют;
- заботе, выражающейся в утешении,
одобрении, поддержке.
А я расту, как сквозь асфальт
травинка.
Ах, папа-папа! Я - твоя кровинка.
Таких травинок много под ногами,
И потому мы льнем поближе к маме.
2. Виды семейных
ролей
«По К. Киркпатрику,
существует три основных вида супружеских
ролей: традиционные, товарищеские, партнерские.
1. Традиционные роли предполагают со стороны
жены:
- рождение и воспитание детей,
- создание и поддержание дома,
- обслуживание семьи,
- преданное подчинение собственных интересов
интересам мужа,
- приспособленность к зависимости,
- терпимость к ограничению сферы деятельности.
Со стороны мужа:
- преданность матери своих детей,
- экономическая безопасность и защита
семьи,
- поддержание семейной власти и контроля,
- принятие основных решений,
- эмоциональная благодарность жене за
принятие приспособленности к зависимости,
- обеспечение алиментов при разводе;
2. Товарищеские роли требуют от жены:
- сохранения внешней привлекательности,
- обеспечения моральной поддержки и сексуального
удовлетворения мужа,
- поддержания полезных для мужа социальных
контактов,
- живого и интересного духовного общения
с мужем и гостями,
- обеспечение разнообразия жизни и устранения
скуки.
От мужа:
- восхищения женой,
- рыцарского отношение к ней,
- ответной романтической любви и нежности,
- обеспечения средств для нарядов, развлечений,
социальных контактов,
- проведения досуга с женой.
3. Роли партнеров требуют и от мужа, и от
жены:
- экономического вклада в семью в соответствии
с заработком,
- общей ответственности за детей,
- участия в домашней работе,
- распределение правовой ответственности.
Современные молодые
люди в своих предбрачных ожиданиях иногда
смешивают черты традиционной и эгалитарной
семьи. По данным опросов большой выборки
будущих молодоженов (438 пар), «17,6 % юношей
ориентировались на псевдотрадиционную
модель семьи с главенством мужа без его
ответственности за материальное обеспечение
семьи, а 28,4 % невест придерживались псевдоэгалитарной
модели, в которой было бы полное равенство
в загруженности бытовыми работами, и
в то же время приписывали мужу традиционную
обязанность содержать семью»[1].
Т.А. Гурко, изучавшая
факторы стабильности молодой семьи в
крупном городе на выборке из 300 пар, сделала
вывод о важности согласованности мнений
молодых супругов о том, в какой степени
жена должна посвятить себя профессиональной
деятельности, а в какой - семейным обязанностям.
От его решения зависит стиль отношений
в семье - традиционный или современный.
Мужчины, по мнению Т.А. Гурко, чаще, чем
женщины, отстаивают традиционные взгляды,
особенно в неуспешных браках. Совпадение
мнений по этому вопросу встречалось в
74 % удачных браков и лишь в 19 % неудачных.
Между тем у 52 % вступающих в брак молодых
пар полностью расходятся установки на
степень участия замужних женщин в социальной
активности.
По мнению Т.А.
Гурко, важный фактор стабильности молодых
семей - согласованность мнений супругов
о проведении свободного времени.
Мужчины недовольны ориентацией жен на
преимущественное проведение досуга вне
дома, а женщины не соглашаются с раздельным
с супругом проведением свободного времени
и с установкой мужей на «закрытую» форму
досуга. Мнения супругов по этим вопросам
полностью расходятся в 54 % неуспешных
семей и только в 6 % успешных. Т. А. Гурко
подчеркивает также дестабилизирующую
роль рассогласованности во взглядах
на характер распределения хозяйственно-бытовых
обязанностей и на тип главенства в семье.
Не меньшее значение
для стабильности брака имеет и согласованность
так называемых межличностных ролей -
своеобразной фиксации положения людей
в системе групповых связей.
Как и социальные, межличностные
роли могут входить в противоречия и препятствовать
семейной гармонии.
Следовательно, в нормально
адаптированной семье не только социальные,
но и межличностные роли должны быть:
а) «узаконены» членами семейного союза,
б) одобряемы, поддерживаемы и дополняемы.
Межличностная адаптация супругов имеет
три аспекта:
1)аффективный (эмоциональная составляющая
отношений);
2)когнитивный (степень их понимания);
3)поведенческий (непосредственно реализующееся
в них поведение).
Сущность вторичной адаптации
- это чрезмерное привыкание супругов
друг к другу, забвение супружеской любви
и неповторимо-личного характера семейного
объединения. Следует помнить, что вторичная
негативная адаптация столь же опасна,
как и первичная.
Процесс супружеской
адаптации тесно связан с процессом семейной
интеграции. Интеграция - это добровольное
объединение, согласование позиций, представлений
и мнений супругов по различным аспектам
семейной жизни. Сюда относятся: стиль
взаимных отношений, материально-бытовые
проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь
и проведение досуга и отдыха, а также
интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка,
взаимоотношения с родителями, отношение
к профессиональной и общественной деятельности
супругов, отношение к общественным ценностям»[2].
3. Структурная модель
феномена отцовства
В процессе теоретического
анализа работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филипповой,
Овчарова Р. В. разработала структурная
модель феномена отцовства. По предположению,
«в структуру отцовства[3] входят следующие
компоненты:
- потребностно-эмоциональный, включающий
биологические, социальные аспекты мотивации,
потребность в контакте, эмоциональные
реакции, переживания;
- операциональный, как осведомленность
и умения, операции по уходу за ребенком
и общение с ним;
- ценностно-смысловой, как отношение отца
к ребенку, включая экзистенциальные переживания.
Кроме того,
в данную структуру включается интегральный
сквозной компонент – оценочный, в который
входят:
1) самооценка как элемент Я-концепции,
принятие или непринятие роли отца и рациональная
и эмоциональная оценка себя как отца
и ребенка;
2) социальная оценка окружающих, базирующаяся
на принятых в данном конкретном обществе
социальных стереотипах и предписаниях
по выполнению роли, требованиях, которые
необходимо соблюдать для соответствия
статусу. Социальная оценка является базой
для формирования собственной оценки,
так как через социальные стереотипы формирует
образы Я-идеального. Оценочный компонент
является интегральным, так как пронизывает
и влияет на все остальные компоненты
структуры»[4].
Таблица 1 Структурная модель отцовства
Ценностно-смысловой блок |
Отношение к ребенку, экзистенциальные переживания |
ОЦ Е Н К А |
Самооценка |
Операциональный блок |
Знания и умения общаться и ухаживать за ребенком | ||
Потребностно-эмоциональный блок |
Биологические и социальные
аспекты мотивации |
Заключение
Итак, важное
воздействие на развитие ребёнка оказывает
отец. Проблема отцовства в психологии
является слабо разработанной и характеризуется
отсутствием каких-либо целостных концепций,
базирующихся на эмпирических исследованиях.
В основном рассматриваются данные о роли
отца в развитии ребенка, негативных последствиях
безотцовщины, доминировании материнского
начала в семейном воспитании и необходимости
взаимодействия материнства и отцовства.
Традиционные
роли отца и мужчины оставались неизменными
на протяжении многих поколений. В настоящее
время стереотип мужчины, а, следовательно,
и отца претерпевает серьезные изменения.
Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым,
включать в себя полярные качества. Раньше
отец был воплощением власти и инструментальной
эффективности, сейчас от мужчин ждут
ласки и нежности, мягкой и активной заботы
о детях.
Основная ролевая
позиция мужчины как супруга состоит в
том, чтобы быть достаточно профессионально
подготовленным для обеспечения себя,
жены, детей и других членов семьи, если
они есть.
Как муж мужчина
сегодня в большей мере, чем раньше, несёт
ответственность за супружеский комфорт.
Духовное общение между супругами, творческое
и разнообразное общение между супругами,
способствует гармоничному развитию личности
обоих партнёров.
Мужчина принимает
самое активное участие в хозяйственно-бытовой
деятельности семьи и наравне с женой,
другими членами семьи выполняет весь
объём домашней работы.
Как родитель он несёт
ответственность за воспитание детей.
Ему необходимо владеть навыками психологического
и педагогического воздействия, быть высоконравственным,
компетентным, настойчивым и демократичным.
Все эти позиции тесно связаны между собой
и оказывают влияние на развитие ребёнка
(прямо и косвенно).
Таким образом, отец
в семье даёт определённый образец поведения,
является источником уверенности и авторитета,
является олицетворением дисциплины и
порядка.
По мнению специалистов,
отец представляет ребёнку мир мысли,
созданные человеческим трудом вещи, закон
и порядок, дисциплину, путешествия и приключения.
Ребёнку всё время, на всех этапах развития,
необходим отец, однако особенно он начинает
нуждаться в отцовской любви, в его власти
и руководстве после пяти лет.
В раннем возрасте
глубже проявляется связь ребёнка с матерью,
а затем, уже в дошкольном возрасте, всё
большее значение приобретает отец. Дети,
выросшие без отца, часто имеют пониженный
уровень притязаний. У них выше уровень
тревожности и чаще наблюдается невротизация
характера.
Мальчики из неполных семей труднее налаживают
контакты со сверстниками, им труднее
даётся усвоение мужских половых ролей
и соответствующего стиля поведения, они
чаще других гипертрофируют мужское поведение,
проявляют агрессивность и грубость.
Учёные доказывают
наличие у детей потребности в отце в течение
всей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского
авторитета, может вырасти недисциплинированным,
асоциальным, агрессивным в отношении
взрослых и детей.
Итак, изучение отцовства
как психологического феномена является
важной проблемой, так как роль отца в
формировании личности ребенка также как
важна, как и роль матери. В дальнейшем
необходима разработка деятельностной
концепции отцовства, которая позволила
бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные
и инструментальные характеристики воспитательной
деятельности отца и субъективно-психологические
условия готовности к ней.
Список использованной литературы
1. Авдеева Н.Н. Роль
отца в развитии ребенка в
раннем возрасте//Дошкольное
2. Акивис Д.С. Отцовская любовь/Д.С. Акивис.
– М.: Профиздат, 1989.
3. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В.
Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
4. Достовалов С.Г., Мальцева Л.В. Отец и
сын: атрибутика мужского воспитания//http://adalin.
5. Дружинин В.Н. Психология семьи/В.Н. Дружинин.
– 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
6. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство
как структурно-динамический феномен//Сибирская
психология сегодня: Сборник научных трудов.
– Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С.
104-106.
7. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов
и психотерапия/А. И. Захаров. - М.: ЭКСМО-Пресс,
2000. - 448 с.
8. Краткий словарь по социологии/Под ред.
Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М., 1989.
9. Навайтес Г. Семья в психологической консультации/Г.
Навайтес. – М., 1999. – 224 с.
10. Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Научные предпосылки
к анализу проблемы отцовства как воспитательной
деятельности//Наука и образование Зауралья.
– Курган, 2005. - №1.
11. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение
родительства/Р.В. Овчарова. - М.: ЗАО «Институт
психотерапии», 2003. – 295 с.
12. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
13. Спок Б. Ребенок и уход за ним/Бенджамин
Спок. – 8-я ред. – М.: Попурри, 2007. – 704 с.
14. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра,
детство, семья/А.С. Спиваковская. – Том
2. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
15. Шнейдер Л.Б. Семейная психология/Л.Б.
Шнейдер. – 2-е изд. – М.: Академический
проект, 2006. – 768 с.
[1] Навайтес Г. Семья в психологической консультации/Г. Навайтес. – М., 1999. - 224с.
[2] Андреева Т. В. Семейная психология/Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с. С. 64-67
[3] См. таблицу 1
[4] Евсеенкова Ю. В., Портнова А. Г. Отцовство как структурно-динамический феномен//Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 104-106.
1